Браки заключаются не на небесах. Брайн Толман (Brian Tallman)
Богословие - Статьи

//Брайн Толман является пастором Пресвитерианской Церкви Новая Жизнь в Ла Месе, Калифорния.//

 Церковь веками не может определиться с тем, насколько ей надлежит соприкасаться с культурой и как с ней взаимодействовать. И судя по тому количеству книг, которые сейчас публикуются в связи с этим вопросом, церковь будет решать его еще очень долгое время. Но, может быть, все не так плохо. Природа нашего паломничества в этом мире такова, что мы не можем знать всего. Как пилигримы, мы признаемся, что мы путешествуем куда-то, но еще не дошли до конечной цели.

 Только немногие темы вызывают большее количество мыслей по поводу взаимодействия церкви и культуры, чем институт брака. И причина этого в том, что брак не является монополией церкви. Христиане и не-Христиане, подобно тем людям, которые были во времена Ноя, едят пьют и играют свадьбы (Мф. 24:28). Подобно искушениям, о которых говорит Павел, брак - это нечто общее для всего человечества (1 Кор. 10:13). Это часть нашей культуры, а не что-то отличительно Христианское. Он был до грехопадения и поэтому упоминается с предписаниями сотворения вместе с Субботой и трудом. Джеймс Дж. Уайт говорит об этом при описании Христианского бракосочетания:

 "Бракосочетание является одним из самых или даже самым радостным праздником из всех возможных. Но церковных подход к бракосочетанию тихий и осторожный, всегда предпочитающий оставить большую часть празднования за пределами церкви. Даже в наше время церемония бракосочетания являет собой любопытную смесь из Христианских и языческих элементов. Речь [священника] состоит из неприятной смеси литургического и юридического жаргона. Служитель выступает в качестве и пастора, и светского чиновника, подчиняющегося канонам закона и церковного, и светского сообщества. Свадьба [таким образом] представляет собой странную комбинацию Христа и культуры".

 Жан Кальвин подчеркивает эту же мысль в своем труде против брака, как таинства, когда сравнивает его с обычным призванием человека по жизни: "Брак - это благое и святое постановление Божье; но и земледелие, строительство, дорожные работы и парикмахерство [тоже] законные постановления Бога, но все же они не являются таинствами".

 Все это помогает объяснить, почему у неверующих могут быть хорошие, здоровые, сильные, созидающие культуру и полезные для общества браки. Отрицать это - значит отрицать также и то, что те, кто не в церкви, могут иметь хорошие, здоровы, сильные, созидающие культуру и полезные для общества профессии.

 Обыкновенная критика современного института брака на Западе включает признание в том, что его стали воспринимать слишком сентиментально. Но исходя из комментария Кальвина, я задаюсь вопросом, а не виновата ли церковь в том, что расценивает брак чересчур духовно? Это не то же самое, что сказать, что не существует Христианской этики в отношении брака. Конечно же, она есть. И это не то же самое, что сказать, что в браке нет возможностей для явления и отображения Евангелия. Они есть. Ведь когда Павел говорит о великой тайне брака, отображающего отношения Христа и Его церкви, он использует текст из Быт. 2:24: "Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть". Этот текст повсеместно рассматривается как установление брака в общем, а не специфически Христианского брака. А Брак, Христианский или нет - указывает на Евангелие.

 Можем ли мы увидеть это сверх-одухотворение брака в количестве Христианских книг, которые издаются по этой теме? На моем столе лежит две новых книги, которые мне настоятельно порекомендовали прочитать, не говоря уже о целой полке тех, которые у меня уже есть. Я всегда задаюсь вопросом: А нужна ли мне новая книга для тех пар, которые приходят за советом, готовясь вступить в брак - что-нибудь новое и более подходящее к настоящей ситуации? Автор одной из новых книг сказал, что при подготовке к написанию своей, он прочел 187 книг на эту тему и большинство из них были написаны Христианами и для Христиан. Я еще не прочитал ее, но если бы меня спросили, то я предположил бы, что большинство из них написаны в прошлом веке.

 Может быть, это сверх одухотворение брака очевидно из количества консультаций и конференций предлагаемых и посещаемых в связи с этим Христианами? Или это видно из того, сколько проповедей говорится на эту тему?

 Вот к чему я веду. Думаю, что мы представляем брак более тяжелым, чем он есть на самом деле. И что именно поэтому пары, приходящие ко мне за советом перед заключением брака запуганы до крайней степени - они думают, что они еще не готовы, и что их неизбежно ждет провал.

 Возможно, пришло время вернуть брак с небес на землю. Возможно, пришло время, когда мы должны понять, что этим установлением мы служим Богу и нашим ближним. Может быть уже пора осознать, что мы члены Христовы и принадлежим этой культуре. И вернув брак с небес на землю, может быть мы и поймем, что он не так уж и труден. И мы можем увидеть, что Бог благословляет наши браки и использует их для строительства и формирования культуры и как место для умножения Своей благодати.

 Журнал Tabletalk, Декабрь 2012. Служение Лигоньер. www.ligonier.org