Власть. Тим Келлер
Богословие - Статьи

 

Коренная идея современности - отрицание всех властей за пределами своего я. В 18 веке мыслители Европейского "Просвещения" настаивали на том, что современный человек должен подвергать сомнению все традиции, откровение и внешнюю власть, оценивая их в верховном суде своего разума и интуиции. [Подразумевая, что] мы сами себе моральная власть.

Но, не смотря на этот тектонический философский сдвиг в современном обществе, тем не менее, уже в продолжении долгого времени продолжают доминировать относительно стабильные институты. Люди все еще способны в большой степени определить свою коренную принадлежность к семейству или клану, к локальным светским сообществам и к роду своей деятельности или профессии. Все это, кажется, уходит в небытие, поскольку растворяется в "кислоте" современной идеи о том, что личное счастье должно быть на первом месте. Брак и семья, работа и карьера, соседство и светское общество - ни один из этих институтов теперь не является достаточно стабильным, чтобы отдельные люди могли на них положиться.

 Люди живут все более и более раздробленными жизнями, не думая больше о себе в терминах основных ролей в сообществах ("Христианин, отец, адвокат"). Вместо этого, их индивидуальность постоянно сменяет форму, пока они проходят через серии жизненных эпизодов, не имеющих тесной связи друг с другом. Они всегда готовы изменить направление и оставить обязательства и лояльность без угрызений совести, и устремиться, на основании личной выгоды, к наилучшей возможности, которая им доступна.

 Нить, которая связывает все это вместе, - невообразимость морального порядка с более фундаментальной властью, чем собственный опыт. Социолог Христиан Смит написал книгу под названием "Души в Движении", которая показывает во что верит молодежь в возрасте до 25 лет. Он обнаружил, что большинство из них считает, что это выбор их верований делает их истинной, а не истинность ведет к тому, чтобы ее выбрать. Он отмечает, что даже те молодые взрослые, которые ходят в консервативные церкви и называют себя Христианами, часто отказываются верить в Христианский запрет на до свадебный секс и прочие Библейские нормы, которые конфликтуют с их ощущениями и интуицией.

 Смит повествует о том, как он часто брал интервью у людей и спрашивал их, были ли их моральные убеждения (некоторые из которых были очень сильны) в основном субъективны, или же они на самом деле соответствовали реальности. Он обнаружил, что большинству из них было трудно даже понять сам вопрос. Он пришел к следующему выводу: "Они просто не могут поверить в, или даже понять, некую объективную истину, которая не зависит от их субъективного опыта" (стр. 37).

 Много лет назад, когда я был молодым Христианином, мое внимание было привлечено статьей о "Власти" Джона Стотта. Он спрашивал: "Почему люди должны верить в то, что Библия является Божьим Словом, что она вдохновлена Его Духом и имеет власть над их жизнями?" (Власть Библии, IVP, 1974, стр. 6). Для меня это был важный вопрос. Я решил, что я верю в Иисуса Христа, но мне не нравилась идея о том, что я должен верить всему в Библии.

Стотт писал, что мы не должны верить ей просто потому, что мы хотим быть догматичными и уверенными в наших верованиях, или потому что церковь непрестанно учит этому (хотя она так и делает), или потому что мы просто "ощущаем", что Библия - это истина, когда читаем ее. "Нет. Главная причина принятия богодухновенности и власти Писания - это просто проявление лояльности к Иисусу... Наше понимание всего обусловлено тем, чему учил Иисус. А это включает в себя учение о Библии. У нас нет такой свободы, чтобы исключить что-нибудь из Его учения и сказать: "Я верю в то, что Он учил об этом, но не верю в то, что Он учил об этом." Какие у нас могут быть права выбирать чему верить, а чему нет?" (стр. 7).

 Что Иисус думал о Библии? Он сказал, что ни йота (то есть малейшая буква или даже часть буквы) не исчезнет из Божьего слова до тех пор пока все не исполниться (Мф. 5:17-18 сравните с Ин. 10:35). В Евангелие от Матфея 19:5, Иисус говорит нам, что в книге Бытия Бог сказал: "посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей". Но когда вы посмотрите в Бытие 2:24, вы увидите, что это было написано человеком, вдохновленным автором Бытия. Так, для Иисуса, то, что говорит Писание - говорит Бог. И Иисус не просто верил Библии, но Он направлял и определял с ее помощью каждый свой шаг и деталь в Своей жизни (см. Ин. 19:28).

 Вопрос Стотта: "Какие у нас могут быть права выбирать чему верить, а чему нет?" - подобен молоту, который наносит удар по нашему современному стилю жизни. У нас есть сильное ощущение того, что мы имеем право, и даже обязанность выбрать какие части учения Иисуса мы можем принять, а какие отвергнуть. Но это не имеет смысла. Почему вы должны верить Ему как спасителю, если вы мудрее и умнее Его? Либо Он был тем, кто Он сказал, что Он есть, и тогда, Его воззрения осуждают наши, либо Он был обманщиком или заблуждался в том, что Он Сын Божий. Власть Иисуса и абсолютный авторитет Библии стоят или рушатся вместе. Если вы верите в то, что Он Сам о Себе говорил, тогда вы должны принять всю Библию как Божье Слово.

www.redeemer.com