Дорожа временем... Еф.5.16
Христиане должны не только учиться тому, чтобы улучшить возможности, которыми они пользуются для себя и своей пользы, но и трудиться, чтобы обратить других от злых путей их, ибо так Бог может отложить Свой гнев и время избавлено от того ужасного разрушения, которое должно будет прийти, когда будет положен конец времени Божия терпения. Именно поэтому апостол добавляет к сказанному, что дни лукавы. Точно так же он мог бы сказать, что растление стремится ускорить угрозу суда, но святое и осмотрительное хождение стремится искупить время от пожирающих челюстей бедствий. Тем не менее, конечно, многое и другое возвещается нам в этих словах, а именно, что мы должны придавать времени большое значение и быть весьма осторожными, чтобы не терять его; и поэтому мы призваны проявлять мудрость и осмотрительность, с тем чтобы выкупить время для себя. И это означает, что время драгоценно для нас.
1.Почему время так дорого
Время дорого для нас по следующим причинам.
Во-первых, потому, что счастливая или несчастливая вечность зависит от того, хорошо или плохо мы распорядимся им. Вещи драгоценны пропорционально их важности, того, как они касаются нашего блага. Люди имеют обыкновение придавать максимальное значение тем вещам, от которых, по их мнению, зависит то, в чем они видят свой наибольший интерес. И это делает время чрезвычайно драгоценными для нас, ибо наше вечное благо зависит от того, как мы распорядимся им. От этого зависит и наше благо в этом мире. Если мы не можем улучшить его, то оказываемся в опасности впасть в нищету и ничтожество, но улучшая его, мы можем получить те вещи, которые будут для нас полезны и удобны. И потому прежде всего для нас драгоценно то, от чего зависит наше состояние в вечности. Важность траты времени во всех других отношениях подчинена именно этому. Золото и серебро драгоценны для людей, но они не имеют никакой стоимости ни для кого, если человек не может при их посредстве избежать некоторого зла или устранить его, или приобрести некоторое благо. И чем больше зло, от которого человек имеет преимущество бежать, или добро, которое он имеет преимущество обрести, тем меньшее значение имеют для него вещи, которые никак не помогут ему в том и другом. Таким образом, если что-то из его достояния позволит человеку спасти жизнь, которую он должен потерять без этого, он будет рассматривать утрату такой вещи как столь же большое зло, как и смерть - настолько она будет драгоценна для него. Следовательно, время чрезвычайно драгоценно, потому что оно дает нам возможность избежать вечных страданий и обрести вечное блаженство и славу. От него зависит избежание нами бесконечного зла и приобретение бесконечного блага.
Во-вторых, времени у нас очень мало, что является еще одной вещью, делающей его очень ценным. Недостаток любого блага заставляет людей придавать ему более высокое значение, особенно если это благо необходимо и люди не могут обойтись без него. Таким образом, когда Самария была осаждена сирийцами и в ней воцарилась крайняя скудость, "ослиная голова продавалась по восьмидесяти сиклей серебра, и четвертая часть каба голубиного помета - по пяти сиклей серебра" (4 Цар.6.25). Таким образом, время должно очень цениться людьми не только потому, что целая вечность зависит от него, но и потому, что у нас его очень мало. "Пройдет еще несколько лет, и я пойду по пути, откуда не возвращаются" (Иов 16.22 KJV). "Дни мои быстрее гонца, несутся как легкие ладьи, как орел, что кидается на жертву" (Иов 9.25-26). "Что наша жизнь? Это всего лишь пар, что клубится недолго, а потом исчезает" (Иак.4.14). Это не что иное, как мгновение перед вечностью. Время так коротко, а работа, которую мы должны выполнить за него, так велика, что ее хоть отбавляй. Работа, которую мы должны сделать, чтобы подготовиться к вечности, должна быть сделана во времени, или она не будет сделана никогда, и это работа большая и трудная, и следовательно, время необходимо и драгоценно для нее.
В-третьих, время должно почитаться нами в высшей степени драгоценным, ибо мы никогда не уверены в нем. Мы знаем, что оно очень коротко, но мы не знаем, насколько оно коротко. Мы не знаем, сколько нам осталось, год или несколько лет, или только месяц, неделя или день. Мы каждый день думаем, что этот день не последний, и все же можем не пережить этого дня. В нашем опыте нет ничего, что позволяло бы проверить это. Если бы человек, готовясь в путь, знал, что его дела могут потерпеть полную неудачу и он рискует погибнуть, насколько серьезнее он готовил бы каждый свой выбор! Как ценили бы люди время, если бы знали, сколько им отпущено, сколько месяцев или дней им осталось жить! И конечно же, мудрый человек будет ценить свое время еще больше, ибо не знает, сколько ему осталось. Многие люди в мире сегодня пользуются цветущим здоровьем и не видят никаких признаков приближающейся смерти. И многие из них несомненно умрут в следующем месяце, другие на следующей неделе или завтра, а кто-то в эту ночь. Тем не менее эти люди ничего не знают об этом и, возможно, не придают этому значения, хотя бы окружающие говорили им, что они могут скорее уйти из этого мира, чем другие. Это учит нас тому, как сы должны ценить наше время и как осторожны мы должны быть, чтобы не терять его.
В-четвертых, время очень дорого, потому что когда оно проходит, его не вернешь. Есть много вещей, которыми люди обладают и которые, если они с ними расстаются, они могут вернуть снова. Если человек расстается с чем-то, не зная, так ли необходимо ему это иметь, он часто может восстановить это, хотя и с трудом и дорогой ценой. Если человек что-то продает или теряет, а потом раскаивается в этом, он часто может вернуть то, что утратил. Но не так со временем. Если однажды оно ушло, его не вернуть. Хотя мы часто каемся в том, что позволяем ему уйти, и жалеем, что оно у нас ушло, все это уже ни к чему. О каждой его части мы должны были решить, сделаем ее мы своим достоянием или нет. И время никогда не ждет. Оно не будет ждать, примем ли мы его предложение. Если мы откажемся от него, оно уйдет, и никто нам его больше не предложит. Та часть времени, лучшим использованием которой мы пренебрегли, вне нашего владения и нашей досягаемости.
Если мы прожили полвека или больше и никак не улучшили использование нами времени, нам не поможет ушедшее время. Оно навсегда ушло от нас. Все, что мы можем сделать - это улучшить то немногое, что нам осталось. Если человек прожил всю жизнь и ему осталось несколько минут, то все, что ушло, потеряно безвозвратно, и лишь немногие оставшиеся моменты остаются его достоянием. А если уйдет все время человека и оно потеряно, то все потеряно безвозвратно. Вечность зависит от того, как мы использовали время. Когда однажды уйдет наша жизнь и придет смерть, мы не будем больше иметь доли во времени, мы не получим и не восстановим его, и у нас больше не будет возможности подготовиться к вечности. Если человек утратит все свое земное имущество и станет банкротом, не исключено, что его потеря восполнима. Он может нажить другое добро. Но если время его жизни истекло, для нас невозможно получить другое. Возможность обрести вечное благо утеряна в таком случае совершенно и навсегда.
2.О прошлом
Вы уже знаете о драгоценности времени, и вы заинтересованы в том, чтобы Бог вручил вам этот драгоценный талант. У вас есть целая вечность, и она ваша. Когда Бог создал вас и даровал вам разумную душу, Он предоставил вам бесконечность. Он дал вам время здесь для того, чтобы вы подготовились к вечности, и ваша будущая вечность зависит от того, как вы используете здесь время. Возьмем поэтому то, что вы сделали со своим прошлым. Вы не начали свое время сейчас, но многое ушло от вас в прошлое, и весь разум, власть и сокровища вселенной не позволят это восстановить. Многие из вас могут заключить, что ушло больше половины вашего времени. В любом человеческом возрасте может оказаться так, что уже прожито больше половины жизни или вообще осталось мало песка в часах. Ваше солнце могло пройти мередиан и склониться к вечному закату. Рассмотрим, следовательно, что вы можете сказать о том, что ушло от вас. Сколько же драгоценного песка уже утекло!
Каждый день мог быть и был для вас драгоценным. Не тратили ли вы зря драгоценные мгновения, дни, а потом и годы? Если вы подсчитаете свои дни, то получите определенное число. И как драгоценен был каждый из этих дней! Что же вы сделали с ними? Можете ли вы сказать, что вы распорядились ими хорошо, сделали добро или получили пользу в то время, которое уже прожито? Когда вы оглядываетесь назад, не находите ли вы прошедшее время вашей жизни в значительной степени пустым, не заполненным ничем достойным? И если Бог, Который даровал вам ваше время, теперь призовет вас к отчету за него, что вы скажете Ему?
Сколько может быть сделано за год? Сколько хорошего можно сделать за такой промежуток времени? Сколько человек может послужить Богу и принести пользы для своей души, если сделает все зависящее от него за это время! Сколько может быть сделано за день! Но что вы сделали за те дни и годы, что уже прожиты? Что вы сделали с днями своей молодости, которая уже ушла в прошлое? Что стало с самым драгоценным периодом вашей жизни? Разве был он лучшим для вас, чем если бы вы спасли или не жили тогда вообще? У вас было много свободного времени для отдыха от мирских дел. Посмотрите, с какой целью вы провели его. У вас было не только обычное время, но и святое время. Что вы сделали со всеми субботними днями, которые прожили? Рассмотрите все это серьезно, и пусть вам ответит ваша совесть.
3.Кто прежде всего заслуживает упрека в трате времени
Как же мал время считается драгоценностью и как мало значения придает ему большинство человечества! И как мало людей ставит целью достойно тратить время! Нет ничего более драгоценного для людей и так мало ценимого. Время для многих подобно серебру во времена Соломона, которое валялось как камни на улице. Они поступают, как если бы его было так же много, как серебра тогда, если бы его у них было гораздо больше, чем нужно, и они не знали что с ним делать. Если бы люди были так щедры к деньгам, как к своему времени, если бы для них было столь же важно так швырять свои деньги, как они расточают свое время, мы сочли бы, что они не в здравом уме. Тем не менее время в тысячу раз ценнее любых денег, и если оно ушло, оно не может быть куплено ни за какое золото и серебро. Есть несколько сортов людей, которых обличает эта истина, и я должен особо их отметить.
Во-первых, это те, кто проводит большую часть своего времени в праздности или ничего не делая на благо своей души и тела, будь то в интересах своих собственных или в интересах ближних, семьи или общества, к которому они принадлежат. Есть люди, в руках которых время как бесполезный груз, ибо они не заинтересованы никак распорядиться ими, хотя оно проходит, и не заботятся о том, как его сберечь, но скорее о том, как тратить и потреблять его, как будто время - не драгоценность, а бремя для них. Их руки отказываются трудиться, и вместо этого они страдают сами и позволяют страдать своим семьям. "Нерадивая душа потерпит голод" (Притч.19.15), а "сонливость оденет в рубище" (Притч.23.21). Некоторые тратят большую часть своего времени в таверне, за бутылкой или в скитаниях от дома к дому и пустых разговорах, которые не приведут ни к чему хорошему. "От всякого труда есть прибыль, но от болтовни только бедность" (Притч.14.23). В Еф.4.28 апостол наставляет "работать руками, чтобы было с чего уделять нуждающимся". Но ленивые люди вместо того чтобы получить что-то, что смогут дать, теряют и то, что уже имеют. "Кто ленив за работой, тот брат расточителю" (Притч.18.9 KJV).
Во-вторых, эта истина упрекает тех, кто проводит свое время не просто в безделье, но в нечестии, и не только ничего не делает для благих целей, но многое делает для дурных. Такие не только теряют время, но, что хуже, причиняют боль себе и другим. Время дорого, как мы слышали, ибо от него зависит вечность. Улучшая использование времени, мы имеем возможность избежать вечных страданий и получить вечное блаженство. Но те, кто проводят время в злыхделах, не только пренебрегают улучшением своего времени ради обретения вечного счастья или избежания проклятия, но они тратят его на совершенно противоположные цели, а именно на то, чтобы увеличить свои вечные страдания и сделать свое проклятие более тяжелым и невыносимым.
Некоторые проводят много времени в пьянстве, грязных разговорах и делах, в порочных компаниях, развращающих и калечащих умы, подавая плохие примеры и вводя в грех других, уничтожая не только свои души, но и души других. Некоторые тратят большую часть своего драгоценного времени на сплетни и злословие, пустые споры и ссоры, на разжигание распрей и раздоров. Для некоторых людей, а также их ближних было бы хорошо в таком случае, если бы они не делали вообще ничего, ибо тогда они не сделали бы ни хорошего, ни плохого. Но они делают гораздо худшее, ибо не только не делают добра, но и причиняют боль. В отношении некоторых людей можно сказать, что было бы лучше для города, где они живут, если бы он вообще ничего не давал им делать.
Те, кто провел большую часть своего времени в нечестии, если они когда-либо покаются и начнут другую жизнь, найдут, что они не только потеряли прошлое, но что все, что они должны сделать за оставшееся время, должно противостоять всему, что они сделали. Как много людей, оглядываясь на прежнюю жизнь, хотели бы, чтобы у них не было времени сделать то, что они сделали! Время, проведенное на земле, хуже для них, чем если бы они провели его в аду. Ибо в вечности более страшные страдания в аду будут плодом того, как они использовали свое время на земле.
В-третьих, эта истина упрекает тех, кто тратит свое время только на мирские дела, пренебрегая своими душами. Такие люди теряют время, пусть они даже очень усердны в своих мирских делах. И хотя они могут быть внимательны к тому, чтобы не тратить времени попусту, но они заставляют служить его только к своей мирской прибыли. Они, улучшающие использование времени только во временных интересах, теряют время, ибо время дано им не для самого себя, но для вечного успеха. Таким образом, они проводят время в делах мира сего, ради того, что им есть, пить и во что одеваться, ухищряются собирать сокровища на земле, обогащаться и взращивать себя в мире, жить приятно и в комфорте, и их умы и силы используются только на эти вещи, так что будучи привязаны к ним, они теряют драгоценное время.
Пусть же те, кто виновны в такой растрате своего времени, посмотрят на себя сами. Вы потратили большую часть вашего времени и сил, которых так немного в мире, и как мало добра, необходимого для вас, вы извлекли из этого! Какое счастье или удовлетворение вы получили таким образом? Дало ли вам это мир совести, покой и утешение ума? Стало ли лучше вашей душе, которая бедна, нуждается и погибает? Стали ли от этого лучше ваши перспективы в приближающейся вечности? И чего будет стоить все, что вы приобрели, когда времени больше не будет?
4.Призыв к улучшению использования времени
Подумайте, что было сказано о драгоценности времени, сколько от него зависит, как кратко и неопределенно оно, как оно безвозвратно, когда уходит. Если у вас есть правильное представление об этих вещах, вы будете ценить свое время больше, чем чистое золото. Каждый час и миг будет казаться драгоценным для вас. Но кроме тех соображений, которые уже предъявлены вам, рассмотрите также следующие.
Во-первых, вы ответственны пред Богом за ваше время. Время есть талант, данный вам Богом, ибо Он не предоставил его вашему усмотрению, и не зря. Наши дни назначены для многих дел, и в конце их мы дадим за них отчет. Мы должны будем дать Ему отчет, как мы использовали данное нам время. Мы слуги Божьи, и как таковые подотчетны своему Хозяину, и как мы проводим время, которое отведено нам для нашего задания - об этом мы дадим отчет Богу. Если бы люди правильно поняли это и держали в уме, разве они не проводили бы свое время иначе по сравнению с тем, чем они занимаются? Разве вы не вели бы себя иначе, зная каждое утро, что вам предстоит дать отчет Богу за то, как вы провели этот день? Или зная каждый вечер, что вам предстоит сделать то же самое? Христос сказал нам, что за всякое праздное слово, которое скажут люди, они должны будут дать отчет в день суда (Мтф.12.36). Как же ясно мы должны отсюда заключить, что нам предстоит дать отчет за все праздно и бездарно потраченное время!
Во-вторых, подумайте, сколько времени вы уже потеряли. Если вы потеряли так много, у вас тем более велика нужда усердно улучшить использование того, что вам еще осталось. Но это еще не все; необходимо приложить все усердие не только к тому, чтобы улучшить эту оставшуюся часть, но и чтобы компенсировать напрасно потраченное время. Вы могли много преуспеть в жизни и до сих пор тратить свое время лишь на суету и мирские заботы, и жить в большой мере пренебрегая интересами вашей души, и вы выполне можете быть напуганы и удивлены, даже просто подумав, сколько времени вы уже потеряли и сколько у вас пропадает. Если вы потеряли так много времени, вы нуждаетесь в усердии в трех отношениях.
1. Ваши возможности сократились. Ваше время становится все короче. Отложите в сторону все, что вы уже потеряли безвозвратно. Что касается той части времени, что вы уже потеряли, она вне ваших возможностей, ее никогда больше не будет, и это не лучше, но хуже для вас, чем если бы ее никогда не было.
2. Пред вами та же работа души, что вы могли бы совершить с самого начала, но вам будет много труднее. Доныне вы ничего не сделали из той работы, что вам предстоит сделать, и к ней будет гораздо больше трудностей и противостояния, чем если бы вы приступили к ней вовремя. Времени на работу стало намного меньше, а работы стало не меньше, а больше. Вы должны сделать не только то, что предполагалось, но больше этого. За то время, что вы потеряли, вы не только сократили себе время, но и добавили себе работы. Насколько же это соображение может побудить вас к усердию, чтобы бросить на этот труд все силы и не щадить себя, чтобы ваша работа шла изо всех сил!
3. Проведите ваше время лучше, чем то, которое вы уже потеряли. Если человек сразу начинает делать задуманное, он делает его лучше. Вы, кто провел молодые годы в грехе, потеряли лучшую часть. Вы должны четко понять, что времени осталось мало и его нужно беречь. Большей части его уже нет, и оно стало короче. Исполняйте же лучше свое дело, хотя бы это было много труднее, чем прежде. Чем короче ваш срок, тем больше вам предстоит сделать.
Что может вразумить вас прилежно использовать оставшееся время, если не это? Иногда возможно еще одно соображение. Люди могут подумать, что если они уже потеряли столько времени, не стоит пытаться что-то сделать с ним сейчас. Дьявол просто дурит их, ибо когда они молоды, он говорит им, что времени достаточно, что нет нужды спешить, что искать спасения можно и потом, и они верят ему. Потом, когда молодость прошла, он говорит им, что если они потеряли так много, и лучшее свое время, то не стоит пытаться что-то делать со временем, ибо все зашло слишком далеко. Если нет времени, ничего страшного. Молодые годы подходят для удовольствий и веселья, потом еще время будет на остальное. Но это время не приходит, его больше нет. Так люди увлекаются - и гибнут.
Но какое же безумие для людей уступать унынию и пренебрегать своим делом, если времени осталось мало! Нужда должна пробудить их от сна, заставить тщательно всмотреться в себя и серьезно отнестись к тому, что они еще могут обрести вечную жизнь! Бог еще может даровать им покаяние к познанию истины, чтобы им спастись. Хотя бы это было в конце ваших дней, но Бог призывает вас пробудиться и применить себя к делу. Вы будете слушать Его в этом великом призыве, или Его и вашего смертельного врага?
В-третьих, подумайте, как иногда ценится время теми, кто приближается к концу его. Какой смысл в иных драгоценностях для бедных грешников, что уже на смертном одре? Такие взывают: о, тысячу миров за каждую минуту! Вот тогда время становится для них действительно драгоценным. Каждая минута может позволить им сделать лучшее, чем прежде, когда они были здоровы, полагая, что они еще смогут провести время лучше. Но когда человек приближается к кончине, ему гораздо сложнее сделать что-то во благо своей души, чем когда он жив и здоров. Любое приближение смерти заставляет людей чувствовать неоценимую драгоценность времени. Возможно, когда они были здоровы, они были бесчувственны и небрежны. Но как их мысли изменились сейчас! Это не потому, что они были обмануты, когда думали, что время не имеет такого значения, но потому, что их глаза открылись. Но вы обмануты и слепы, если не думаете, что окажетесь в таком положении.
В-четвертых, мы должны сделать выводы из того, что у нас уже в прошлом. Как готовы были бы ценить драгоценность времени те, кто уже потерял все свои возможности обрести вечную жизнь и отправился в ад! Они были очень щедры со временем, когда жили на земле, и не придавали ему значения, но как изменились их суждения потом! Как они ценили бы возможности, что еще есть у вас, если бы они были предоставлены им! Поймете это и вы, так или иначе, но если поймете не вовремя, окажется действительно слишком поздно.
Есть два способа для разумного человека принять истину о драгоценности времени. Один из них реален, если ему показать, почему время так драгоценно, как много зависит от него, как оно коротко и неопределенно, а второй - если люди узнают опыт, через который убеждаются, сколь много зависит от улучшения их времени. Последнее является наиболее действенным способом и оно чаще всего убеждает, если убеждает что-то вообще. Первое часто недейственно; второе может прийти слишком поздно. Опыт никогда не может открыть глаза человеку, если они не откроются раньше. Но если они откроются, это еще не гарантирует пользы. Пусть же все так или иначе убедятся в своей нужде улучшить свое время и сделать для этого все от них зависящее.
5.Наставление о лучшем использовании времени
В заключение я хотел бы сказать конкретно о трех вещах.
Во-первых, используйте время лучше сейчас, незамедлительно. Если вы отложите с этим, еще больше времени будет потеряно, и это будет свидетельством тому, что вы не цените его драгоценность. Более удобного времени может не представиться, используйте же его лучше, по слову псалмопевца: "Я поспешил и не медлил соблюдать заповеди Твои" (Пс.118.60).
Во-вторых, будбье особенно внимательны к тому, чтобы лучше использовать те части времени, которые наиболее драгоценны. Хотя все время очень дорого, но некоторые его части более драгоценны, чем другие и, в частности, святое время более ценно, чем обычное. Такое время является большим преимуществом для нашего вечного благополучия. Поэтому прежде всего соблюдайте день субботний и особенно время богослужения, которое есть самая ценная часть его. Не тратьте его на сон и блуждающие фантазии, не тратьте небрежно, невнимательно. Как тупеют и чахнут, как от пьянства, те, кто пренебрегает не только общим, но и святым временем в деле исполнения святых тайн Бога! Во многих отношениях драгоценны молодые годы. И если вы еще не минули их, боритесь за то, чтобы лучше распорядиться ими. Пусть драгоценные дни и годы юности не пройдут для вас бесполезно. Всегда дорого время, когда к нам обращается Дух Божий, когда Бог рядом и мы близки к Нему: "Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко" (Ис.55.6). Это время благоприятное, это день спасения: "во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения" (2 Кор.6.2).
В-третьих, распорядитесь лучше вашим временем отдыха от мирских дел. У многих людей его нет совсем. Если оно есть у человека, такое время может быть применено с большой пользой. Когда мы наиболее свободны от забот о теле и дел внешней природы, предоставляются счастливые возможности для души. Поэтому не тратьте такие возможности без толку, или так, что вы не сможете дать за них добрый отчет Богу. Не тратьте это время на вредные душе дела или бесполезные развлечения. Оно должно проводиться только с пользой. Его не так много, и оно должно быть использовано таким образом, который наиболее подходит нашей душе и телу в исполнении нашего общего и частного призвания. Вы должны использовать каждый свой талант, преимущества и возможности, все, что у вас есть, ибо скоро будет сказано о вас в соответствии с клятвой ангела: "И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет" (Откр.10.5-6).
|