Новости
ГОСПОДЬ ОПРАВДАНИЕ НАШЕ Джон Райл |
Богословие - Статьи |
Воистину, возлюбленные, я опасаюсь, что некоторые из вас не знают об этом. Вы могли не думать об этом вообще или решили подумать об этом на днях, или вы не вполне ясно представляете это сейчас, или вы создаете некие изобретательные и правдоподобные схемы, которые не выдержат испытания пробным камнем Библии. Как это страшно для вас! Ваша жизнь лукава; как бы сильны и красивы вы ни были, выне можете заключить договор со смертью и не можете сказать, что она вас не тревожит. Вы не знаете, как скоро прозвучит последняя труба, и все же вы не уверены в основании своих надежд. Конечно, так быть не должно. в это утро, чтобы вы, если будет угодно Господу, поняли: 1.То, что вы должны иметь совершенную праведность, или вы не будете спасены. Разве вы не слышали, что Бог есть Бог совершенной святости в Его характере, как святы Его законы и свято Его обиталище? "Скажи сынам Израиля, - говорится в Книге Левит, - будьте святы, ибо Я, Господь Бог ваш, свят". "Он Святой Бог, - говорит Иисус Навин, - Он есть Бог Ревнитель, что не простит согрешений ваших". "Очи Мои чисты, чтобы смотреть на злодеяния; не могу смотреть на беззаконие", сказано у Аввакума. "Без святости никто не увидит Господа". И книга Откровения говорит о небе: "Никогда не вступит в него ничто нечистое". "Это будет названо путем святости, - говорит Исайя, - и нечистый не будет ходить по нему". И будете ли вы говорить в свете всех этих текстов, что человек, растленный, нечистый и оскверненный, каковы и лучшие из нас, может устоять на огненном суде Бога нашего и войти в Небесный Иерусалим, просто доверяя милости своего Творца, не имея ничего, чтобы покрыть свои беззакония и нечистоту своей природы? Этого не может быть! Божья милость и Божья святость должны быть едины, а мы этого так и не поняли. Я не могу найти, что эти стихи когда-либо были объявлены бесполезными, я не могу открыть ни одного места, которое говорит, что закон устарел и не должен исполняться, и как я могу после этого учить вас, что достаточно взглянуть на одну лишь милость Божью? Я читаю в Библии только о двух путях: один - это полностью исполнить закон самим, а другой - это верить в совершенном послушании Христу. Покажите мне, если можете, хоть один текст, который учит, что человек может быть спасен без удовлетворения требований закона. Земной государь действительно может простить преступления людей, но Бог никогда не изменяет Себе: "разве Он скажет и не сделает?". Я повторяю: справедливость и милость Бога должны быть согласованы, и мы этого не сделали. Вы должны иметь совершенную праведность Христа, когда появитесь на брачной вечере Агнца. Вы не скажете, что убийца должен быть оправдан, если он скажет, что сожалеет о случившемся и надеется быть прощенным. Вы должны некоторым образом возместить ущерб, нанесенный Божией справедливости и святости, ибо вы не можете закрыть глаза на простые заявления Библии. Вы должны иметь достойные причины того, почему вы не должны быть судимы за ваши грехи и отступничество, и должны показать некоторые причины того, почему наказание, угрожающее за нарушение закона Божия, не должно пасть на вас; должно быть удовлетворение за ваши грехи, или вы погибнете навечно. Вы правы и честны, когда говорите, что вы не то, чем должны быть, но вы говорите, что Бог милостив к вам. Я отвечу: это не устоит под судом Библии. Возмездие за грех смерть, и тот, кто оскорбляет Бога в чем-то, становится виновен во всем. Бог любит вас, но Он добъется того, чтобы Его требования были исполнены в полном объеме; ваш долг должен быть выплачен вами или кем-то другим; выбирайте что хотите, но очевидно по крайней мере одно - эта расплата должна быть сделана. Бог действительно есть любовь, и Он не желает смерти грешников, но тем не менее как бы малы не были ваши беззакония, они не будут убраны, пока требования Его закона не будут исполнены до последнего гроша. Вы должны некоторым образом обрести праведность, или же ясно, что вы не будете спасены. 2. Я обещал показать вам, что у вас нет какой-либо своей праведности и что, следовательно, сами вы не можете быть спасены. Я надеюсь, что мне не нужно останавливаться на этом пункте долго, поэтому скажу лишь несколько слов по его поводу. Некоторые говорят нам, что покаяние и сокрушение позволят нам устоять в великий день, но Библия не гарантирует этого. Без сомнения, без этого никто из нас не войдет в Царство Небесное. Но наше сокрушение не может убрать наши грехи и выдержать тяжесть Божьего суда, оно не откроет нам тесные врата и не облегчит узкий путь, хотя оно и может привести нас к нему; оно не изгладит ни страницы из черной книги, в которой написаны наши беззакония. Иоанн Креститель проповедовал покаяние, но он никогда не говорил своим слушателям, что он спасет их. Некоторые говорят, что они уповают на хорошо прожитую жизнь: они никогда не делали никому никакого вреда, они всегда делали все возможно лучшее, и потому они надеются быть причтенными к праведникам. Возлюбленные, это несчастные люди. Пусть они расскажут нам хотя бы про один день, в который они не нарушили духовный закон, изложенный в Нагорной проповеди. Они никогда не подумали ничего недоброго? Никогда не бросили нецеломудренного взгляда? Никогда не говорили колких и жестоких вещей? Никогда не желали чужого? О, как пренебрегается всеми десятая заповедь! И все же в глазах Бога она идет вместе с убийством и прелюбодеянием. Пусть расскажут нам хотя бы про один час, в который они не упустили то, что сделать было в их силах, и это должно быть учтено на суде. Они не могут это сделать, они молчат, и все же эти вещи написаны явно в Библии. Разве не ясно, то, что они не читали Священное Писание, или пренебрегают его заповедями, если исполняют все не лучшим образом? Некоторые говорят и надеются, что искренность проведет их в безопасности через все испытания. Возможно, у них нет вполне четких взглядов, но они надеются на лучшее и хотят быть принятыми именно так. Я не могу считать, что им найдется место в раю. Мы читаем в книге Царств, что жрецы Ваала призывали своего бога полдня, и кололи себя по своему обыкновению ножами, так что кровь лилась из-под них. Это было во всяком случае искренне, и все же через несколько часов Илия повелел предать их смерти, как омерзительных идолопоклонников. Мы читаем, как сам Павел до обращения был ревностным к Богу, он делал множество вещей вопреки Иисусу из Назарета, заключил многих святых в темницы и пребывал в ярости на них. Это было искренне и серьезно, и все же, когда глаза его открылись, он сказал: "Я был хулитель, гонитель и обидчик... я наименьший из апостолов, первый из грешников... и недостоин называться апостолом, ибо гнал Церковь Божию". И потому представляется, что человек может быть вполне искренним и все же идти к месту вечных мучений. Наконец, некоторые говорят нам, что они проходят через все формы и таинства религии, и строят свои претензии на праведность на этом. Не обратил ли Бог на пользу нам, говорят они, честь Своего Слова, Свой дом, Своих служителей и таинства? Все это мы делаем и, конечно, Он примет нас. Я не могу найти этого в Писании. Но мы помним, что у евреев церемоний и обрядов было в избытке, и есть много отрывков, которые явно показывают, что люди могут обращать внимание на эти вещи, и все же быть отвратительными в глазах Бога. Пророк Самуил пишет: "послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов; ибо непокорность есть грех как волшебство, и упрямство как идолопоклонство". Послушайте пророка Исайю: "Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский! К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие - и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло" (Ис.1.10-16). "Я не говорил вашим отцам, - говорит Господь Иеремии, - о всесожжении и жертве, но такую заповедь дал им, говоря: слушайтесь гласа Моего, и Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом, и вы пройдете по всему пути, который Я заповедал вам, чтобы вам хорошо было". Я надеюсь, что для вас будет не бесполезным занять так много времени разоблачением этих заблуждений. С одной стороны, это очень полезно. Все они показывают, что совесть говорит каждому человеку, что он должен иметь что-то, с чем ему предстать перед Богом. И я хочу сказать вам откровенно, что у нас нет совершенной праведности. Эта доктрина может показаться жесткой и неприятной, и все же она будет иметь значение в важнейший период жизни, даже если вы не думали о ней раньше. Я имею в виду смертный час. Он тревожит почти каждого, если Бог позволит человеку сохранить владение своими чувствами. Судный день является тогда в своем истинном свете. Человек чувствует себя нагим и пустым. Он знает, что ему будет задан торжественный вопрос: "Что ты скажешь о том, почему ты не должен погибнуть ввиду этого длинного списка грехов?" - и если он не представляет себе единственный ответ, который можно дать, то его глазам не предстанет ничто, кроме тоски, мрака и безнадежного ужаса. Спросите тех, кто стоял на грани смерти от болезни, так ли это, и они скажут, что да. В целом как Писание, так и наш опыт доказывают наиболее полно, что мы не можем сделать ничего своего, чтобы устоять пред святым Богом и Его судом. Наше покаяние, наши добрые дела и заслуги, хотя все они необходимы и полезны сами по себе, так испорчены и несовершенны, что они не могут оправдать нас. У нас нет собственной праведности, и ею мы не можем быть спасены. "Все мы нечисты, - говорит Исайя, - и вся праведность наша как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас". 3. "Но что же нам делать? - возможно, спросите вы. Вы, кажется, говорите то, что не оставляет нам ни малейшей надежды, ибо если мы должны иметь совершенную праведность, но у нас ее нет, то каким образом мы можем спастись? К кому нам идти и что сказать?". Слава Богу, возлюбленные, я не могу оставить вас здесь. Я не могу привести вас в пустыню и напугать, не оставив пути к небесному Ханаану. Я обещал сказать вам, как Бог может остаться Богом, и все же проявить милосердие и оправдать самых нечестивых. И об этом говорится в словах: Господь наша праведность. Я покажу вам тайну этой мудрости и любви. Господь Иисус Христос сделал то, что мы должны были сделать, и пострадал за то, за что должны были пострадать мы. Он занял наше место и стал нашей заменой и в жизни и в смерти, и все это ради таких несчастных, растленных и неблагодарных существ, как мы. О, разве это не Его имя, и Он не назван по справедливости: Господь оправдание наше? Рассмотрим теперь две вещи, посредством которых ставший виновным человек может быть спасен. Закон должен быть исполнен, но мы лишены этой возможности; правосудие должно совершиться, но тогда все мы понесем заслуженное наказание. И как это было осуществлено? Послушайте! Господь Иисус Христос, сострадая нашему потерянному состоянию, по завету согласился стать нашим Поручителем и заменой, и когда пришла полнота времени, Он покинул лоно Отца и принял образ раба здесь, на земле, родившись от Девы Марии. Своим безгрешным послушанием Он исполнил весь закон и принес совершенную и вечную праведность. И Он желает даровать ее всем, кто будет уповать на Него. И более того, для завершения этого чуда Он согласился принести Себя вместо нас в жертву под гнев Божий, пострадать вместо нас, чтобы понести то наказание, которое мы заслужили, и Он сделал это, умерев на кресте. Именно там Он удовлетворил требования Божия правосудия. Именно там Он заплатил великий долг, написанный против нас. Именно там Бог Отец возложил на Него грехи всех нас, и сделал Его душу жертвой за грех. Именно там Он искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою. Здесь, таким образом, вы видите план спасения, который предлагается всем в мире. Вина верующих грешников снимается и возлагается на Христа, потому что Он понес наши грехи. И все достоинства жизни и смерти Христа, и все значение Его страданий прилагаются затем ко грешнику. Но посмотрите, как велик и славен этот обмен между Иисусом и нашими душами. Отец видит нас сейчас, как членов Возлюбленного Сына Своего, в Котором Его благоволение; Он имеет дело с нами, как будто мы никогда не грешили, исполнив всю правду, Он смотрит на нас как на пребывающих во Христе и признает нас Своими дорогими детьми и наследниками вечной славы. Должен ли я сказать больше, чем обещает Писание? Думаю, что нет. Послушаем Павла: Бог "Его, не знавшего греха, соделал грехом за нас, чтобы мы могли в Нем сделаться праведными пред Богом". Не слишком ли сильны эти слова? Но это правда. "Христос был воспринят как грешник и, соответственно, понес наказание за нас. Мы были восприняты как праведники и, следовательно, прославлены в Нем. Он был воспринят как грешник и, соответственно, осужден. Мы были восприняты как праведники и, следовательно, оправданы" (Беверидж). Закон Божий был удовлетворен, и теперь мы можем быть спасены. Грех был наказан, и теперь грешники могут выйти на свободу. Бог явил Свою верность Себе, и все же Он спас виновных. Возлюбленные, неужели все это не замечательно? Не является ли это самой радостной вестью для трудящихся и обремененных? Сам Господь есть наша праведность. Кто из вас стонет под бременем греха, дрожа под бесчисленными преступлениями? Не бойся, но приходи к Иисусу. Он оплатил твой долг в полном объеме; уверуй, и ты будешь свободен. Есть ли кто из вас, кто боролся с различными искушениями, скользя, спотыкаясь, бродя в темноте и не видя света, и часто будучи готов возопить вместе с Давидом: я погибаю! Не бойся, но смотри на Иисуса. Он обеспечил тебе вход в небеса, Он боролся и победил в битве за нас. Господь наша праведность. Это должно быть нашей защитой и наслаждением, когда земля и все дела на ней сгорят, и мертвые воскреснут нетленными, и явится Пастыреначальник судить сынов человеческих. Возлюбленные, моя проповедь не достигнет своей цели, если вы этим же утром не спросите себя: есть ли Господь моя праведность? Запомните, что этот могучий дар принесен для всех, но он дается лишь тем, кто верит (*Реформаты не разделяют эту смягченную англиканскую позицию. - Пер.). "Вера есть лишь рука, которая принимает оправдание от Христа. Христос есть Единственный, Кто может покрыть вашу оскверненную природу и представить вас безупречными в глазах Бога. Без этой веры у вас не будет никакой доли в Его правде" (Хукер). Я не знаю, могу ли я поставить для вас этот самый важный из всех вопросов, и все же я, увы, боюсь, что слишком многие из вас не воспримут мои слова всерьез и будут полагать, что этот вопрос может быть полезен для вашего соседа, но не так уж необходим лично для вас. Но я хочу раз и навсегда сказать таким людям, что каким бы правым ни казался такой путь в ваших глазах, в Писании я не могу его найти. Я встречал в нем описание лишь двух путей, широкого и узкого, я читал о людях обратившихся и необратившихся, о небесах и об аде, и о тех, кто во Христе или не во Христе. И я нигде не могу найти тот путь, в который вы верите, и я не побоюсь сказать, что в конце концов выяснится, что это и есть широкий путь, ведущий в погибель. Не думайте, что я хочу вас обидеть; я хочу пробудить вас и убедить в безумии этой сонной, половинчатой религии, и показать вам необходимость всерьез принять решение за Христа, если вы не хотите быть потеряны навсегда. Я предупреждаю об этом, и повторю каждому мужчине, женщине и ребенку из здесь присутствующих простой вопрос: Господь есть ваша праведность или нет? Я знаю, что здесь есть две стороны. Одни могут честно сказать: "Я боюсь, что нет", а другие: "Я надеюсь, что да". Я закончу эту проповедь несколькими словами для тех и других. Но знаю, что вам могут сказать: что эти люди сделали больше и лучше, чем другие? Если те, кто живут рядом с вами, не видят, что вы живете с Иисусом, если у вас нет никаких плодов и вы никак не можете показать свое неизменное целомудрие, справедливость, благочестие, воздержание, смирение, кротость, любовь, бдительность, горение духом, служение Господу и жажду правды, если у вас нет ничего из этого, вы не лучше чем медь звенящая и кимвал звучащий, вы губите свою душу и в судный день напрасно будете призывать имя Иисуса. Господь скажет вам: Я никогда не знал вас, отойдите от Меня. На вас нет печати, о которой Мой слуга Павел сказал: познал Господь Своих, и да отступит от неправды каждый, кто призывает имя Христа. И будет плач и скрежет зубов. Мне остается сейчас лишь обратиться ко всем тем, кто не может сказать: Господь моя праведность. Действительно, возлюбленные, я переживаю за ваше состояние. Я вообще не могу понять, какие аргументы вы используете, чтобы угасить Духа Божия и заглушить собственную совесть. По правде говоря, я подозреваю, что вы никогда не думали обо всем этом и не относились к этому всерьез, а постарались забыть о своей погибающей душе. Но разве вы не знаете стих: "Да обратятся нечестивые в ад, все, забывшие Бога"? Не высмеивающие, не оскорбляющие, а просто забывшие! И разве вы не помните другого стиха: "Как же мы пренебрежем таким великим спасением?". Не злоупотребим, не откажется верить, а просто пренебрежем, и я боюсь, что именно из-за этого вы можете погибнуть. Эти вещи могут звучать ужасно; возможно, они способны вызвать насмешки, но придет день, когда вы неизбежно увидите все трезво и убедитесь, что это истина. Зная ужасы от Господа, позвольте мне призвать вас последовать любезному приглашению Спасителя и никогда не успокаиваться, пока вы не сможете сказать от всего сердца: Господь - моя праведность. Но я не обещаю вам ничего, кроме как сегодня. Сейчас время благоприятное. Вы можете уйти, но с каждым шагом у вас будет меньше оснований для уверенности. Если вы отвергнете волю Божию сейчас, то я не могу обещать вам, что у вам появится другая возможность. Завтра вам может вернуться Иисус или вам может помешать смерть, и будет слишком поздно. |