Новости
Уильям Ромейн. В защиту вмененной праведности |
Богословие - Статьи |
Хотя эта доктрина четко преподается во всем Писании, в наше время есть два рода людей, которые являются большими врагами ее и стремятся обрести спасение от греха, не принимая ее; я имею в виду католиков, которые явно стремятся поставить собственную праведность, и фарисеев среди нас, которые не покоряются Божией праведности. Понятие папистов относительно заслуг является основой всех их ошибок. Они учат, что Христос заслуживает благодать для них и внедряет ее в них, а затем эта благодать оправдывает их через их достоинства, и только когда она становится присущей им, она может их оправдать. И таким образом они делают благодать Спасителя своей собственностью, по сути ставя себя на место Христа, и воздают славу своим собственным делам. Но если присущая благодать есть наша праведность пред Богом, то как Бог оправдывает нечестивых, которые не имеют этой благодати, и как Он может оправдать человека за счет тех милостей, которые являются несовершенными и нуждаются в благе искупления Христа? Это мнение абсурдно, но католики вынуждены защищать его. Все их основы стоят на нем, ибо если вы уберете это учение о заслугах, рухнет все, что на нем построено, все их суеверия, индульгенции, отпущение грехов, паломничества, мессы, посты и епитимии, и весь могучий Вавилон этих человеческих изобретений. Когда эта доктрина выросла до чудовищной высоты, Богу было благоугодно поднять Лютера и остальных реформаторов, чтобы проповедовать против нее. Их основной целью и замыслом было свержение всех заслуг и дел и утверждение оправдания только верой, и им это удалось. Некоторые страны были вызволены из-под заблуждений папства, в том числе и народ нашего острова. Наши предки сбросили римское иго и получили чистое учение Евангелия, которое среди всех наших перемен, бунтов и падений правительств было счастливым образом сохранено, пока в последние годы не проявился отход от него. Великий протестантский народ снова и быстро идет назад к папизму, и, кажется, даже не понимает этого, ибо в Англии, как и во Франции, распространилось мнение, что дела человека являются действенными и достойными причинами его оправдания пред Богом. Это фундаментальная ересь католиков, и сколько номинальных протестантов впало в нее, могут сказать лишь наши враги. Они с удовольствием видят, что от нашей прежней религии у нас осталось очень немногое, и что некоторые из самых достойных людей, исповедовавших ее, стали по сути папистами в отношении того ведущего принципа, что отделяет папизм от протестантской общины. Во-первых, в отношении незапятнанной чистоты Христа, Который не знал греха. Писание очень ясно в этом вопросе. Христос был известен во времена Ветхого Завета как Святой, Искупитель Израилев, и пророк Исайя говорит о том, что Господь, Искупитель Израиля, есть Святой Его, и когда придет полнота времени, сему Святому надлежит стать плотью, чтобы Он был зачат и рожден без малейшего налета растления, зачат от Святого Духа и рожден от Девы. Да, ангел Гавриил объявил Его Святым до Его рождения, в Своих словах к Деве: "Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим" (Лк.1.35). Он родился, будучи свят, и такова же была жизнь святого ребенка Иисуса, как и Его рождение. Мы можем ясно увидеть, каким чистым Он пришел в мир, и какова чистота, обитавшая в Нем. Пророк говорит: "Он чист сердцем", то есть все мысли Его чисты, "чист руками", то есть чисты все Его действия, "и не было лукавства в устах Его", ни одно праздное, ложное или нечистое слово не было произнесено Им. Он был совершенно свят, чист и непорочен, отделен от грешников. Он находил восторг в законе Божием; Он пришел, чтобы прославить его, соблюдя его в полном объеме в Своей духовной природе, в каждой способности Своей души и тела, и тем Он прославил закон навеки. Он совершил все послушание, которое требовал закон, и исполнял все постоянно, что написано в книге закона. Таким образом, в Нем не было греха, который есть нарушение закона, и мы видим, что даже злейшие Его враги не могли оспаривать это. Кто из вас, говорит Он, обличит Меня в неправде (Иоан.8.45)? Но Он пошел еще дальше и бросил вызов не евреям, а самому сатане: "идет князь мира сего и не имеет во Мне ничего", ибо во Мне нет греха, что на его попечении. Когда начался последний час Его страданий, Он был веден как Агнец на заклание, агнец без пятна и порока, как требовал церемониальный закон. Вы знаете, братья мои, что ни одно существо не могло быть предложено в жертву Господу, если оно имело хотя бы малый порок. Это было прообразом той идеальной безгрешной чистоты, которая должна была отличать величайшую Жертву за грех. Это должен был быть Агнец без порока, без малейшего пятна греха ни в природе, ни в жизни своей, и такой Человек был Агнец Божий. Апостол прямо говорит: "Он не сделал никакого греха" (1 Пет.2.22), и другой: «Вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха" (1 Иоан.3.5). Это устанавливает истину, что во Христе нет греха. Если приговор здесь вынесен, то он вынесен Праведнику, полностью соответствовавшему закону. И это Его активное послушание было необходимо, чтобы подготовить Его к пассивному, ибо лишь активно подчинившись закону, Он мог пассивно пострадать за наше неповиновение. И эта правда, которой мы делаемся праведными пред Богом, является следствием Его послушания до смерти, послушания установительной части закона, которой Он исполнил праведность закона, и карающей части закона, которая обрушилась на Него за нас. Его активное послушание было абсолютно идеально, ибо Он не знал греха и потому был вполне предназначен и готов к тому, чтобы пострадать за наши грехи, то есть стать грехом за нас, как апостол говорит об этом в следующей части текста. Хотя Христос не знал греха, Он был сделан грехом. Как это может быть? Как мог быть сделан грехом Тот, Кто не знал греха? Он мог быть сделан грехом не практически, но путем вменения. Он не имел греха в Сеебе по сути его, но грех был вменен Ему, когда Господь возложил на Него грехи всех нас. В Его Личности не было ни единого пятна греха или чего-либо подобного. Он не мог прикоснуться к загрязнению грехом, как и грех не мог загрязнить или осквернить Его природу. Христос не был пьяницей, блудником, вором или любым другим грешником как таковым. Он не был грешником практически, ибо никогда не имел ни малейшей склонности ко греху, ибо Его воля всегда была в полной гармонии с волей Божьей. Отсюда следует, что Он никогда не был не только осквернен, но и виновен, будучи вполне свободен от греха. В этом отношении Он никак не мог быть "сделан грехом". Он не мог Сам в Себе заслуживать наказания за грех, за который Он пострадал. Наказание связано с преступлением, но Христос не согрешил. Даже тогда, когда Он страдал, Он был согласно апостолу Петру праведным в Себе Самом: "Христос однажды пострадал за грехи наши, Праведник за неправедных" (1 Пет.3.18). Он был совершенно праведен и, следовательно, способен пострадать за неправедных, так что никакое страдание Его не было обусловлено иначе как тем, чтобы Его праведность могла быть вменена им. Он свободно обязал Себя встать на место неправедных и понести наказание за них, и с Его собственного согласия Господь возложил эту обязанность на Него, и в этом смысле Он был соделан грехом за нас. Он был сделан грехом таким же образом, каким мы сделаны праведными. Теперь праведность, которой мы оправданы, не заложена в нас самих, но во Христе, и она становится нашей через Божие вменение нам. Подобным же образом наши грехи не были присущи Христу, но вменены Ему и возложены на Него. Он был готов стать нашим Поручителем и отвечать за наши грехи, вмененные Ему, подвергнуться наказанию за них и даже гневу и проклятию, которые, если бы Он не претерпел их, бросили бы каждого из нас в бездну ада; но Христос Сам вознес их Своим телом на древо. Как Поручитель всех, кто уверует в Него, Он взялся ответить на все требования, которые закон и справедливость предъявили к ним. И Он готов был к тому, чтобы все их грехи были приписаны Ему, и принял их на Свой счет, чтобы удовлетворить за них. Посему мы читаем, что Он понес на Себе грехи многих и Своей собственной Кровью приобрел вечное искупление для них. Когда их беззакония были возложены на Него, хотя Он не знал греха, Он знал, что страдает за их грехи. Он умер той смертью и терпел ту боль, которые по природе и уделу причитались им за их грехи, и для полного удовлетворения закона и справедливости. Вот, мои братья христиане, остановимся и прославим свободную любовь и богатую милость нашего Божественного Искупителя. Он, Всевышний Бог, благословенный вовеки, снизошел, чтобы стать человеком для нас и нашего спасения. О, дивное снисхождение! Хотя не должно было быть никакой милости для таких врагов и бунтовщиков, какими были мы - как Он возрастил Свое сострадание, чтобы, хотя по справедливости Он мог уничтожить нас, Он смирился и снизошел, чтобы спасти нас! Как велико было Его унижение, когда Он принял на Себя образ раба и жил в бедности и презрении! Зная, что Он есть Муж скорбей, изведавший болезни, мы видим величайшее чудо из всех - глубину Его уничижения. Тот, Кто стал самым низким на земле, был самым высоким в Небе. Он сошел, чтобы быть соделанным грехом за нас, чтобы наши грехи были вменены и приписаны Ему, и чтобы ответить за них по закону и справедливости. И когда они были возложены на Него и Он искупил их в Своем теле на кресте, тем самым Он спас нас от наших грехов. Благословенно же вовеки имя нашего дорогого Искупителя! Слава, честь и вечная благодарность Тому, Кто взял на Себя все наши страдания, ибо Он мог понести то, чего не могли мы, и потому удовлетворил за короткое время то, что мы не могли бы и за всю вечность, и таким образом избавил нас от греха и страданий через Свою праведность, вмененную нам, в которой мы можем предстать безупречными пред правосудием Божиим. Восхвалим же нашими устами и жизнью Того, Кто был сделан грехом за нас, чтобы мы могли стать праведными перед Богом. К этому я перехожу теперь. Христос был безупречным Агнцем и, следовательно, был способен стать грехом за нас, чтобы мы могли в Нем быть сделаны праведными пред Богом. Праведность является идеальным соответствием закону и воле Бога, и без этого никто не увидит Господа: "неправедные не наследуют Царства Божия" (1 Кор.6.9), и все мы неправедны, ибо все согрешили и все окрадываем Бога в Его славе. Тогда возникает вопрос, каким образом и за счет чего мы можем достичь праведности? Можем ли мы достичь ее делами закона? Нет, это невозможно, ибо если бы это было достижимо нашими собственными делами, то мы должны были бы быть по сути праведными, и иметь такую правду, как требует закон, но закон требует столь совершенного послушания, что мы никогда не заплатим ему. И из-за этой невозможности оплатить долг закон объявляет нас виновными, выносит приговор и оставляет нас, что бы мы ни делали, навечно под проклятием, причем по вечному указу всемогущего Законодателя, ибо поскольку вся плоть согрешила и нарушила закон, по делам закона на оправдается никакая плоть. Если вы спросите, как праведность другого может быть сделана нашей, я скажу: таким же образом, как Христос был соделан грехом. Он не имел своего греха и все же был соделан грехом путем вменения; и так верующие не имеют своей праведности и все же праведны путем вменения. Христос не имел своего греха, и они не имеют своей правды, но Он был сделан грехом, имея грехи вмененными Ему, и они сделаны праведными так, что Его праведность вменяется им. Путь Божий в обоих случаях одинаков. Когда псалмопевец говорит: "Блажен человек, которому Господь не вменит греха", как это следует понимать? Неужели Он не видит беззакония в нем? Да, у человека есть изначальный и присущий грех, и тот, кто говорит, что не имеет греха, обманывает сам себя; но все же блажен тот человек, которого Господь не винит, ибо не вменяет ему греха. Поэтому когда Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность, имеет ли человек эту праведность в себе и является ли он по своей сути праведным? Нет, но действие благодати Божией вменяет ему праведность, и потому он благословен. И таким образом Бог вменяет Свою праведность тем, которые уверовали, не от правды, что в них, но от праведности, которую Он приписывает им. Как их беззакония были возложены на Христа и удовлетворение принято от Него, как долг банкрота от поручителя, так праведность Христа возложена на них. Точно так же, как их грехи сделаны принадлежащими Ему, Его праведность делается их праведностью. Он стал грехом для них, по сути не являясь им, но будучи обвиняем, и они праведны через Него не по сути, а по вменению. Это праведность, единственно за счет которой грешник может быть оправданным пред Богом; только так он может ответить требованиям закона и искупить его проклятие, и эта правда не может быть достигнута никаким другим способом, кроме Божия вменения ее. И изложив эту великую истину, я постараюсь более подробно объяснить и защитить ее. Во-первых, церемониальный закон очень четко учит этой доктрине. Всякий раз, когда человек согрешил, он должен был принести свою жертву к священнику, и возложить руки на ее голову, исповедуя свои грехи на ней, и затем вина передавалась жертве и проливалась ее кровь, а не виновного. Это несколько раз упоминается в Лев.4, а затем мы читаем в Лев.16.21 о козле отпущения: "и возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню". Все грехи народа передавались козлу, но были ли они приданы ему или лишь вменены? Нет, было бы абсурдно предположить, что они буквально передавались козлу. И это был очень выразительный образ вменения наших грехов Христу, ибо все жертвы представляли Его. Как козлу менялись все беззакония народа, и он нес их, так Христу были вменены все беззакония Его людей, и Он понес их в своем теле на древе. То, что было прообразом, исполнилось в реальности, Христос однажды пострадал за грехи наши, Праведник за неправедных, ибо тогда Он был сделан грехом за нас, чтобы мы могли быть сделаны в Нем праведными пред Богом. Третий аргумент я приведу в поддержку учения апостола, что вера является единственным инструментом, который Богу угодно использовать в применении праведности Христа. Апостол называет его праведностью от веры, потому что вера одна занята в применении этой праведности. Он никогда не называет праведность иначе как милостью по вере. Мы никогда не читаем о праведности смирения, кротости или милосердия; они имеют большую цену в глазах Бога, но не в деле оправдания грешника. Оно относится исключительно к вере, ибо через нее не делающему, но верующему вменяется праведность. Грешники оправдываются не делами, но через веру. Когда они видят свой грех, не находят правды в себе, слышат страшный приговор закона неправедным и чувствуют муки своей виновной совести, дающие представление о страданиях, которых они заслуживают, они побуждаются искать правды, которой они могут быть оправданы пред судом Божьим. Писание предлагает им такую праведность во Христе, и тогда Бог дает им возможность обрести покой и положиться на Него в деле их оправдания, и тогда они имеют по вере мир с Богом через своего Господа Иисуса Христа. Таким образом, сознательный грешник может искать праведности лишь вне себя и полагаться на праведность другого, и как это может быть сделано или понято любым другим способом, чем путем вменения? Как можно быть праведным во Христе, если Его праведность не вменяется нам? В Реформации Господь поставил Своих верных нести свидетельство против царящей всюду папской ереси, ставящей на первое место заслуги человека, да такие, что они могут якобы оправдать грешника перед Богом и даже сделать больше, чем требует нравственный закон, исполняя сверхдолжные дела, заслуга которых может-де быть возложена на другого человека, и в то же время она исключает вменение дела Христа. Первые же реформаторы смело учили против этого богохульства, и благословенный раб Божий Лютер был самым отважным из них. Он хорошо знал эту опасную тенденцию учения о заслугах и потому главным образом писал и проповедовал против него, и Бог дал ему большой успех. Обретение грешником праведности через праведность Христа, писал он - это учение, вместе с которым Церковь стоит или падает. На этом была создана и долго стояла наша Церковь, но стоит ли она сейчас? Следуем ли мы протестантской доктрине или мы вообще отошли от нее? Увы, наши враги могут с триумфом сказать, что они видят рост интереса ко всему папскому среди нас. А почему он растет? Откуда столько обращенных в папизм? Разве не потому, что наши люди не слишком хорошо зарекомендовали себя в протестантской доктрине? Если бы ей учили и ее проповедовали, наши церкви не были бы полупусты, в отличие от католических. Многие из наших людей не знают, что значит быть протестантом, и поэтому они становятся легкой добычей для католиков, которые так заняты и успешных в принятии новообращенных, что они притворяются, будто в любой день Господень имеют больше причастников в одном своем храме, чем мы во всех церквах Лондона. Я боюсь, что это может стать правдой, но есть ли что-либо столь тревожное, чтобы наконец расшевелить протестантское духовенство и попытаться положить конец распространению католицизма. Но можно ли это сделать более действенно, чем поднеся топор к корням и ударив по доктрине заслуг, этой фундаментальной ошибке папистов? Стоит свергнуть ее, и католицизм не сможет устоять. Человек не может быть папистом, если он верит, что его оправдывает праведность во Христе, даже если он не считает, что он протестант. Пусть же Господь восставит среди нас верных и способных людей, ибо все мы хотим этого, чтобы защитить Свою праведность через тех, кому Он вменил ее, и чтобы сделать нас достойными этой праведности Божией. Но и кроме папистов есть другие враги учения Писания. Небрежный грешник относится к нему с большим презрением, ибо он не видит, сколько оно стоит, и не желает ему следовать, а потому живет легко и беспечно, практикуя грех. Писание показывает, что гнев с неба открывается на всякое его нечестие, но он не считает это откровением. Закон находит его виновным и осуждает его, но он не дает себе озаботиться угрозами закона. Евангелие предлагает ему милость, и его служители умоляют принять его весть, но он пропускает их слова мимо ушей. Ни благодать Евангелия, ни ужасы закона не могут возобладать над ним. Хотя в нем нет никакой праведности, но он живет, как если бы не был в опасности. О обманутый человек, если ты не знаешь своего состояния, восплачь искренне о своем Искупителе и стремись быть принятым в Его праведность. Пусть Он сжалится над тобою и пошлет Своего благого Духа, чтобы обратить тебя от греха и направить к праведности Своей. Если кто-либо из вас, братья мои, впал в эту ошибку, взвесьте и обдумайте внимательно то, что было раньше сказано о нравственном законе и о законе веры, и если вы не уверены в чем-то, вы можете просить Бога, чтобы Он направил вас на правильный путь. Он обещал дать вам мудрость, Он научит вас истинному учению и предоставит вам Свою праведность. Убедитесь, получили ли вы драгоценный дар веры или лишь ждете его? Если ждете, помните, Чей это дар. Только Святой Дух может пробудить веру в вашем сердце. Это то, что требует Его власти, и даже той всемогущей силы, что воскресила Христа из мертвых. Священное Писание усваивает Ему власть убеждать грешников в Христовой праведности и дать им веру, которая покоится на их оправдании. Взирайте же на это благословение, ждите его и надейтесь. И когда Дух изольется на вас с небес, вы оправдаетесь верою в праведность Христа, и делом этой правды будет мир, а ее плодом - праведность, покой и безопасность навеки. Итак, смотрите, братья христиане, значение и ценность этой правды, и воздавайте ей надлежащую честь в своих сердцах и жизнях. Пока вы будете приносить ее мирные плоды, вы всегда будете находить в ней утешение. Эта праведность является одной из частей христианского снаряжения. Она названа нагрудником, ибо она защищает наши жизненно важные части. Ваша жизнь в безопасности, пока у вас есть этот нагрудник, ибо вы не убоитесь ни ужасов ночи, ни стрелы, летящей днем, и пусть вокруг вас падут тысячи, вы будете безопасны. Вы защищены от внешних атак, ибо хотя бы было много скорбей у праведного, Господь избавит его от всех их, и вы будете хранимы во внутреннем мире, ибо плод правды - это мир, и ее следствие - покой и безопасность навеки. В скорбях эта праведность будет всегда утешать ваше сердце. Оно не будет страдать, хотя бы ваше тело болело и слабело, и нагрудник праведности охранит не только от мук и болезней, но и против оружия смерти: "правда же спасет от смерти" (Притч.11.4), не посредством избавления человека от смерти, но спасая ее от страха ее и от власти второй смерти. Праведный человек, оснащенный этим неуязвимым нагрудником, может бросить вызов всем своим врагам. Кто отлучит меня от любви Христовой? Скорбь, или теснота, или гонение, или смерть? Нет, одетый в одежды праведности Христа, я не буду бояться идти и через долину тени смертной, и не встану пред престолом ужасающей и бесконечной Божией справедливости. Ибо кто обвинит избранных Божиих, если Сам Бог оправдывает их? Ибо Христос умер, а затем воскрес для нашего оправдания, и в правде Его мы будем стоять святыми и непорочными и неповинными перед судом Божьим. |