ПРИРОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ СВЯЩЕНСТВА ХРИСТОВА Джон Флейвел (1672)
Богословие - Статьи

 

Итак образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами
Евр.9.23

Спасение в фактическом устроении его раскрывается Христом как Пророком, приобретается Им как Священником, применяется Им как Царем. Напрасно оно раскрывалось бы, если бы не было приобретено; напрасно приобреталось бы, если бы не применялось. Как оно раскрывается в нас и для нас, Он возвестил как великий Пророк. Теперь же от пророческого служения мы переходим к священническому служению Иисуса Христа, Который, как наш Священник, купил наше спасение. В этом служении содержится великое облегчение для души, отягченной виной греха. Что бы иное мы ни пробовали, лишь Кровь этой великой Жертвы, примененная по вере к трепещущей совести, может обновить и сладко утешить ее. Теперь, видя, насколько велико и весомо это служение, апостол усердно подтверждает и выражает его в этом послании и особенно в этой 9-й главе, показывая, как оно было отображено для мира в прообразах крови жертв, бесконечно превосходя тем не менее их все; и во всех отношениях оно неизмеримо весомее их потому, что кровь этих жертв не могла быть чем-то иным, как прообразом или типом небесного, но Кровь этой очищающей и освящающей Жертвы есть та небесная реальность, которую означали эти образы.
Сказанное содержит достаточный аргумент, чтобы доказать необходимость приношения Христа, великой Жертвы, из ее отношения к прообразам и из того, что характерно для них. Если святилище, ковчег и все, что касается служения в скинии, должно было быть освящено кровью тельцов и агнцев, будучи земным, но священным образом, то гораздо более этой тени небесная реальность должно быть очищено или освящено Кровью лучшей, чем кровь животных. Кровь, что освящает небесное, должна столь столь же превосходить ту кровь, сколь небесные вещи как таковые по своей природе превосходят земные тени их. И сколь образ отличается от прообраза, столь отличается и кровь, которая освящает их, и как небесное выше земного, так оно требует более превосходной Крови.

Итак, есть две вещи, которые здесь наиболее очевидны. Во-первых, это характер смерти Христа и Его страданий; Его характер соответствует цели Его Жертвы по своему превосходству. Во-вторых, это необходимость Его Жертвы; надо было, чтобы она соответствовала всем ее типам и прообразам по закону, но особенно необходимо было для искупления грехов, чтобы она умилостивляла справедливо разгневанного Бога и открывала способ примирения для тех, кто через нее приходил к Богу.
Доктрина. Жертва Христа, нашего Первосвященника, является самой прекрасной сама по себе и самой необходимой для нас. 
Жертвы бывают двух видов: евхаристические, то есть благодарственные приношения, даруемые как дань уважения, долга и служения, в знак благодарности за свободно оказанные милости, и искупительные, для удовлетворения справедливости, искупления и примирения с Богом. Именно этого последнего рода была Жертва Иисуса Христа для нас; к этому служению Он был призван Богом (Евр.5.5); в нем Он подтвердил неизменную клятву Божию (Пс.110.4), на него Он был особо поставлен в Своем Воплощении (Евр.10.6-7) и всю его цель Он исполнил до конца (Евр.9.11-12).
Моя задача здесь - исходя из Писания, полностью открыть общий характер и абсолютную необходимость священства Христа, показав, что Его священство предполагается Его Личностью и оно было абсолютно необходимо для того, чтобы вывести нас из плачевного состояния греха и несчастья.
Сначала мы рассмотрим, что Его священство подразумевает, а затем - из чего оно состоит. Есть шесть вещей, которые оно или предполагает, или обязательно включает в себя.

1.Прежде всего, оно предполагает восстание человека и его отпадение от Бога, и ужасные беззакония, вставшие таким образом между ним и Богом, иначе он не нуждался бы в искупительной жертве. "Если один умер за всех, то все умерли" (2 Кор.5.14), то есть мертвы по закону, приговорены к смерти навечно. Во всех жертвах, от Адама до Христа, что были в мире, был проповедан страшный разрыв между Богом и человеком, и то, что справедливость требует пролития нашей крови. Так огонь, пылавший на алтаре и полностью пожиравший жертву, означал ярость огня, который готов пожрать богопротивников. Но прежде всего те жертвы предвозвещали Христа, истинную и великую Жертву, предложенную Богу, и отражавшую как в лучшем в мире зеркале наши грехи и страдания от падения.

2. Его священство предполагает неизменную цель Бога отмстить за грех, которую Он не упустит. Я не буду определять, что Бог может сделать в этом случае в Своей абсолютной власти, но я думаю, что, очевидно, в Своей упорядоченной власти Он делает не меньшее, чем наказывает или самого грешника, или его Поручителя.
Те, кто утверждает, что Божие прощение есть акт чистой милости, как мы должны прощать друг друга, должны сразу предположить, что Бог расстался со Своим законом, и удовлетворение во Христе вообще бесполезно для Него и Его прощения, ибо служит скорее препятствием, чем средством для него. Конечно же, природа и истина обязывают Бога наказать грех. "Очи Его чисты, чтобы смотреть на беззаконие" (Евр.1.13), и потому слово вышло из Его уст, что грешник должен умереть.

3. Священство Христа предполагает полную неспособность человека умилостивить Бога и восстановить Его расположение за счет всего, что он может сделать или чем пострадать. Конечно же, Бог не сошел бы принять на Себя наше тело, чтобы умереть и быть предложенным в жертву за нас, если бы Его цель могла быть достигнута легче и проще, но не было никакого другого способа восстановить человека и удовлетворить Бога. Те, кто отрицают удовлетворение Христа, и говорят лишь о Его смерти за то, чтобы подтвердить истину и дать нам пример кротости, терпения и самоотречения, подтвержденный тем, что Он был верен до смерти, не только подрывают корень своего собственного утешения, мира и прощения, но и явно и дерзко отказывают Богу в Его бесконечной мудрости. Бог мог бы сделать все это легче и проще; страдания простой твари или же смерть мученика могли бы совершить это. Но кто, умирая, может удовлетворить и примирить Бога? Какая тварь может принести Ему адекватное и пропорциональное удовлетворение за грех, причем за все грехи, которые когда-либо были совершены в мире или даже избранными Божьими людьми от Адама до последнего человека, которого пришествие Христа застанет живым? Конечно, никто, кроме Христа, не мог это сделать.

4. Священство Христа подразумевает необходимость того, что Он Богочеловек. Необходимо, чтобы Он был Человеком, чтобы Его страдания и смерть могли сообщить Его праведность и святость людям. Если бы Он не был Человеком, Ему нечего было бы предложить в Своей Жертве, ибо у Него не было бы души и тела, способных пострадать для Бога, чтобы эти страдания могли быть за нас и для нас. Кроме того, Его человеческое бытие наполнило Его состраданием и нежностью к нашим несчастьям, и сделало Его милостивым и верным Первосвященником (Евр.4.15), и не только ради жалости к нам, но и чтобы освятить нас, ибо "и Освящающий и освящаемые от Единого" (Евр.2.11-17). И по необходимости Он как наш Первосвященник должен быть Самим Богом, ибо цена и действенность Его Жертвы вытекает именно отсюда.

5. Священство Христа подразумевает конечность Его страданий. В жертве происходило разрушение живых существ во славу Божию. пролитие крови живого существа и сжигание его плоти огнем было напоминанием о том, что должен будет претерпеть Христос, когда душа Его будет принесена в жертву за грех.
И, наконец, все это означает милостивый замысел Бога примирить нас с Собой тем, что Он призвал Христа и подтвердил Его священство клятвой, и таким образом принес Его в Жертву бесконечной ценности за мир. Грехи, жертва за которые не допускалась, были безнадежными грехами и делали грешников беспомощными; но если Сам Бог позволил и даже замыслил принести Себя в жертву, то как ясно говорит это о Его намерениях мира и милосердия! Вот что явно предполагается или подразумевается в священстве Христа.   

Это священство Христа состояло в том, что Он пришел к Богу ради нас и вместо нас, чтобы исполнить закон и предложить Себя Богу в жертву примирения за грехи наши, и по Своему ходатайству продолжать прилагать искупление Своей Кровью к тем, за кого Он пролил ее. Обо всем этом говорит Евр.10.7-13. Или, короче, священство Христа состояло в том, что посредством его Он искупил грехи Своих людей и приобрел расположение Бога для них (Кол.1.20-22, Рим.5.10). Но так как далее я буду говорить о нескольких частях и плодах этого служения, здесь пока достаточно будет сказать о его самом общем характере, чтобы пойти далее.
Теперь мы раскроем необходимость священства Христа. Я утверждаю по Писнию, что для нашего спасения было необходимо, чтобы такой Священник и такая Жертва были представлены Богу за нас. Справедливость этого утверждения будет прояснена исходя из двух принципов, которые явлены в Писании, а именно, что Бог настаивает на полном удовлетворении и не прощает ни один грех без него, и что падший человек совершенно не способен принести любое такое удовлетворение, поэтому только Христос, Который единственно может, должен сделать это, или мы погибнем. 

1. Бог настаивает на полном удовлетворении и не прощает ни один грех без него. Это явствует и из природы греха, и из правдивости и милости Бога.
(1). Из природы греха, который заслуживает того, что грешник должен страдать за это. Для правосудия наказание вытекает из нравственного зла. Грех и горе должны идти вместе, между ними есть необходимая связь, ибо "возмездие за грех смерть" (Рим.6.13).

(2). Этого требует правдивость Бога. Слово вышло из уст Его: "В день, когда вкусишь его, умрешь" (Быт.2.17). С этого времени человек должен был претерпеть кару смертью души и тела. Закон признает его проклятым, ибо он не соблюдает всего, написанного в законе (Гал.3.9). Ныне человеку часто угрожают тщетными и незначительными вещами, но суд Божий непременно состоится, и "ни одна малейшая заповедь не прекратится, пока не исполнится все" (Мтф.5.18). Бог пребудет истинным в Своих угрозах, хотя тысячи и миллионы погибнут.

(3). Премудрость Божия, которая разумно управляет миром, не допускает разрешения или ослабления угроз без удовлетворения, ибо как нет царства и правления без законов, так нет законов без их исполнения и наказаний. Это совершенно очевидно, ибо явно не подобает, тем более мудрости и праведности Божией, не обеспечивать исполнения закона и из-за этого отменять его, ибо это должно вытеснить и подорвать закон, и разрушить то, ради чего он был дан. Это значит, что люди должны страшиться и трепетать пред Богом, и чувствовать страх страданий от Его угроз против греха! Именно поэтому Бог настаивает на удовлетворении и не допускает примирения на ином основании.   

Утверждение. Говорят, что примирение - это не только удовлетворение, ибо это является уничижительным по отношению к богатству благодати, или что мы не позволяем Богу то, что повелеваем людям, а именно прощать свободно, без удовлетворения.
Ответ. Свободное прощение для нас и полное удовлетворение Бога через Иисуса Христа не являются, как у нас, несовместимыми вещами, ибо тому и другому уделяется надлежащее место. Если же говорят, что мы не позволяем Богу то, что повелеваем людям. то должно знать, что Бог и человек находятся не на одной почве; человек не способен повредить другому оскорбить человека так, как Бога, и нет никакого сравнения между природой этих преступлений. Также человек может свободно простить человека лично от себя, но он не всегда может делать это публично, ибо суд обязан беспристрастно исполнять правосудие. Бог является нашим Законодателем и Судией; Он не спускает нарушений закона, но жестко стоит на его полном удовлетворении.
2. Человек сам никак не может воздать и удовлетворить Богу за свой грех. У него нет пути компенсировать Богу свою вину, и он должен пострадать и быть наказан.

(1). Не делами: этот путь закрыт для людей.  Никто не может ни удовлетворить Бога, ни примириться с Ним таким образом, ибо очевидно, что даже лучшие наши дела являются греховными: "вся праведность наша как запачканная одежда" (Ис.64.6). Нелепо даже представлять себе, что один грех может дать удовлетворение за другой. Если скажут, что не то, что греховно в наших обязанностях, но то, в них является духовным, чистым и достойным, может снискать расположение Бога, то мы можем ответить, что то, что хорошо в любой из наших обязанностей - это долг, которым мы обязаны Богу, ибо мы обязаны Ему совершенным послушанием, и невозможно себе представить, как мы можем оплатить один долг другим, даже если мы будем делать все лучшее и приложим к этому все силы (Иоан.15.5, 2 Кор.3.5, 1 Кор.15.10). Одним словом, те, кто имеют что-либо на этот счет, должны совершенно оставить всякеую надежду умиротворения и удовлетворения правосудия Божия этим путем. Иов боялся Бога и удалялся от зла, однако он говорит: "Если я буду оправдываться, то мои же уста обвинят меня; если я невинен, то Он признает меня виновным" (Иов 9.20). Давид мог быть человеком по сердцу Божию, и все же он сказал Ему: "не входит в суд с рабом Твоим, ибо не оправдается пред Тобою ни один из живущих" (Пс.143.2). Павел жил святой, небесной и плодоносной жизнью, далеко превосходящей лучших из нас, но он говорит: "Сознаю себя ничем" (1 Кор.4.4 KJV). Его искренность могла утешить его, но он не мог быть несправедливым. И скажем более: Господь закрыл этот путь всему миру, и Писание говорит об этом резко и ясно: "Ибо делами закона не оправдается никакая плоть" (Рим.3.20, 8.3, Гал.3.21). 

(2). И так же человек не может примириться с Богом своими страданиями; это невозможно, ибо нет страданий, которые могли бы удовлетворить Бога, или равных преступлениям, которые мы совершили. Для этого нужны бесконечные страдания, ибо грех есть бесконечное зло, объективно являющееся оскорблением Бесконечному Богу. Эти страдания могут быть бесконечными или в отношении их качества, превышающего все границы и пределы в гневе и ярости бесконечного Бога, или в отношении продолжительности, будучи бесконечными и вечными. В первом смысле ни одна тварь не может выдержать бесконечный гнев, ибо он поглотит нас. Во втором, оказавшись проклятой, она будет страдать всегда, но никогда не удовлетворит Бога.
Так что никто не может быть своим собственным священником и примириться с Богом своими делами или страданиями. И потому Некто должен быть способен  Своими делами и взятыми на Себя страданиями примирить нас с Богом, или мы погибнем. Таким образом, вы видите ясно и кратко общий характер и необходимость священства Христова.
Отсюда мы извлечем несколько полезных следствий и практических выводов.

Следствие 1. Все это показывает, в первую очередь, несравненное превосходство реформированной христианской религии над всеми другими религиями, известными или исповедуемыми в мире. Если мы говорим о других религиях, то только в христианской религии мы найдем прочную основу для подлинного мира и спокойствия совести. Если евреи тщетно ищут его в своем законе, мусульмане в своих внешних торжественных собраниях, паписты в своих достоинствах, то верующий находит его только в Крови этой великой Жертвы, и не меньшее чем это нужно, чтобы успокоить чуткую совесть, отягченную своей виной. Совесть требует не меньшего, чтобы удовлетворить ее, чем Бог, чтобы удовлетворить Его. Удовлетворен ли Бог судом моей совести? Если да, то я могу быть спокоен. Ужасно состояние, когда человек чувствует, как нечистая совесть грызет самую нежную часть его души, и не имеет никакого облегчения, чувствуя невыносимый гнев Божий, обжигающий его всего внутри, и не имея ничего, чтобы охладить его. Знайте же, что только если вы когда-либо имели хотя бы небольшие муки совести, вы не назовете их фантазией и прихотями меланхолии, если вы провели хотя бы одну бессонную ночь в скорби о грехе, чувствуя стыд, страх, ужас и отчаяние, которые являются мрачными плодами обвиняющей и осуждающей совести, - только тогда вы способны понять невыразимую милость услышать о пути избавления бедного грешника от вины; вы целовали бы тогда ноги тому, кто может принести вам весть о мире, и благословляли его за то, что он принес вам действенное снадобье. Если вы впали в беззаконие и изо дня в день мучаетесь от ран на вашей совести, знайте, что ваша душа никогда не обретет покоя, пока вы не почувствуете нужду прийти к этой Крови кропления.

Кровь этой Жертвы говорит лучше, нежели кровь Авеля, ибо эта Кровь есть Кровь Бога (Деян.20.2-7), неоценимо драгоценная (1 Пет.1.18), и одна ее капля бесконечно превосходит кровь всех тварей (Евр.10.4-6). Такова Кровь, которая пролита за нас. Господи, говорит совесть, я должен иметь эту Кровь, которая даст Тебе полное удовлетворение, или я никогда не обрету покоя. Кровь всего скота на тысячах гор никогда не сможет этого сделать. Что такое кровь животных для Бога? Кровь всех людей ничего не стоит для этого. Что значит наша кровь, загрязненная грехом? Нет, нет, только Кровь Самого Бога может удовлетворить за нас. 

Кровь Христа есть не только Кровь Бога, но Кровь, пролитая вместо нас: "Он был сделан за нас клятвою" (Гал.3.12). И потому ее пролитие означает прощение (Евр.9.22, Еф.1.7, Кол.1.14, Рим.3.26), и, следовательно, умиротворение и покой совести (Кол.1.20, Еф.2.13-14). О слава Богу за весть об этой Крови, дошедшую до наших ушей! Поднимая руки и глаза к небесам, я восхищаюсь благодатью, что забросила мою жизнь туда, где этот радостный звук слышится для бедных грешников. Ваше счастье, что вы не родились в пустынях Аравии или в дебрях Америки, и не среди папистских попов, которые не нашли бы для вас других средств избавления от греха, кроме паломничества и самобичевания, чтобы умилостивить гнев Божий! Чистый свет Евангелия излит на наш народ, и это милосердие Божие, цену которого мы едва ли когда поймем как должно.

Следствие 2.  Отсюда также следует вывод о необходимости веры для того, чтобы обрести реальность и чувство мира с Богом, ибо зачем была бы пролита Кровь Христа, если бы она не была на самом деле лично применена к нам и усвоена по вере? Вы знаете, что когда жертвы приносились по закону, приносящий должен был возложить руку на голову жертвы, чтобы она была принята для его очищения (Лев..4.1). Это делалось не только чтобы показать, что приносимое больше не наше, но Божье, ибо свободно и добровольно отдано Ему, но главным образом, чтобы отметить совершенный грех и искупление за него, возложенное на голову жертвы, которая несла на себе проклятие за совершенное зло. Как сообщают историки, древние египтяне прямо проклинали приносимую жертву, возлагая руки на нее, чтобы зло пришло на нее, а не на Египет, и поэтому никто из них не питался от нее. Вы также должны положить свою руку на Жертву Христа, исповедуя веру в нее, чтобы она была применена к вашей душе и усвоена ею, ибо Он сделался проклятием за вас.   

Именно поэтому Евангелия стремятся убедить грешников принять Христа и применить Его Кровь к своим душам. Потому Он приглашает нас: "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Мтф.11.28). Именно для этого Его Жертва была поднята на жертвенник: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно быть вознесенным Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Иоан.3.14-15).  Закон, а не только совесть, наполняет нас мучениями, и человек нес смерть от него, которая явлена здесь в огненных змеях, как и Христос в медном змие, которого Моисей возвысил для израильтян, чтобы ужаленные взирали на него. И как глядя на него, они были исцелены по вере, так, находя Христа по вере, исцеляются наши души. Те, кто не взглянул на медного змия, несомненно умирали; так и мы должны взирать на Иисуса Христа и Его Жертву по вере. Смерть Христа есть достойная причина прощения, вера же является инструментальной причиной; и как Кровь Христа необходима здесь на своем месте, так вера на своем. Для фактического прощения грехов и мира совести должно быть единство всех причин прощения и мира. Так же как благодать и любовь Христа есть действенный и побудительный мотив, а жертвенная смерть Христа - достойная причина нашего прощения, так же по необходимости вера должна быть его инструментальной причиной. И все эти причины находятся в дивном единстве в нашем прощении, и каждая из них абсолютно необходима на своем месте для приобретения и применения его.

Что необходимо, чтобы обрести Кровь Христа, если у нас нет ни интереса к ней, ни ее спасительного влияния? Убедиться, что это цель нашей жизни. Вера - это животворящая благодать, и Христос - живая Милость. Вера есть дар (Иоан.4.10), и это дело Божие (Иоан.6.29). Смерть Христа и Его Жертва никогда не спасала ни одну душу без веры. Но горе мне! Как часто я вижу грешников, или совсем не тронутых чувством своего греха и думающих, что они не нуждаются во Враче, или ужаленных и раненых чувством вины, но пытающихся зализать раны своими обязанностями! Чтобы лечить рану, нужно очистить ее и найти бальзам для исцеления; что же было бы с ранами души, если бы Христос не оставил лоно Отчее и не пришел умереть и принести Себя в Жертву ради нас? О, если бы люди могли оставить искать здоровье, удовольствие, богатства и почести и стали искать чистую совесть вместо этих наслаждений: разве Христос не пришел бы к ним?   

И я уверен, что пока Бог не явит вам вашего греха в зеркале закона, чтобы скорпионы и змеи, что скрываются в законе и в вашей собственной совести, поползли с шипением на вас и поразили вас своими смертоносными укусами, чтобы вы пережили бессконные ночи и скорбные дни из-за греха, вы никогда не пойдете вверх и не будете искать заинтересованности в Крови и Жертве Христовой со слезами. Но, читатель, если вы переживете все это, то вы будете знать, чего стоит Жертва Христова, и поймете значение окропления Кровью Его. Когда наш король Ричард был на грани разгрома в битве и его преследовали враги, он вскричал: "О, сейчас бы царство за коня!". И вы будете плакать: лучше было бы отдать десять тысяч миров за Царство Христа и окропление Кровью Его, если бы они ее стоили!

Следствие 3. Если Христос ваш Первосвященник, и Его священство так насущно необходимо для вашего спасения, то признайте вашу полную неспособность примирить себя с Богом во всем, что вы можете сделать, и пусть Христу будет отдана вся слава за ваше спасение. Вполне естественно, что Тот, Кто уплатил всю цену, должен иметь всю похвалу. Если кто думает, что он мог бы отчасти и сам очистить себя, то он бросает тень на свет глубочайшей мудрости, которая заложена в замысле нашего искупления через смерть Христа. Об этом я уже говорил в другом месте.

Следствие 4. Я сказал довольно, чтобы убедить вас в необходимости этого Священника и Его дивной Жертвы, и соответственно в применении ее. Лучшие из вас обладают загрязненной природой, отравленной грехом в утробе матери, и если вашей природе нужна эта Жертва, вы должны иметь преимущество этой Крови простить и очистить вас, или же будете прокляты навечно. Услышьте же, что вам не помогут слезы о ваших грехах, если Кровь Христа не окропила вашу природу. Тогда было бы лучше для вас быть из рода животных, змей или жаб - они презренны, но не имеют извращенной греховной природы, как вы.

Все ваши грехи нуждаются в Священнике и Его Жертве, чтобы было обеспечено прощение за них. Если Бог не заберет их с Кровью Креста Его, они никогда не будут забраны и повергнут вас в прах, они будут расти вместе с вами и последуют за вами в суд, ибо это ваши дела и они следуют за вами. Все ваше покаяние и все слезы, сколько бы вы их ни выплакали, будь их столько, сколько капель в океане, никогда не могут истребить грехов. Ваши обязанности, даже самые лучшие из них, нуждаются в этой Жертве. Именно в силу этого они принимаются Богом. И если бы для Бога не существовало Жертвы Христа, Он не посмотрел бы ни на вас, ни на любую из ваших обязанностей. Вы не больше могли бы приблизиться к Богу, чем подойти к всепоедающему огню или жить в вечном пламени. И Богу нужна только такая цена. Любите же все служение Христа. Взирайте на благость Бога, предоставившего вам такую Жертву. Хлеб, вода и воздух не более необходимы для поддержания естественной жизни, чем смерть Христа для того, чтобы дать вам и поддерживать духовную жизнь.   
О, пусть ваша душа возрастает, размышляя о величии и превосходстве Христа, которое отражается и развертывается в каждом слове Евангелия. И пусть с глубоким сердечным чувством ваши уста возгласят: благословен Бог наш в Иисусе Христе!