Созидатель Веры. С. Фергюсон
Богословие - Статьи

 

Моя последняя встреча с покойным ныне профессором Дж. Мюрреем, у которого, благодаря его влиянию и работам, я и многие другие, в глубоком долгу, была особенно памятна для меня, частично из-за того, что в ответ на мой вопрос, он ответил: "Это непростой вопрос!" И для несколько неуверенного в себе молодого человека, это было облегчением, узнать, что мой вопрос не был совершенно тупым. Над этим вопросом я размышлял до сего момента.

Так что это был за вопрос? Он может показаться довольно трудным для понимания. Мой вопрос был о переводе и теологическом значении слова использованного и Петром (Деян. 5:31) и автором Послания к Евреям, это слово относится к Господу Иисусу: "архегос". Мы уже встречались с ним, когда изучали Послание к Евреям: Иисус есть вождь (архегос) нашего спасения, он был сделан совершенным через страдания и ввел множество сынов в славу (Евр. 2:10). И тот же термин появляется ближе к концу Послания, в 12 главе, стих 2, где наш Господь назван начальником (полагающим начало, прим. пер.) и совершителем нашей веры.

Это объясняет почему, хотя нас и ободряют читать о ранних героях веры (Евр. 11), мы сосредотачиваем наш взгляд только на Иисусе. Если бы наш взгляд остановился на ком-нибудь другом, кто шел перед ним, мы бы не поняли суть всей главы. Ветхозаветные герои веры никогда не получили обетованного, они жили до времени его исполнения. Они верили, но верили обещаниям, которые еще только будут исполнены во Христе. И вот в чем контраст - Иисус начинатель веры, но Он также тот, кто и верил, и выражал веру в полной мере. И это чудесно думать так об Иисусе. Но как мы это делаем? И что это означало для Него?

"Архегос" описывает начинателя, проводника, первооткрывателя - того, чьи достижения делают возможным и для других испытать блага того, что он сделал. Школа, куда ходят два наши старших сына, ежегодно проводит "День Основателей", на котором чествуются два брата, которые открыли эту школу столетия назад. Они начали то, что до сих пор приносит благо, к которому причастны и наши дети. Они были "архегои"

Но мы можем описать и других религиозных деятелей используя те же слова, как основателей великих движений. Послание к Евреям говорит больше, чем это, когда называет Иисуса "архегос".

Вообразите, если пожелаете, одинокого офицера-разведчика, который движется впереди своего отряда, находящегося в большой опасности. Он ищет путь спасения. Он продирается сквозь джунгли и находит, что его путь пришел к глубокому ущелью. И пути вперед, похоже нет, но если он его не найдет, то все пропало. Он перебрасывает веревочную петлю на другую сторону и с трудом цепляет ее там за дерево. Затем он рискует жизнью и перебирается на руках, сантиметр за сантиметром на другую сторону, где крепко привязывает веревку и, в итоге, создав веревочный мост, он спасает свой отряд, переведя его через ущелье.

Это гораздо лучшее изображение Христа, как нашего "архегоса"! Он божественный Офицер-Разведчик, который пересек глубокое и опасное ущелье между падшим человеком и святым Богом.

Когда этот термин первый раз появляется в послании к Евреям, это происходит после цитаты, взятой автором из 8 псалма, которую он относит ко Христу. Этот псалом, в свою очередь, является частью размышления о Бытие 1:26-28. Он отражает, что Адам был создан по образу и подобию Бога, и что ему было даровано владычество над всей землей. Он был призван жить верой и повиноваться Божьим заповедям. Он был создан, чтобы возделывать сад, и обратить в него всю землю, и таким образом возвеличить славу Бога.

Но Адам не справился. Вместо того, чтобы наслаждаться привилегией отражать Бога, будучи Его образом, и испытывать в миниатюре что это значит, для Бога быть Господом всего - Адам потерял это.

Затем приходит Иисус архегос спасения (Евр. 2:20) и архегос веры! Он приходит исправить то, что Адам так сильно разрушил, и ведет нас назад через джунгли в сад. Он пересекает ущелье, пропасть, через которую нельзя построить мост, между грешным человеком и святым Богом. И Он сделал это, как Второй Человек, но теперь уже Человек Веры, доверяющий Богу и живущий каждым словом, исходящим из уст Божьих.

В начале Своего служения Он однозначно одолел могущественное сопротивление Врага, который искал путей удержать Его подальше от завоеванной им территории. Основавшись на этой территории, Он продолжил свой путь в самую глубь и тьму джунглей. И когда Он подошел к краю пропасти и поглядел через нее, Его ученики слышали, как Он сказал [врагам]: "Теперь ваше время и власть тьмы" (Лк. 22:53). И на самом деле так темны и плотны были эти джунгли, так одинока дорога через пропасть, что теперь, будучи так далеко от своих последователей, будучи окруженным тьмой, Он вскричал: "Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" (Мф. 27:46).

И как это интригующе, что Он должен был быть погребен в саду, и Свои первые шаги, уже Воскресший Адам должен был сделать по саду, и одна из Его наиболее посвященных учениц должна была (по ошибке) обратиться к Нему, как если бы Он был садовником (Ин. 20:15). А Его первые шаги в воскресшем теле были первыми плодами окончательного восстановления.

Иисус не просто еще один человек в длинном списке героев веры. Он Архегос нашей веры!

www.ligonier.org