Субботний Покой. С.Фергюсон
Богословие - Статьи

Неизвестный нам автор послания к Евреям нашел разные способы, чтобы описать превосходство Господа Иисуса Христа. И один из них формирует основной мотив 3 и 4 главы, и заключается в том, что Иисус Христос дает покой, который не могли дать ни Моисей, ни Иисус Навин. При Моисее, народ Божий был непокорен и не смог войти в "покой Его" (Евр. 3:18). Псалом 94:11 (процитированный в Евр. 4:3) подразумевает, что Иисус Навин не мог дать народу настоящий покой, поскольку "через Давида" Бог говорил о том покое, который он даст (Евр. 4:7). А это в свою очередь подразумевает, что "для народа Божия еще остается субботство" [Субботний покой, прим. пер.] (Евр. 4:9).

Говоря об этом покое (Евр. 3:18; 4:1, 3-6, 8), автор постоянно использует одно и то же слово "покой" (катапаусис). Но говоря о "покое", который все еще остается для народа Божия, он использует другое слово (саббатисмос, оно используется только здесь в НЗ), и специфически обозначает Субботний отдых. В контексте его учения, это коренным образом относиться к "Субботству" или "Субботе покоя", которая есть во Христе: "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" [в англ. "дам вам покой", прим. пер.] (Мф. 11:28). Поэтому мы должны постараться "войти в покой оный" (Евр. 4:11).

Со времен Августина, Христиане признают, что Библия описывает человеческий опыт в 4 разных сферах: сотворение, грехопадение, искупление и слава. Мы знакомы с этим из Вестминстерского Вероисповедания (9 глава) и из великой книги Томаса Бостона "Человеческая Природа в ее четырех состояниях". Так что нет ничего удивительного, что Субботство, созданное для человека, переживается им в четырех разных видах.

В сотворении человек был создан по образу Божию - чтобы "естественно", как дитя Бога, отражать своего Отца. Поскольку Отец трудился творчески в течении шести дней и отдыхал на седьмой, Адам, как сын, должен был поступать подобно Ему. А на седьмой день, они должны были вместе гулять по саду. Это было время, чтобы познавать все, что Отец хотел показать и рассказать о чудесах Его сотворения.

Таким образом Суббота должна была быть "Днем Отца" каждую неделю. Она была "создана" для Адама. Она также имела намек на будущее в себе. Отец закончил свою работу, а Адам нет.

Но Адам пал. Он разрушил все, включая Субботу. Вместо прогулки с Богом, он спрятался от него (Быт. 3:8). Это была Суббота - День Отца, но Богу пришлось искать его!

Этот новый контекст помогает нам понять значение четвертой заповеди. Она была дана падшему человеку - вот почему она содержит "не делай в оный никакого дела" (Исх. 20:10). Он не должен был работать, а отдыхать. Внешне это значит прекратить всякую обычную деятельность, чтобы встретиться с Богом. Внутренне, это включает отказ от самодостаточности, чтобы покоиться на Божьей благодати.

Подумайте вот о чем: что изменилось в Субботе с приходом Иисуса? Во Христе распятом и воскресшем мы находим вечный покой (Мф. 11:28-30), и мы снова можем общаться с Богом (Мф. 11:25-30). Потерянное сокровище Субботы восстановлено. Мы успокоились во Христе он нашего труда самодостаточности, и мы получили "доступ к Отцу" (Еф. 2:18). Когда мы встречаемся с ним, то Он являет нам Себя, Свои пути, Свое Слово, Свои цели, Свою славу. И все временное, что было в Моисеевой Субботе должно быть оставлено позади, когда мы снова испытываем реальность близкого общения Адамовой Субботы в нашем поклонении воскресшему Спасителю в первый день недели - в День Господень.

Но мы еще не достигли цели. Мы еще стараемся отойти от наших трудов; нам все еще должны стараться "войти в покой оный" (Евр. 4:11). Постоянное повторение Субботы напоминает нам, что мы еще не дома с Отцом. И поскольку этот покой принадлежит нам только через единение со Христом в Его смерти и воскресении, наши старания отвергнуть старую жизнь и радоваться новой будут продолжаться.

Но здесь могут спросить: "Я христианин, и как это относится к тому, как я провожу Воскресенье?" Этот взгляд на Субботу должен помочь нам правильно распределять время в течении недели. Воскресенье - это "День Отца", поскольку у нас назначена встреча с Ним. Ребенок, который спрашивает: "Насколько короткой может быть встреча?", имеет проблемы в отношениях, - не интеллектуальные, теологические проблемы, - но проблемы в том, что чего-то недостает в отношениях с Богом.

Этот взгляд на Субботу помогает нам ответить на вопрос: "Можно ли это делать в Воскресение? Ведь у меня нет на это время в другие дни недели." Если это наш вопрос, то проблема не в том, как мы используем Воскресение, а в том, как мы используем остальную неделю.

Такой взгляд на День Господень помогает нам увидеть этот день, как предвкушение Небес. И учит нас, что если общение, служения и евангелизации в наших церквях не дают такого впечатления, то у нас чего-то по настоящему не хватает.

Послание к Евреям учит нас, что Вечная Слава - это и есть Субботний Покой. Каждый день, все дни будут "Днем Отца"! То есть, если мы сейчас научимся радоваться дарованному Богом недельному ритму, то это уже не будет странным, что Вечная Слава может быть описана как длительная Суббота!

www.ligonier.org