Новости
Спасение в Прошлом, Настоящем и Будущем. С. Фергюсон |
Богословие - Статьи |
"Прошедшее и настоящее - в будущем они вместе [прошедшее]", так написал Т.С Эллиот. Эта строка его стиха просто красноречиво описывает обычное течение истории. Но Послание к Евреям представляет нам совершенно другую перспективу на Божие цели и планы в потоке истории. Тут, можно сказать, будущее определяет прошедшее и настоящее, а не наоборот. Чтобы понять Послание к Евреям, а это значит понять как устроена вся Библия, нам нужно разрешить следующую загадку: "Невидимое более существенно, чем видимое. Будущее идет перед прошедшим. А новое более основательно, чем старое." Что же все это значит? Проще говоря, это значит, что история Господа Иисуса, Его личности и дел, это не божественное решение возникшей проблемы, не небесный план "Б", составленный наспех, когда план "А" пошел наперекосяк в Эдемском саду. Нет - пришествие Христа было запланировано до Грехопадения. Все что предшествует ему хронологически, на самом деле следует за ним логически. Конечно же, с одной точки зрения Ветхозаветные служения представляют модель того, что Христос должен был исполнить. Но Послание к Евреям учит нас никогда не терять из виду тот факт, что священство, жертвоприношения, литургия и жизнь Ветхозаветной Церкви, являются просто грубыми копиями. А Христос - это оригинал, прототип для всего Ветхого Завета. Этот принцип кристально ясно выражен в Евреям 9:23, где о Ветхозаветной скинии, священстве и жертвоприношениях сказано, что они есть "образы небесного". И еще более живописно, в Евреям 10:1 говорится, что Закон имеет лишь "тень будущих благ". Копии зависят от оригинала; тень не может существовать без того, кому она принадлежит, и от кого она получает свою форму. Послание к Евреям показывает эту идею в изумительной серии образов. Новый Завет формирует Ветхий, который подготавливает его [явление], показывает его характер и значение. В результате Ветхий подготавливает все необходимое для Нового и намекает на то, каким он будет. Священство Христа является истинным священством и предвозвещено в Аароновом священстве. Внутреннее значение жертвы Христа выражено, не полно, но явно, в Моисеевой системе жертвоприношений. Но ясно, что эти копии являются просто тенями, намеками, очертаниями - и не более того. Ежедневное повторение священниками служения жертвоприношения у алтаря и явная неспособность крови животных смыть смертельную вину людей - это намеки, что хотя это все и божественные заповеди, но они не окончательные. Что-то есть за ними, на что они и указывают: вот, грядет более великая, продолжительная и совершенная реальность (Евр 11:39-12:3). В своей знаменитой детской книге К.С. Льюис описывает страну Нарнию, которая была зачарована Белой Ведьмой. Ее магия, очень глубокая, могущественная, создала мир, где "всегда была зима, но никогда не наступало Рождество". Но через жертву Царя-льва, Аслана "более глубокая и могущественная магия, существовавшая до начала времен" была высвобождена, она освободила страну и сняла заклятие. Будущее было уже приготовлено в прошлом. Так и в Евангелии. У Бога есть замысел. Он был назван Заветом Искупления, или Заветом Мира (pactum salutis). Такие великие теологи как Томас Бостон и Джонатан Эдвардс дискутировали по поводу того, правильно ли называть этот план заветом или нет. Но дебаты о названии не меняют сути вещи. У триединого Бога есть замысел, включающий обоюдную просвещенность Отца, Сына и Духа спасению людей. Об этом реформатские богословы говорят в один голос. Еще до существования времени; раньше всех миров; когда ничего не было "за пределами" Самого Бога; когда Отец, Сын и Дух пребывали в вечном, абсолютном и невообразимом благословении, удовольствии и радости в Их святом триединстве - это была Их общая цель - создать мир, который падет, и в то же время - безгранично высокой ценой - принести вам (если вы верующий) благодать и спасение. Это более глубокая благодать, существующая до начала времен - изображенная в ритуалах, лидерах и свершениях Ветхозаветных святых - теперь принадлежит нам. Это великий план, который автор Послания к Евреям называет "столь великим спасением" (Евр 2:3 пер. с Англ.). Наше спасение зависит от Божьего Завета, укоренено в вечности - в плане Троицы, предвозвещено Моисеевым Заветом, исполнено во Христе и пребывает во веки. Не удивительно, что Послание к Евреям называет его "великим". Вы думали, что ваше спасение "велико", в ранние дни вашей Христианской жизни. Разве нет? Думаете ли вы так до сих пор? www.ligonier.org
|