Новости
Пуританский взгляд на секс и брак. Джоел Бике |
Богословие - Статьи |
"Пуританство, та окраска, которую мы [демоны] придаем этому термину, принадлежит к числу наших самых весомых и ценных побед за последнее столетие. С ее помощью мы ежегодно спасаем тысячи людей от сдержанности, целомудрия и трезвенности." (К.С. Льюис "Письма Баламута")
Существует множество карикатур и неправильных мнений, когда люди оценивают, как Христиане во все века относились к сексу в браке. И эта статья посвящена тому, как на это смотрели Пуритане. Супружеская любовь должна быть сексуальной, чтобы оба брачных партнера могли отдать себя полностью друг другу с радостью и изобилием в здоровых взаимоотношениях, отмеченных супружеской верностью. Реформаты, такие как Мартин Лютер, Ульрих Цвингли и Джон Кальвин, утверждали этот аспект супружества тем, что отвергли средневековое отношение Римской Католической церкви, к браку, как к чему-то более низкому, чем целомудрие, отношение, в котором сексуальный контакт между брачными партнерами был необходимым злом, чтобы продолжить человеческую расу, и созидающее действие вовлекающее страсть считалось врожденно грешным. Это негативное восприятие уходит корнями в древнюю церковь и основано на трудах таких выдающихся людей как Тертулиан, Амброзий и Иероним, они все считали, что, даже в браке, близость обязательно греховна. Это отношение к брачной близости, которое доминировало в церкви более 10 веков, неизбежно привело к прославлению девственности и целомудрия. Уже к пятому веку духовенству было запрещено жениться. И произошло деление на два класса Христиан: "религиозное" (духовное священство), включающее в себя монахов и монахинь, поклявшихся воздерживаться от любой сексуальной деятельности, и "непосвященное" (миряне), которые, будучи неспособны вознестись до благородных высот девственности и целомудрия, были признаны в праве вступать в брак. Пуританские проповедники учили, что воззрения Римской Католической церкви были не библейскими, даже сатанинскими. Они цитировали Павла, который сказал, что запрет вступать в брак это учение бесовское (1 Тим 4:1-3). Даже само определение брака Пуританами подразумевало акт близости. Например, Перкинс определял брак как "законное слияние брачной пары; то есть мужчины и женщины в одну плоть." В противоположность Дезидерию Эразму, который учил, что в идеальном браке воздерживаются от близости, Коттон сказал на церемонии бракосочетания, что те, кто призывают к воздержанию в браке, следуют указаниям ослепленного ума, а не Святого Духа, который сказал: "не хорошо быть человеку одному" (Быт 2:18). Пуритане рассматривали секс в браке, как дар от Бога и ,как необходимую, приносящую радость, часть супружества. У. Гудж говорил, что мужья и жены должны жить вместе "с благой волей и удовольствием, доброволием, готовностью и радостью." А Перкинс добавлял: "Ошибаются те, кто придерживается позиции, что интимные отношения мужа и жены не могут быть без греха, если не совершаются для рождения детей." Перкинс продолжает дальше и говорит, что близость это "долг" или "должное благорасположение" (1 Кор 7:3) которое супруги должны оказывать друг другу. Это должно проявляться, как он говорил, "с исключительной и полной привязанностью одного к другому" тремя разными путями: "Первое, правильным и законным использованием их тел или брачного ложа." Так физическая близость - "брак у всех да будет честен и ложе непорочно" (Евр 13:4)..."потому что освящается словом Божиим и молитвою" (1 Тим 4:3-5). Плоды, воздающей должное Богу и радостной близости в браке, - это благословение детьми, сохранение тела в чистоте и понимание брака, как прообраза отношений между Христом и Церковью. Второе, супруги должны питать и греть друг друга в близости (Еф 5:28-29), а не заниматься безличным сексом, как в прелюбодеянии с проституткой. Третье, пара должна быть близка "в святой радости и утешаясь друг другом в бессловесном провозглашении знаков и признаков любви и доброты (Притч 5:18-19; Песн 1:1; Быт 26:8; Ис 62:7)." В этом контексте Перкинс уделяет особое внимание поцелуям. Другие Пуритане подчеркивали романтичную сторону брака, когда они сравнивали любовь мужа с Божьей любовью к избранным. Томас Хукер писла: "Мужчина, чье сердце принадлежит любимой, видит сны о ней ночью, держит ее образ перед глазами, когда бодрствует, в раздумьях о ней за столом, идет как бы с ней по дороге, и говорит с ней, куда бы ни пришел." И добавляет: "Она в его сердце, и он доверяет ей, что заставляет всех признать, что поток его чувств, как могучее течение, бежит с полной силой и мощью." Ударение на романтику в браке (вместо таковой вне супружеских отношений, как это было обычно в Средневековье) часто приписывали как раз Пуританам. Г.У. Ричардсон написал, что "возвышение романтического брака и его обоснование Пуританами представляет собой главное нововведение в Христианской традиции." И К.С. Льюис сказал: "Превращение любовных похождений в романтическую моногамную любовь, было в большой степени работой... Пуританских поэтов." Пуритане рассматривали супружескую обязанность интимной близости настолько серьезно, что недостаток "должного благорасположения" со стороны партнера мог быть основой для церковного взыскания. Был, по крайне мере, один случай, когда муж был отлучен за "пренебрежение женой", не имея близости с ней в течении долгого периода времени. www.ligonier.org |