Лекция 11. Экономические Последствия. Настоящий эффект греха. Р.Ч. Спрол мл.
Богословие - Статьи Р.Ч Спрола и Р.Ч. Спрола младшего

 


 

Мы изучили уже много материала, и теперь я хочу, чтобы вы подумали о последствиях выбора той или иной экономической модели. По провидению Бога у нас есть такая возможность: увидеть две противоположные модели действующие прямо сейчас. Мы можем посмотреть на то, что произошло в течении последних 60 лет в Южной и в Северной Корее.

 

Северная Корея последовательно строила командно-контролируемую социалистическую экономику. Вся промышленность, вся профессиональная деятельность, и всё производство  управляется государством. В то время в Южной Корее, не смотря на небольшой уровень вмешательства, всем управляет свободный рынок. Производство, деятельность людей и промышленность свободны выбирать свой путь. Мы легко сможем сравнить эти две противоположные экономические системы, ведь они находятся рядом и развивались в одно и то же время.

 

Каковы же результаты их развития? Если посмотреть на ночную фотографию этих стран со спутника, то сразу станет очевидно, что Северная Корея буквально живёт во тьме. В результате плановой экономики у них не хватает электричества даже на дневное время, поэтому они отключают его во всей стране на ночь. Благодаря рыночной экономике Южная Корея процветает и вся залита огнями. Всего за 60 лет в этих странах произошли такие сильные изменения, что одна является одной из ведущих стран в мире по экономическому росту, а вторая почти касается экономического дна.

 

Южная Корея изобилует разной пищей и местной, и импортной, в то время как Северная Корея постоянно испытывает нужду и даже принимает помощь от Южной Кореи и США, просто, чтобы избежать голода. Города в Южной Корее растут и процветают, на улицах много людей и машин. В Северной Корее города пустые, в домах никто не живёт, а на улицах не видно почти никакого движения. Южная Корея является одним из мировых лидеров в робототехнике, авиастроении и биотехнологиях. Она входит в десятку самых больших импортёров и экспортёров товаров в мире. Северная Корея с трудом поддерживает свою военную машину за счёт всей остальной страны. Южная Корея обладает одной из самых богатых и быстрорастущих экономик в мире, по этому показателю она входит в двадцатку лучших. Северная Корея входит в двадцатку худших экономик, с доходом на человека в 10 раз меньшим, чем в Южной Корее.

 

А как это всё связано с христианством? По данным на 2005 год из 25 миллионов жителей Южной Кореи 14 миллионов являются христианами. Это 60% христиан в стране. Это 11 место из 12 самых больших христианских сообществ в мире. Одна из церквей в Южной Корее насчитывает более миллиона прихожан. Каждый год эта страна посылает десятки тысяч миссионеров во все уголки мира. Она уступает в этом только США. Свободная экономика наполнила силой их миссионерское движение как внутри страны, так и во всём мире.

 

Северная Корея считается одной из самых нетерпимых стран по отношению к христианству. Верующие вне закона, их бросают в тюрьмы, мучают и убивают. Прямо сейчас в тюрьмах Северной Корее находятся 15 или 16 тысяч христиан. Организация «Глас Мучеников» регулярно докладывает об ужасном положении христиан в Северной Корее.

 

Это быстрое сравнение показало нам разницу между свободной экономикой и социалистической. Но это не единственный пример. Вы можете сравнить Тайвань с Китаем. Вы можете сравнить ФРГ и ГДР. Вы можете сравнить Кубу до прихода к власти Фиделя Кастро и Кубу при Фиделе Кстро. Мы можем продолжать это список ещё долго, поскольку результаты всегда одни и те же. Свободный рынок ведёт к процветанию, а социализм ведёт к бедности.

 

Как грех влияет на социалистическую экономику.

 

Социалисты начинают с предположения, что человек в общем хороший, и что особенно это относиться к бедным людям. Плохими, по их мнению, являются богатые, а бедные рабочие люди — это хорошие люди. Поэтому государство должно контролировать экономику, культуру и обучение, чтобы это врождённое качество могло реализоваться и выйти наружу. Вопрос о бедных людях, которых эксплуатируют богатые, часто выдвигается на первый план, теми, кто борется за социализм. И, давайте признаем, что зачастую это просто громкие слова, это циничная маска политика, который стремиться заполучить власть. Скорее всего это было так в отношении больших лидеров вроде Ленина или Мао. Но есть и такие люди, которые по настоящему озабочены состоянием бедных слоёв населения и хотят им помочь.

 

Именно так люди встают на сторону экономики вмешательства, чтобы всем стало лучше. Но результат всегда обратный. Бедные становятся ещё беднее или их становиться больше. И вместо того, чтобы создать для бедных рай на земле, мы оказываемся в экономическом аду. Социалисты революционеры были очень последовательны в своих идеях. Они не верили в грехопадение, они не верили в грех, они не верили в сотворение, они не верили в то, что у каждого человека есть призвание к определённому труду. Они твёрдо отрицали эти идеи и разрабатывали систему, которая либо противоречила, либо отрицала эти истины. И чего же они добились?

 

Как мы уже увидели, социалистическая экономика постепенно отбирает всю свободу у людей. Свободу работать, строить семью, жить и поклоняться так, как они хотят. Это всё становиться заботой централизованного государства и его бюрократов. Управляющие и планеры не могут не ошибаться. Что приводит к неправильному распределению ресурсов. Это может звучать довольно абстрактно. И что же под этим скрывается?

 

А скрывается за этим ужасная нехватка самого необходимого, огромные очереди людей в магазинах. И, что ещё хуже, настоящий голод. За короткую историю существования СССР, страна прошла через серию жёстких бедствий. Голод в 1921, в 1932-1933 и в 1946-1947 забрал около 17 миллионов человек. Великий голод в Китае в 1958-1961 был прямым результатом глупых идей Мао и привёл к смерти от 35 до 45 миллионов человек. Давайте посмотрим правде в лицо, социалистические страны всегда беднее стран со свободной экономикой. Берлинская стена была построена не для того, чтобы не пускать людей из западной Германии, а чтобы удержать людей от побега из восточной.

 

В социализме есть что-то сатанинское. Отрицание греха приводит к его укоренению и расцвету. В таких странах вся власть сосредотачивается в одном человеке и это человек начинает вести себя как бог, будучи на деле дьяволом во плоти. Посмотрите на Ленина, Сталина, Гитлер, Мао, Пола Пота или Фиделя Кастро. Разве это не странно, что самые чудовищные правители, были лидерами социалистических стран? Чтобы один человек мог контролировать всю страну, ему нужно полицейское государство.

 

Только в России были уничтожены десятки тысяч церквей. Верующие были лишены возможности собираться. Это началось при Ленине и продолжалось вплоть до Хрущева, который сам приказал закрыть огромное количество церквей по всей стране. Ещё эти страны сходны образованием трудовых лагерей. А. Солженицин описал огромную сеть лагерей, существовавших в СССР. Людей заставляли бесплатно трудиться на государство. Только при Сталине 14 миллионов человек оказалось в этих лагерях с 1939 по 1953 год. А сколько миллионов было до этого и после этого? И даже сейчас, в наше время, миллионы людей работают в лагерях Китая, Северной Кореи и Кубы. 

 

Что ещё у них общего? Казни. Массовое убийство граждан. Зачастую верующих. Детей отбирали, а взрослых казнили без суда. Многие миллиона людей были убиты в России, Китае, Камбоджи, Вьетнаме и других социалистических странах. Грех в этих странах никак не ограничивался. Поэтому он убивал людей. Они отрицали реальность Бога и реальность греха. И Бог оставил их наедине с их грехом. В результате целые народы были погружены в бедность и разруху. Смерть — вот каков результат социалистических систем. А христиане — это свет, который указывает им на их судьбу. Поэтому первыми от кого избавлялись социалисты — это были именно они. Они объявляли войну верующим.

 

Как грех влияет на экономику вмешательства?

 

Отцы-основатели нашей страны понимали греховную природу человека. Они понимали, что человека надо защищать от человека, что у государства должна быть сила для защиты людей и их собственности от воровства, грабежа и обмана. Но они также понимали, что человек должен быть защищён от произвола государства. Понимали, что власти будут стремиться вмешиваться в дела людей, поэтому в конституцию были включены статьи, ограничивающие размер и сферу деятельности правительства.

 

Когда мы стали двигаться от свободной экономики к управляемой, некоторые стали доказывать, что это было необходимо именно из-за греховности человеческой природы. Так они оправдывали всякое вмешательство правительства. Но они забыли, что само правительство состоит из таких же грешных людей.

 

До прихода к власти Рузвельта, люди понимали, что власть государства ограничена, что его основная функция — это защита людей. Но при Рузвельте и после него, в свет вышла новая идея о том, что основная функция государства — это снабжение людей всем необходимым. Защита, которую установили наши отцы-основатели постепенно была разрушена. Государство стало всё больше и больше вмешиваться в наши дела и всё больше и больше ограничивать нашу свободу. Да, у нас ещё не отобрали всё, но мы постепенно теряем свободу.

 

Наша экономика проходит через процесс, который китайцы называют «смертью от тысячи порезов». Такая казнь была медленной и очень мучительной. Это и происходит с нашей экономикой, управляемой новыми законами. Немного ограничений здесь, чуть-чуть запретов тут, лёгкий контроль над этим, всё это лишает нашу экономику жизни.

 

О каком управлении мы говорим? Через законы государство контролирует производство, цены, найм сотрудников, зарплаты и рабочее время, а также требует постоянных отчётов о всём сделанном. Это далеко не весь список, и он постоянно увеличивается. Новые правила устанавливают контроль за экономическими решениями отдельных людей и предприятий. Это и есть упрощенная схема центрального планирования. Да, её разрушительная сила меньше, но действие такое же неотвратимое.

 

Как это произошло? Дело в том, что федеральное правительство создало сотни и сотни государственных структур для контроля и управления людьми. У нас есть Управление Сельским Хозяйством. Управление Пищевой промышленностью. Отдел по защите Экологии. И множество других управлений. Никто об этом не думает, но ведь существуют сотни тысяч бюрократов, работающих в этих управлениях только для того, чтобы контролировать как можно больше элементов нашей экономики.

 

И что в результате? Неверное распределение ресурсов и рабочей силы, потеря времени, увеличение стоимости и усложнение экономической системы. Всё это снижает способность человека трудиться и производить, снижает общий уровень производства и даже приводит к банкротству предприятий. Мы часто можем услышать, что эти законы созданы исходя из интересов всего общества. Это легко проверить, надо только задать вопрос: «Кому это выгодно?». Когда вы слышите, что что-то делается для всеобщего блага, это верный признак того, что политические силы используются, чтобы кто-то получил выгоду за чужой счёт.

 

Конечно же вы можете сказать, что без управления может наступить хаос. Но дело в том, что рынок сам себя регулирует. Сам создаёт необходимые регулирующие организации. Например, потребитель хочет быть уверен, что продукты съедобны, а техника безопасна. И рынок создаёт коммерческие компании по контролю качества. Эти компании выдают сертификаты, и я могу быть спокоен, что мой тостер не приведёт к пожару.

 

Потребительские отчёты — показывают лучшие продукты на рынке. Финансовые публикации рассказывают людям об их работодателях. Отзывы в интернет магазинах дают множество информации о продуктах. Обзоры фильмов подсказывают, что посмотреть. И это всё частные компании, которые нашли своё место на рынке, и которые снабжают людей необходимой информацией о лучших товарах, услугах, предприятиях и бизнес стратегиях. Нам просто не нужно, чтобы этим всем занималось государство. Рынок сам может дань нам всю необходимую информацию о всём, что нам интересно и важно. Но из-за греха, в нашей экономике появилась система контроля одних людей над другими через влияние на правительство. Это значит, что мы стоим где-то посередине между свободным рынком и социализмом.

 

И как это влияет на христиан? В обществе постепенно нарастают анти-христианские настроения. Люди стремятся использовать правительство для контроля христианства. Это происходит очень медленно, но, тем не менее, происходит. Мы уже ограничены в том, где мы можем говорить о своей вере. По закону вы не можете официально говорить об этом в образовательных и государственных учреждениях. И тех и других учреждений становиться больше, а мест, где мы можем свободно говорить о Христе — меньше. Теперь появились ограничение на организацию бизнеса. Бюрократы говорят мне, что я должен предоставлять те или иные услуги, если хочу вести определённый вид бизнеса. Государство указывает мне, что я не могу отказать в услугах или найме тем или иным людям, даже если это противоречит моим убеждениям. Также государство использует свои законы для контроля над пасторами. Запрещает им говорить на определённые темы.

 

И наконец, государство использует наши деньги для того, чтобы поддерживать вещи, которые не совместимы с христианским мировоззрением. Программы благополучия граждан, планирования семьи, государственное образование. Всё это показывает, что христиан преследуют у нас в стране уже здесь и сейчас, и всё через эту экономику вмешательства. Этот процесс продолжается уже не одно поколение и потихоньку затягивает петлю на нашей шее. Чтобы увидеть насколько всё поменялось, просто посмотрите на то, что было 50 лет назад, а потом на то, что было за 100 лет до этого. Вы увидите, как христиане потеряли и свободу, и влияние на нацию.

 

Как грех влияет на свободный рынок?

 

Когда грех поднимает свою уродливую голову в обществе, он начинает своё дело с того, что ограничивает свободный рынок. Он пытается контролировать его с помощью правительства и, таким образом, вмешивается в экономику и отнимает у нас свободу. Есть такие люди, которые говорят, что рынок — это рассадник греха. Обычно они используют два типа аргументов. Первый, они говорят, что рынок делает бедных ещё беднее, а богатых ещё богаче. Второй, предполагает, что рынок развращает людей, поскольку пропагандирует себялюбие и жадность, ведь все только и думают о том, чтобы побольше заработать.

 

Давайте сначала разберёмся с первым аргументом. Действительно ли свободный рынок делает бедных ещё беднее? На этот вопрос очень легко ответить, поскольку у нас есть исторические данные, которые его полностью опровергают. Если мы посмотрим почти на любую страну до 18 века, то увидим, что все они постоянно страдали от бедности. У большинства людей планеты едва хватало сил заработать себе на еду. Но с развитием свободного рынка, особенно на Западе, все начало меняться. Правильный и более глубокий вопрос звучит не «Почему некоторые люди бедны?», а «Почему некоторые страны не бедны?» Почему некоторые страны процветают? Откуда у них богатство?

 

Давайте я приведу вам несколько примеров. Начиная с середины 18 века и до наших дней, в странах с рыночной экономикой наблюдался самый быстрый рост по нескольким важным параметрам. Доход на душу населения вырос до небывалых высот не просто так, а благодаря тому, что люди трудились, инвестировали, повышали продуктивность труда, были свободны принимать экономические решения, увеличивали объем торговли, делали всё то, о чём мы говорили в предыдущих лекция, то есть увеличивали своё благосостояние. Причём это происходило во всех слоях общества, а не в некоторых.

 

То же самое касается и продолжительности жизни. Самый большой рост коснулся именно стран свободного рынка. И это не было результатом только технологического прогресса. Здесь свою роль сыграли обычны экономические причины. Массовое производство хлопкового нижнего белья и мыла привело к значительному улучшению элементарной гигиены, это позволило людям жить более здоровой жизнью. И нет более показательного фактора, чем детская смертность. За тот же период она снизилась почти в 25 раз.

 

Видите как изменился Западный Мир? Разве это похоже на то, что бедные становятся беднее, а богатые богаче? Те, кто так говорят, игнорируют неоспоримый факт, что именно в социалистических странах бедные беднеют ещё больше, именно там, где в экономику вмешивается правительство, люди беднеют, а не богатеют. Запомните, бедность — это служанка социализма.

 

Как на счёт второй части обвинения о том, что свободный рынок создаёт алчного и себялюбивого человека. Дело в том, что эгоизм и жадность — это проблема любого человека, и она не зависит от типа экономики. Разве нет таких людей в социалистическом обществе? Конечно они там есть. Разве нет таких людей в странах с управляемой экономикой? Конечно есть. Разве нет таких людей в странах со свободным рынком? Конечно такие люди там есть. Потому что это в природе людей.

 

Но это ещё не всё. В 2010 году было проведено исследование того, сколько люди разных стран жертвуют на благотворительность. И как вы думаете каков был результат? Страны с христианским населением, страны со свободными рыночными экономиками оказались самыми щедрыми. Первыми в списке были Австралия, Новая Зеландия, Канада, Ирландия, США, Швейцария, Голландия и Великобритания.

 

А кто же был в самом конце списка из 147 пунктов? Там были страны с командным типом экономики, социалисты с атеистическим мировоззрением. Список стран, начиная с последнего места: Китай, Румыния, Камбоджи, Болгария, Россия и Вьетнам. Результат греха даёт о себе знать, не зависимо от того, где мы находимся. И чем меньше люди обращают внимание на грех, тем это хуже для экономики. Свободные рынки признают существование греха и действуют в соответствии с ситуацией, а не дают власть государству, чтобы оно управляло всем подряд. Они признают, что дело государства — это как раз не давать людям контроля над людьми. Только свободное общество может бороться с нашими греховными устремлениями.

 

www.ligonier.org