Новости
Лекция 2. Экономическая проблема греха. Закон, Свобода и Правительство. Р.Ч. Спрол мл. |
Богословие - Статьи Р.Ч Спрола и Р.Ч. Спрола младшего |
Человек согрешил и Бог, придя в сад, проклял Змея, Еву, Адама и землю. Нам очень трудно себе представить насколько была богата и плодородна сотворённая земля. До грехопадения она была прекрасна и сильна, жизнь быстро умножалась на ней. Но Бог сказал Адаму, что теперь он будет добывать себе пропитание с большим трудом, что земля будет порождать вредные и пагубные растения. Из-за того, что мы так привыкли к процветанию нашей страны, мы можем ошибиться и понять эти слова неверно. Мы можем подумать, что речь идёт о небольших помехах в работе, которые больше раздражают, чем мешают. Но всё гораздо хуже. Бог говорит о проклятии земли. О том, что её плодовитость будет серьёзно уменьшена. Причём вопрос о производстве благ уже не будет заключаться в естественных ограничениях во времени и месте. Нет, после грехопадения человеку пришлось столкнуться с настоящей проблемой нехватки ресурсов. Теперь человек выходя утром из дома думает не о том с какого бы ему дерева поесть плодов, а о том сможет ли он произвести достаточно продуктов, чтобы прожить ещё один день. Теперь экономическая проблема заключается не в том, несколько я буду процветать, а в том, смогу ли я выжить. Вопрос нехватки питания или ресурсов — это вопрос выживания. И в правильном понимании слова — это и есть бедность. Она является продуктом греха в жизни людей. Да, нельзя отрицать, что в определённых случаях бедность связана с некоторыми экономическими и политическими системами. Эти системы либо помогают людям обеднеть, либо обогатиться. Но помните, как мудры были слова Иисуса: «ибо нищих всегда имеете с собою» (Мф. 26:11). Нет такой системы, которая полностью избавит людей от бедности. Вопрос всегда упирается в то, как лучше снизить бедность, чтобы она не стала большой проблемой общества. Нам надо понять, что грех портит нас и портит мир вокруг нас. Так что перед нами всегда стоит эта проблема: сможем ли мы выжить. Будем ли мы жить в бедности или сможем процветать как верные управляющие тем, что Бог поручил нам? Влияние Грехопадения. Прежде, чем мы сможем ответить на этот вопрос, давайте вернёмся к определению слова «управляющий». Управляющий — это человек правящий творением и использующий его для достижения Божьих целей и для прославления Бога. Но вокруг нас люди, которые не только не склонны к исполнению Божьей воли, но, скорее, склонны к её нарушению. Люди, которые не хотят жить в согласии, а хотят соперничать и бороться с другими людьми. Поймите, грехопадение повлияло на нашу суть. Помните мы говорили о Боге и человеке, о том, что мы носим образ Божий, что мы похожи на Бога и имеем некоторые Его свойства. Но теперь Божий образ в нас раздроблен и искажён. Мы больше не думаем рационально всё время. Наши умы не склонны теперь к правильным поступкам. Они теперь оправдывают наши поступки, придумывают как избавиться от Божьей власти и подчинить себе других людей. Это происходит оттого, что наша воля, тоже находиться под влиянием греха. Теперь она направлена на достижение наших личных целей за чужой счёт. Вместо того, чтобы, как хорошие управляющие, строить, создавать и честно торговать, мы впадаем соблазн украсть, захватить и разрушить. Это проявляется даже в тех делах, которые Бог дал нам с самого начала. Вместо того, чтобы обрабатывать и культивировать почву, мы выжимаем из неё всё возможное. Мы поступаем неправильно и создаём новые пути эксплуатации. В первых главах книги Бытия мы видим как по разному развиваются потомки Каина и Сифа. Нечестивый род и благочестивый. Потомки Каина разрушают семью, а не созидают её, создают оружие, а не инструменты, начинают эксплуатировать друг друга. Тогда мы стали склонны к тому, чтобы управлять и контролировать других, тиранизировать и порабощать людей. И это было только начало того, как грех повлиял на наше призвание быть Божьими управляющими. Это призвание никуда не делось, но нам сильно мешает то, что мы несём на себе тяжкую ношу — нашу собственную греховную суть. Роль Закона и Милости. В Библии множество раз показано, что человек, оказавшийся в крайне тяжёлых обстоятельствах, может быть милостиво спасён Богом. Это касается и нашего вопроса. У нас есть проблема нехватки ресурсов. И Бог приходит к нам, чтобы решить эту проблему двумя способами. Первое, Он показывает нам Свой Закон. Он говорит нам о тех границах, в которых находиться процветание. Во вторых, Он являет нам Свою милость. Даже находясь в нужде, мы можем твёрдо рассчитывать на Его помощь. Он призывает нас отдать Ему часть своих доходов и обещает, что это будет для нас благословением. Даже Закон Божий — это уже благословение. Вспомните историю Ноя. Бог осудил весь мир, но спас Ноя и его семью. И когда они вышли из ковчега, Бог дал им ту же заповедь, что и Адаму: плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю и обладайте ей, правьте всем, что населяет её. Это была новая возможность продвигаться вперёд. Бог говорил к Ною так, как позже Он будет говорить ко всему Своему народу на горе Синай. Бог дал ему Закон. Давайте посмотрим на Десять Заповедей. Мы, американцы, воспитаны в западной культуре, поэтому склонны смотреть на них как отдельные личности. Как будто Бог говорит лично мне или моему соседу, что я или он должны делать. Конечно же это правда. Но нам надо понимать, что Божий Закон включает в себя также и общественный элемент. Десять Заповедей не только устанавливают то, что я должен делать, чтобы жить праведно, но и определяют действия всего народа, всей нации. И это значит, что они имеют прямое отношение к тому, как должна быть построена экономика страны. Мы видим в Законе, дарованном на горе Синай, те самые принципы, о которых мы уже говорили. Бог милостиво напоминает нам о пути к Его благословениям и процветанию. Мы все знаем, что Десять Заповедей обычно разделяют на 2 части. Первая относиться к нашим отношениям с Богом, вторая к взаимоотношениям людей. Но все они вместе касаются экономики. Первая заповедь призывает нас не иметь других богов, кроме Бога творца. Что это значит? Разве это не говорит нам, что всё, что происходит в нашей жизни, должно быть подчинено Ему? Разве это не напоминает нам о том, с чего мы начали? Бог сотворил всё, что есть, и мы должны подчиняться Его воле, когда управляем чем-либо. Мы не можем притворяться, что равны Ему или выше Его. Вторая заповедь повелевает нам не поклоняться ничему из сотворённого. Мы склонны к этому. В Послании Римлянам нам написано, что мы, сотворённые по образу Божьему, поклоняемся творению, вместо того, чтобы поклоняться творцу, и делаем это из-за своей грешной природы. Третья заповедь говорит нам о том, что мы готовы безжалостно эксплуатировать всё, что угодно. Не только землю, ресурсы и людей, но и само имя Бога. Бог запрещает нам использовать Его имя как магический талисман, который даст нам то, что мы хотим. Он хочет, чтобы мы по настоящему чтили Его и уважали Его имя. Четвёртая заповедь. Порой мы воспринимаем эту заповедь как нечто обременительное. Бог призывает нас отдыхать один день в неделю. И это напрямую относиться к вопросу об экономике. Но насколько важнее для неё то, к чему Он призывает нас в первой части этой заповеди: работать шесть дней. Шесть дней трудись, а в седьмой день отдыхай, поскольку этот день свят — посвящён Господу. Посмотрите на заповеди первой скрижали. Она призывает нас подчиниться воле Бога. И подумайте, как это важно для всей нашей экономической жизни. Вторая часть Десяти Заповедей. В ней Бог устанавливает границы и даёт директивы того, как нам относиться друг к другу. Поэтому эти заповеди более очевидно относятся к экономическим вопросам. Бог говорит нам как мы должны строить свою культуру. Даёт основание для документов определяющих её развитие, а также защищает её от разрушения. Эта скрижаль начинается с заповеди, которая устанавливает власть родителей над детьми. А также обещает человеку, что если он будет уважать своих родителей, то и ему будет хорошо. Бог показывает нам путь к благословенной жизни, путь к процветанию. Это не сложно запомнить, вам не надо изучать тысячи и тысячи книг по бизнесу. Вам просто надо уважать своих родителей. В шестой заповеди Бог запрещает нам отнимать жизнь у человека. Друзья мои, если мы хотим понять что ценно с экономической точки зрения, то надо начать с собственной жизни. Потеряв её, всё остальное будет уже не важно. Помните поговорку о том, что на тот свет ничего с собой не возьмёшь? Так что защита человеческой жизни имеет крайне важное значение для понимания того, как должна быть устроена наша культура: Бог запрещает убийство.
Дальше Бог говорит о святости брака. Поскольку семья является той единицой, которой поручено осуществлять власть над землёй: наполнять её и обладать ей, нам надо окружить институт семьи защитной стеной и охранять его. Дальше Бог говорит о воровстве. Давайте не будем упускать из виду, что вы не можете даже назвать что-то кражей, если у вас нет понятия частной собственности. В этой заповеди мы видим, что Бог владеет всем и даёт нам нечто, как Своим служителям для управления. Даёт нам собственность и призывает других людей уважать наше право владения. В наших экономических вопросах мы многое обсуждаем, заключаем договора, совершаем сделки. И Бог призывает нас говорить правду. В контексте денежных вопросов ложь — это форма воровства. Это настолько очевидно, что отдельная заповедь о лжи выглядит почти как повторение после заповеди о воровстве. И наконец, Десять Заповедей заканчиваются тем, что вряд-ли можно было бы ожидать. Если бы мы писали новый закон для новой нации, для Божьего народа, я сомневаюсь, что мы подумали бы о том, что Бог по Своей мудрости, включил в Заповеди: запрет на зависть. Помните, что грехопадение исказило нашу сущность. Мы знаем о нашей бесконечной жадности, о стремлении обогатиться за чужой счёт. Но это всё питается завистью. Мы чувствует разочарование и злость от того, что кто-то лучше, богаче или одарённее нас. Поэтому мы используем других, чтобы возвыситься. Бог хочет, чтобы мы не только поступали правильно, но и чтобы наши сердца были чисты. Ведь оттуда исходят мотивы наших действий.
Значение Светского Правительства. Мы увидели, что Бог, по Своей милости, даровал нам Закон, чтобы мы знали как нам жить, даровал нам возможность видеть грех и бороться с ним, когда мы трудимся над исполнением Его заповеди по обустройству земли. Но Бог не только дал нам некую информацию о том, как правильно поступать. Он даровал нам методы и инструменты для продвижения Его воли и насаждения закона: светское правительство. В первый раз оно упоминается в Библии, когда Ной вышел из ковчега. «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» (Быт. 9:6). Так Бог благословил идею о государственной службе, которая по своей сути является силовой структурой. Это можно увидеть и в Послании Римлянам, классическом месте для объяснения принципов государственной власти. Павел описывает правительство как Божьего слугу поддерживающего справедливость. «Начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13:4). Инструмент государства — это меч, он необходим, чтобы наказывать преступников. И меч не имеет никакого отношения к социальным и прочим делам, которыми теперь занимается правительство. Бог дал государству особую функцию: наказывать нарушителей закона. Посмотрите как это всё создаёт некую среду, в которой мы можем свободно трудиться и процветать. В тоже время это может быть причиной для большого соблазна. Бог дал государству меч и власть наказывать преступников. И по сути он является единственным законным средством для поддержания порядка. Видя это, грешные люди соблазняются и ищут путей, чтобы овладеть им и использовать его для подавления и эксплуатации других людей. Мы видим как в государственных системах, где экономика не основываются на принципах свободы, разные группы людей борются за обладание мечом, чтобы подавлять других людей. Поэтому мы и говорим, что в государстве может быть только что-то одно: или свобода, или тирания. Вы не можете жить за пределами государства. Оно должно защищать своих граждан, а не заботиться об одних, за счёт других, отнимая у более благополучных групп и отдавая менее успешным. Нет, друзья мои, это мысль повлияет на ваше видение экономики в целом. Функция государства заключается в наказании преступников. И когда оно будет заниматься именно этим — мы будем процветать. От Богословия к Экономике. Есть ли связь между знанием о Боге и получением экономических благословений? Да, эта связь есть. Вам не нужно верить мне на слово. Для этого надо объективно посмотреть на историю. Давайте взглянем на те страны, которые больше всего подверглись влиянию протестантского движения. При этом нельзя забывать, что реформация касается не только вопросов о том, как мы примиряемся с Богом, но и того, как человек начинает любить Бога и Его закон. Эти страны, исторически были и остаются одними из самых процветающих стран в мире. Это происходит из-за того, что все эти вещи тесно связаны друг с другом. Наше понимание Бога влияет на всё, во что мы верим. Начиная с понимания роли человека в мире. Теология является основанием, на котором строиться наука о человеке — антропология. И это тоже влияет на наше видение экономики поскольку на антропологии основывается наше знание о политическом устройстве государства и понимание роли правительства в жизни людей — политическая философия. Которая и порождает, в свою очередь политическую систему. От этой системы напрямую зависит экономическая философия государства — идеи, на которых будет построена наша экономическая система. Коротко эту схему можно представить так: Теология — Антропология — Политическая Философия — Политическая Система — Экономическая Философия — Экономическая Система. Всё начинается с того, кто есть Бог, потом движется к тому, что есть человек, потом к тому, что есть сообщество людей и заканчивается тем как люди взаимодействуют друг с другом экономически. Так что наше понимание и знание Бога определяет наше знание и понимание экономики. То есть будем ли мы наслаждаться процветанием и свободой или жить в нужде и рабстве.
|