Сомнение и Повиновение. Р.Ч. Спрол (R.C. Sproul).
Богословие - Статьи Р.Ч Спрола и Р.Ч. Спрола младшего

 

Пасторы, которые помогают людям разобраться с их сомнениями, зачастую слышат одни и те же слова. Люди говорят, что их вера была бы гораздо сильнее, если бы они сами могли увидеть чудеса Божьи, подобные тем, которые записаны в Библии. Они подразумевают, что увидеть означает уверовать. Подразумевают, что людям живущим во времена Иисуса, было легче поверить Ему, поскольку они сами видели Его великие дела.

И это говорит о том, что людям нужно более внимательно читать Писание. Там можно найти множество примеров того, что люди, видя великие чудеса, всё равно оставались неверующими. Посмотрите, например, на Ин. 11, где Иисус воскресил Лазаря. Трудно найти более убедительное чудо. Но религиозные власти и здесь нашли повод, чтобы противостоять Иисусу, а не уверовать в Него (Ин. 11:45-53).

В Писании есть также места, где Божий народ отказывается повиноваться Богу не смотря на многочисленны чудеса, [которые они видели в продолжении многих лет]. Примером может послужить книга Иисуса Навина, гл. 7. Там описывается то, что произошло после падения Иерихона, стены которого упали и рассыпались перед народом Израильским. Можно представить себе, как они себя чувствовали после того, как Бог быстро и сверхъестественно убрал с их пути самый сильный город в ханаанской земле. Он на деле показал, что Его слово верно, и Он на самом деле отдаст им во владение все те земли, куда только приведёт их Иисус Навин. В сердцах людей и особенно в сердце Навина был восторг и уверенность. Но после поражения у города Гай, который, по словам, разведчиков, должен был стать лёгкой добычей, вся их радость улетучилась как дым (Нав. 7:2-5). Посмотрите, как поступил тогда Иисус Навин (Нав. 7:6-9):

«Иисус разодрал одежды свои и пал лицем своим на землю пред ковчегом Господним и лежал до самого вечера, он и старейшины Израилевы, и посыпали прахом головы свои. И сказал Иисус: о, Господи Владыка! для чего Ты перевел народ сей чрез Иордан, дабы предать нас в руки Аморреев и погубить нас? о, если бы мы остались и жили за Иорданом!  О, Господи! что сказать мне после того, как Израиль обратил тыл врагам своим?  Хананеи и все жители земли услышат и окружат нас и истребят имя наше с земли. И что сделаешь тогда имени Твоему великому?»

Иисус Навин всегда поступал храбро, был верен Богу и убеждён, что Израиль может завоевать Ханнан. Но после поражения он стал жаловаться Богу, что Он напрасно повёл их по этому пути, что они могли прекрасно жить на другом берегу Иордана, и что их унизительное поражение теперь станет известно во всей обетованной земле.

В момент неверия Навин сказал Богу: «Зачем Ты так поступил со мной?» Его вера была так слаба, что после одного небольшого поражения, он потерял всю свою уверенность и впал в уныние. Он думал, что Бог всегда будет с ним и его армией. И был вне себя от возмущения, когда Израиль потерпел поражение от рук людей, которых, как они думали, Израиль мог победить и без помощи Бога. Так почему же, задавался он вопросом, имея обетования от Бога, они потерпели такое унизительное поражение? Может обещания Бога Израилю были просто иллюзией? Может быть Иисус Навин заблуждался? Ведь Бог сказал, что Израиль не будет побеждён, но вот — очевидное поражение. Навин постился, скорбел и искал ответов у Бога, так он переживал кризис веры.

Почему же их победили? Глава 7 начинается с ответа на этот вопрос: «Но сыны Израилевы сделали [великое] преступление [и взяли] из заклятого. Ахан, сын Хармия, сына Завдия, сына Зары, из колена Иудина, взял из заклятого, и гнев Господень возгорелся на сынов Израиля.» Да, Бог обещал Израилю победу, но Он также потребовал от Своего народа неукоснительного повиновения заповеди об этой войне. Бог заповедал изгнать хананеев, объявил войну священной, запретил брать личную добычу. Но один солдат не послушался и поддался искушению в Иерихоне. И за грех одного человека, весь Израиль был обвинён в неповиновении. Гнев Бога пал на народ и осудил его на поражение.

Писание учит нас, что пока мы не придём в Божью славу, не существует очевидного соответствия между повиновением Богу и обилием благословений от Него. Верные Богу люди часто успешны во многих делах, но и они могут переживать страшные поражения на своём пути. Неверные же часто страдают за свои прегрешения, но иногда они выглядят чрезвычайно успешными. Тем не менее, успех и сильная вера — это те Благословения, которые Бог даёт людям, верным Его заповедям (Пс. 1). Хотя Бог не обещает нам таких же чудес, какие Он являл в прежние времена, это не значит, что Он ничего не будет делать для нас.

Повинуясь Богу, мы не становимся более праведными в Его глазах. Его милость так обширна, что Он постоянно дарует нам Свои благословения, не смотря на нашу непокорность. Всё же, я думаю, что чем вернее мы служим Богу, тем больше милости и благодати мы принимаем от Него, и тем меньше сомнений остаётся в наших сердцах.

 

www.ligonier.org