Секрет Счастливой Жизни. Р.Ч. Спрол.
Богословие - Статьи Р.Ч Спрола и Р.Ч. Спрола младшего

 

Послание апостола Иакова порой называют новозаветной книгой Притчей. Причиной тому служит четвёртая глава, которая содержит в себе серию мало связанных высказываний, содержащих практическую и благочестивую мудрость. Эта глава начинается с общей озабоченности поведением людей в церкви:

«Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?  Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите.  Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4:1-3).

Наш мир всегда пребывает в состоянии войны. Есть и мировая война, и местные войны. Вражда есть и в церкви, и в обществе. И дома у нас тоже постоянно идёт борьба. Нас буквально окружают различные конфликты. Иаков говорит, что эти ссоры, споры, препирательства и войны приходят изнутри, исходят из наших порочных сердец. Их питает наша зависть, о которой уже почти никто ничего не говорит в наши дни.

Конфликт — это плод завистливого сердца, которое хочет того, что есть у кого-то другого. Хотеть чего-то, чего у нас нет, — это не плохо само по себе. Иаков говорит о том, что у нас чего-то нет, поскольку мы не просим этого у Бога. Так он показывает нам, что мы можем просить Его о том, чего мы хотим. Нам не нужно стыдиться, если это нечто хорошее и не становиться для нас идолом. Иаков говорит о том, что мы не получаем желаемого из-за наших вожделений. То есть просим чего-то хорошего, но с неправильной мотивацией.

Но что это значит? Пускай мы просим о чём-то потому, что верим, что это сделает нас счастливыми. Это, в свою очередь, превратиться в алчность, если мы будем считать, что у нас есть право добиваться удовольствий как источника счастья. В нашей культуре добиваться максимального удовольствия — это главная цель. Но счастье и удовольствие — это совершенно разные вещи.

Я совсем не против удовольствий. Они мне тоже нравятся. Но помните, грех искушает нас, потому что даёт, хоть и краткое, но сильное удовольствие. Мы грешим, поскольку думаем, что нам будет хорошо. Каждый раз, когда мы грешим, мы снова верим в ложь Сатаны, который искушает нас мыслью, что мы будем счастливы, если только получим все доступные нам удовольствия. Гедонизм, который говорит, что хорошо лишь то, что приносит удовольствие, - это одна из самых старых философских систем противостоящих Богу.

Но грех никогда не приносит счастья — состояния внутреннего наслаждения, ощущения благословения и удовлетворённости, в счастье нет места для зависти или алчности. Христиане ощущают эти моменты счастья, когда остаются наедине с Богом, пребывают в общении с Ним, когда твёрдо знают, что их грехи прощены. Но скоро они забывают их и снова начинают беспокоиться о расходах. И тогда неожиданно приходит мысль, что имей мы больше денег, лучше машину или дом, то тогда мы и были бы по настоящему счастливы.

Но Иаков, после объяснения причин конфликтов, открывает нам то, как их избежать и как обрести настоящее счастье:

«Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.  Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас» (Иак. 4:6-7, 10).

Смирение является секретом счастливой жизни. Но что есть смирение? Писание не говорит нам, что смирённый человек — это некий мистер Угодливый — бесхребетный поди-подай персонаж, о которого кто угодно может вытереть ноги. Нет, смиренный человек — это тот, кто боится Бога. Страх Господень — это начало мудрости, он рождается в сердце, которое благоговеет пред Богом и преклоняется перед Его властью.

Полной противоположностью смирения является высокомерие или гордыня. Думать, что Бог должен дать нам всё, что мы захотим, — это проявлять невероятную надменность, которая предполагает под собой критику того, что Бог решил нам даровать. Каждый раз, когда мы изо всех сил стараемся получить то, чего не имеем, мы боремся, в конечном счёте, с Господом. Что может быть более глупым, чем борьба с Богом? Противодействие Бога — это ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ БОГА, именно так, большими буквами. Меньше всего на свете я хотел бы бороться с Ним. Бог противодействует гордым, так что нам нужно всем сердцем и навсегда запомнить лозунг апостола Иакова: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.»

Если и есть что-то, к чему мы должны стремиться всем сердцем, то это милость Бога. По определению, благодать — это нечто, что нельзя заработать. Её можно получить только если Бог, по своей милостивой природе, решит дать нам её. Это дар. Её нельзя купить, заслужить или заработать. Бог даёт благодать смирённым, поскольку они понимают насколько велика милость Божья. Смирённый человек приносит свою жизнь на алтарь суверенной Божьей милости. Смирённые люди признают, что Господь не должен им ничего.

Хотите ещё благодати? Смиритесь пред Богом ещё больше. Хотите чтобы Бог вам не противостоял? Отбросьте гордыню проч. Мы должны помнить, что все мы «рабы недостойные», представляющие себя на милость Божьего суда. Если мы приходим в присутствие Божье и требуем у Него чего-либо или пытаемся убедить Его дать нам то, что мы хотим, как если бы мы были Его советчиками, которые могут подсказать ему лучшие пути совершения дел, то мы приходим в Его присутствие не с дерзновением, как говорит Библия, но с дерзостью и надменностью. Нет, мы должны приходить к нему с благодарением и славословием за милости, которые мы уже получили. Чем мы смиреннее, тем больше у нас благодати. Чем больше мы гордимся и возносимся, тем больше Бог нам противостоит.

 

www.ligonier.org