Наш Прекрасный Бог. Р.Ч. Спрол.
Богословие - Статьи Р.Ч Спрола и Р.Ч. Спрола младшего

 

Мне всегда было интересно то, как Библия говорит о прекрасном. На самом деле, если вы обратите внимание использование этого слова и однокоренных с ним слов, то вы увидите, что они встречаются в Писании довольно часто, особенно это касается Ветхого Завета. В 1 Пар. 16:29 мы можем прочитать следующее: «Воздайте Господу славу имени Его. Возьмите дар, идите пред лице Его, поклонитесь Господу в благолепии святыни Его» (англ. «в красоте святыни» - прим. Пер.). Этот стих связывает святость и славу Бога с идеей красоты. Мы призваны прийти в присутствие Божие, чтобы прославить самое прекрасное в Боге — святость и славу.

Другие тексты тоже говорят о Божьей красоте. «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать [святый] храм Его» (Пс. 26:4). В 28 псалме Давид призывает нас поклоняться Богу в «благолепном святилище» (англ. «в красоте святости» - прим. Пер.). В обоих случаях Господь (или одна из черт Его характера) назван прекрасным.

Я боюсь, что идея о красоте Бога совсем пропала из нашей культуры. Причём это касается как светского общества, так и церкви. Я уже много раз говорил, что Писание учит нас о трёх важных аспектах христианской жизни: о благом, о истинном и о прекрасном. Но мы склонны отделять третий элемент от двух первых. Некоторые христиане интересуются в теологии только этическими вопросами, только тем, что хорошо и правильно в их поведении. Другие же настолько озабочены чистотой учения и его истинностью, что пренебрегают правильным поведением и своим освящением. И уж совсем редко, по крайней мере среди Протестантов, можно увидеть большое внимание к красоте.

Это указывает нам на странную несбалансированность нашего восприятия библейского учения, поскольку там говорится о всех трёх этих аспектах. Писание учит нас, что Бог является основанием и источником всего благого. Всё хорошее определяется и измеряется, в конечном счёте, тем каков Он — Его характером. В то же время Писание говорит нам, что Бог — это автор, начинатель и основатель всей истины. И в том же самом ключе Библия говорит о красоте Бога. Всё прекрасное исходит из Его характера. Так что Бог является абсолютным мерилом всего хорошего, всего истинного и всего прекрасного.

Мы живём в то время, когда и светская культура и церковь переживают кризис в отношении красоты. Все христианские артисты, музыкант, скульпторы, писатели и художники чувствуют себя отделёнными от христианского сообщества. Они говорят, что к ним относятся как к изгоям из-за того, что их профессии слишком «мирские» и недостойны христиан. Это не очень хороший показатель текущего состояния общества, особенно если учесть историю Церкви, которая произвела на свет величайших мастеров искусства, музыки и литературы. Где ещё вы можете найти таких гигантов как Мильтон, Гендель, Бах или Шекспир? Людей, которые были первопроходцами искусства.

Если вы посетите знаменитые музеи, скажем, Парижа или Амстердама, то увидите, что исторически в искусстве доминирует религиозная ориентация и особенно — Христианство. С того самого момента, как Божий народ стал жить отдельным сообществом, искусству уделяется много внимания. Если посмотреть на Ветхий Завет, то первые люди, которые были исполнены Святым Духом, были художники, ювелиры и мастера резьбы, которых Бог избрал для создания Скинии Собрания. Это было Божественное вдохновение, вдохновение Духом Святым. Он наделил их способностями для труда над предметами искусства: мебели, изделий из металлов, покрывал для скинии, специальной священнической одежды [и ювелирных изделий] для «славы и благолепия». Бог позаботился не только о том, чтобы Скинию Собрания строили мастера искусств, но и о том, чтобы наделить их Своим Святым Духом, для того, чтобы они смогли выполнить свою работу в соответствии с Его высочайшими стандартами красоты.

Вместе с тем, мы видим в Ветхом Завете, строжайшие запреты на неправильное использование искусства. Одна из 10 Заповедей даже запрещает изготовление изображений для идолопоклонства. Так что искусство, согласно Ветхому Завету, может быть использовано только в определённых границах. То есть некоторые его формы благословлены Богом, а некоторые — нет.

Нельзя, читая Библию, прийти к упрощённому выводу, что все виды искусства плохи или хороши, что их нельзя использовать никогда или можно использовать всегда. Но мы можем прийти к заключению, что Бог считает искусство и то, что оно нам даёт, достаточно важным, чтобы включить его состав Своей Скинии Собрания. Прекрасное должно было быть там, куда люди приходили, чтобы поклониться Ему. Красота важна для Бога, потому что Он прекрасен. И поэтому, красота должна быть важна и для Его народа. Христиане, трудящиеся на поприще искусства, должны получать от нас поддержку, чтобы создавать прекрасные творения. Христиан надо ободрять также искать прекрасного, как они ищут истинное и благое, ведь наш Бог прекрасен.

 

www.ligonier.org