Что такое Царство Божие? Р.Ч. Спрол.
Богословие - Статьи Р.Ч Спрола и Р.Ч. Спрола младшего

 

Предположим, кто то задаст вам этот вопрос. Как вы ответите? Легко будет сказать, что царство - это территория, которой правит царь. Поскольку мы понимаем, что Бог является создателем всего, то Его власть постирается над всем миром. Очевидно также, что Царство Бога - это то место, где царствует Бог, и тогда получается, что Его царство везде.

Но я думаю, что мой пастор, когда проповедовал об этом, имел в виду нечто другое. В Новом Завете мы находим иное объяснение. Это можно увидеть в том, как Иоанн Креститель приходит из пустыни и провозглашает: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2). И снова это видно из того, как с этого же самого послания начинает проповедовать Иисус (Мф. 4:17). Если Царство Бога представляет собой вселенную, над которой Он правит, то зачем кому-либо провозглашать его скорое пришествие? Очевидно, что Иоанн Креститель и Иисус подразумевали под идеей Царства Божьего нечто большее. 

В самом центре этой идеи лежит мысль о Царстве Божьего Помазанника. Этим Царством будет править назначенный Богом Мессия, который не только искупит Свой народ, но и будет над ним властвовать. Так что когда Иоанн предвозвещал радикальную близость явления Царства Божьего, он подразумевал Царство Помазанника Божьего.

Перед самым вознесением Иисуса, у учеников была возможность задать Ему ещё один вопрос. И они спросили: "Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?" (Деян. 1:6). Легко можно вообразить, что Иисус был, в какой-то степени, разочарован этим вопросом. Я могу предположить, что бы Он мог ответить: "Сколько раз можно повторять, что Я не собираюсь восстанавливать Израильское царство?" Но Он сказал им не это. Он терпеливо и мягко ответил: "Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,  но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.  (Деян. 1:7-8). Что же Он имел в виду? Что Он хотел сказать?

Когда Иисус сказал Пилату, что Его царство не от мира сего, имел ли Он в виду, что Его Царство является чем-то духовным, чем-то, что находится в наших сердцах, или Он имел в виду нечто иное? Но весь Ветхий Завет показывает нам, что речь идёт не о чём-то внутреннем, а о том, что очевидно проявится в нашем мире, о Царстве, которым будет править Божий Помазанник. Вот почему, во время Своего земного служения, Иисус сказал: "Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие" (Лк. 11:20). Также, когда Иисус отравлял на проповедь 70 учеников, Он повелел им говорить нераскаявшимся городам: "приблизилось к вам Царствие Божие" (Лк. 10:11). Как же может Царство Божие достичь людей или приблизиться к ним? Царство Божие приблизилось к ним, поскольку Царь этого Царства был с ними. Когда Он пришёл, Царство Божие вступило в силу. Он начал его, но не привёл в полную силу. И когда Он вознёсся на небеса, Он отправился на Свою коронацию, чтобы облачиться всей властью как Царь царей и Господь господствующих.

Так что царствование Иисуса не дело будущего. Христос есть царь прямо сейчас. Он сидит на месте высшей вселенской власти. Ведь вся власть на небесах и на земле отдана Богом Своему Сыну (Мф. 28:18).

В 1990 году, я был приглашён в Восточную Европу, чтобы провести серию лекций, сначала в Чехословакии, затем в Венгрии, и в конце в Румынии. Когда мы уже покидали Венгрию, нас предупредили, что румынские пограничники очень враждебно относятся к американцам, и что нас могут задержать или даже арестовать на границе.

Как и следовало ожидать, когда наш старый и трясущейся поезд достиг границ Румынии, в вагон вошли 2 пограничника. Они не умели говорить по-английски, но жестами показали на наши паспорта и багаж. Они хотели, чтобы мы спустили все наши вещи с багажных полок и показали их. Вели они себя бесцеремонно и даже грубо. Затем, неожиданно, появился их начальник - офицер плотного телосложения, он немного знал английский. Он заметил, что одна из женщин в нашей группе держала на коленях бумажный пакет, из которого что-то торчало. Он спросил что это, затем взял пакет и вынул из него Библию. Тогда я подумал, что теперь у нас точно будут проблемы. Он начал быстро листать Библию, затем посмотрел на меня. Я как раз держал в руках паспорт. Он сказал, что я не американец, потом посмотрел на мою жену и сказал, что она не американка. Потом сказал, что он не румын.

Мы были очень смущены происходящим и ничего не понимали, но он указал на какой-то текст в Библии и сказал мне, чтобы я его прочитал. Я посмотрел и прочёл: "Наше же жительство на небесах" (Флп. 3:20, англ. текст "мы граждане небес", прим. пер.). Этот пограничник был христианином. Он повернулся к своим подчинённым и сказал: "Оставьте их. С ними всё в порядке. Они христиане." Конечно же, я сказал на это: "Слава Богу!" Этот человек знал нечто о Божьем Царстве, он знал, что в первую очередь мы являемся гражданами небесного Царства, [а потом уже земного].

У меня самого в связи с этим был кризис во время моего последнего курса обучения в семинарии. Тогда я был назначен пастором церкви венгерских беженцев в Западной Пенсильвании. Их было всего около 100 человек, и многие из них не говорили по-английски. Кто-то пожертвовал церкви американский флаг, и я положил его на алтарь вместе с  флагом, на котором был изображён символ христианства - крест. Кризис случился на следующей неделе, когда один из пресвитеров, ветеран войны, подошёл ко мне и сказал: "Пастор, у вас не всё в порядке с алтарём." Я спросил его, что не правильно, и он ответил: "Согласно законам страны, любой флаг, который выставляется одновременно с государственным, должен быть выставлен в подчинённом положении, а вы подчинили его христианскому знамени. Это надо изменить." Любой человек, который уезжал за границу, знает, как прекрасна наша страна. Я люблю её и уважаю, вместе с её символикой и флагом. Но слушая пресвитера, я задавался вопросом, как знамя Христа может быть подчинено флагу какой-либо нации.

Царство Бога выше любого земного царства. И в первую очередь я Христианин, а во вторую - американец. Я предан своей родине и её знамени, но у меня есть более высокое призвание, я больше верен Христу, ведь Он мой Царь. Так что передо мною встала дилемма. Я не хотел нарушать закон США, и я не хотел демонстрировать, что Царство Божие подчиняется земным властям. Так что я решил этот вопрос очень просто, я убрал из церкви оба флага.

Мы переживаем этот конфликт между царствами, когда читаем, что Иисус велит нам молиться: "Да придёт царствие Твоё". Что это значит? О чём мы здесь молимся? Как мы уже отметили, в молитве "Отче наш" есть логическая цепочка. Каждое из прошений связано с остальными. Первое прошение, "Да святиться имя Твоё", заключает в себе желание того, чтобы Божье имя было свято для всех людей. Очевидно, что пока Божье имя не будет восприниматься как святое, Его Царство не сможет прийти. И мы - те, кто считаем Божье имя святым, должны сделать Его Царство видимым.

Жан Кальвин сказал, что одной из задач церкви является сделать невидимое царство видимым. Мы можем сделать это через наши жизни,  через свидетельство о Царстве Божием, которое мы являем на наших работах, в наших семьях, школах и даже в наших финансах, поскольку Бог, через Христа, является нашим Царём во всех этих сферах жизни. Единственный способ, которым Царство Божие может быть видно в этом мире до прихода Христа, это то, как мы являем его, будучи гражданами небесного царства и подданными нашего Царя.

www.ligonier.org