Зачем Прощать? Р.Ч. Спрол.
Богословие - Статьи Р.Ч Спрола и Р.Ч. Спрола младшего

Зачем Прощать? Р.Ч. Спрол.

 

Когда кто-либо приказывает нам сделать что-то или возлагает на нас какие-либо обязательства, у нас, естественно, возникает два вопроса: «Почему я должен это делать?» и «Кто это сказал?». Причина и власть, стоящие за приказанием, очень важны для вопроса о прощении.

 

Чтобы ответить на вопрос «Почему?», мы должны быть прощающими людьми. Давайте посмотрим на учение Иисуса в Новом Завете. В Мф. 18:21-35 написано:

 

«Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?

Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз.

Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу.

Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.

Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.

Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.

Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.»

 

В этой притче, смысл учения Иисуса довольно очевиден: наше прощение других людей основывается на том, что сами мы стали объектами невероятной милости и сострадания. Мы все должники, которые не могут отдать свой долг Богу. Но Он был так милостив к нам, что даровал нам прощение в Иисусе Христе. Не удивительно, что  в молитве «Отче Наш» Иисус наставлял учеников говорить: «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф. 6:12). Существует параллель между тем состраданием, которое мы получаем от Бога и тем, которое мы, в свою очередь, проявляем к другим людям. Бог ясно предупреждает нас, что, если мы не проявляем милость и жаждем мести в наших сердцах, вместо того, чтобы с готовностью прощать людей снова и снова, то можем потерять всю дарованную нам милость.

 

Таким образом, дух прощения основывается на переживании божественной милости. Мы спасены по милости. Мы живём по милости. Мы прощены по милости. Поэтому, ответ на вопрос «Почему мы должны прощать?» должен являть нашу благодарность за ту милость, которую мы получили. Ещё притча Иисуса показывает нам того, кто получил милость, и воспринял её как будто так и должно было быть, но сам не захотел действовать также, как добрый и благодатный Бог. Зачем прощать? Бог прощает нас [каждый день]. И, здесь будет совсем не лишним заметить, что Сам Бог заповедал нам быть милостивыми к людям в ответ на Его милость.

 

Когда мы обращаем внимание на вопрос о прощении, нам, тем не менее, необходимо задать себе ещё и второй вопрос: «Кто возложил на нас это обязательство, и при каких условиях мы должны исполнять его?». Давайте, в связи с этим, посмотрим на Евангелие от Луки (17:1-4):

 

«Сказал также [Иисус] ученикам: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих. Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, - прости ему.»

 

Важно, чтобы мы внимательно ознакомились с этим указанием Иисуса, относящимся к прощению. Нас часто учат в христианском сообществе, что мы, верующие, должны без каких-либо оговорок прощать целиком и полностью тех, кто согрешил против нас. Мы видим, какой пример нам подаёт Христос, который, даже вися на кресте, просил Бога простить тех, кто распинал Его, не смотря на то, что они никак не показали своего раскаяния. Из этого был сделан вывод, что христиане должны прощать все грехи, совершённые против них, даже когда раскаяния не видно. Тем не менее, всё, что мы можем извлечь из этого примера, так это только то, что у нас есть такое право: прощать людей без всяких оговорок.

 

Может быть, это очень хорошо и правильно, но, тем не менее, это не заповедь. Если мы посмотрим на то, что Иисус заповедал нам в Лк. 17:3: «Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему», то увидим, что первая реакция на обиду - это не прощение, а обличение. У христиан есть право обличать тех, кто грешит против них. На этом основывается вся дисциплина церкви в Новом Завете. Если бы нам было заповедано прощать всех и всегда, не зависимо от обстоятельств, тогда вся церковная дисциплина, направленная на исправление поведения, сама была бы нарушением этой заповеди. Но Иисус сказал: «Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается…», вот здесь заповедь становиться обязательной: если обидчик покается, тогда христианин должен простить его.

 

Если же мы откажемся простить человека, раскаявшегося в сделанном, то станем похожими на того слугу, который не захотел простить своего товарища. Мы, таким образом, сами навлечём на себя Божий гнев. Если я обидел человека, раскаялся и принёс свои извинения, а он не захотел простить меня, то это будет уже его вина. Таким же образом, если мы не хотим простить человека, который признал свою вину, то мы сами собираем себе «горящие уголья на голову» и грешим больше того, кто нас оскорбил. Другими словами, отказываясь простить раскаявшегося человека, мы нарушаем Божью заповедь. Этому учит нас Иисус. Это Его заповедь. Так как мы соединены во Христе, то должны проявлять это единство такой же милостью, какую и Он проявил к нам.

 

www.ligonier.org