Чудеса в наши дни? "Основания. Обзор Систематического богословия." Р.Ч. Спрол
Богословие - Статьи Р.Ч Спрола и Р.Ч. Спрола младшего

Должны ли мы, как современные Христиане ожидать чудес в наши дни? Или чудеса закончились в конце эры Апостолов? К тому же этот вопрос очень часто возникает в связи с так называемыми чудесными дарами Духа. Но в дополнение к этому вопросу, возникает еще один. Может ли Сатана и его вассалы совершать чудеса?

Я бы сказал, что большинство отзывов, по крайней мере в среде Евангельских Христиан, говорят о том, что чудеса существуют и поныне в жизни Церкви, и что Сатана и его вассалы могут делать чудеса. И тех, кто придерживается обратного мнения, и меня в их числе, часто не понимают в этом плане. И поэтому я хочу объяснить некоторые проблемы, окружающие этот вопрос, и почему Историческое Прекращение Чудес, стало предметом размышления реформатской ортодоксальной мысли.

Давайте сначала посмотрим на первую трудность. То есть на определение слова чудо. Я обнаружил, что когда люди говорят о чудесах, они не всегда имеют в виду одно и тоже. Особенно когда богослов обсуждает чудеса с мирянином, они подразумевают совершенно разные вещи. Так что первое что нам надо установить, так это: что такое чудо?

 

Некоторые люди говорят, что любой ответ на молитву, любое божественное действие, которое совершается в нашем мире сейчас - это чудо. Другие доказывают, что любое сверхъестественное действие, такое как рождение свыше - это чудо. А некоторые люди заходят так далеко, что говорят, что все, что удивительно, как, например, рождение ребенка - это чудо.

 

Но, в строгих технических терминах определения, дети рождаются каждый день, нет ничего необычного в рождении детей. Может быть это удивительно и прекрасно, но это довольно обычно. Это случается каждый день. Я даже не знаю в скольких пасторских офисах я видел надпись на стене: "Ожидай чуда!" Как если бы чудеса, это что-то, что мы должны ожидать, как обычного, каждодневного явление в наших жизнях. Если бы это было так, то чудеса можно было бы назвать - обычными, вместо необычных. И в то же время значение чуда в Писании в том, что они необычны. И в то же самое время, есть периоды в библейской истории, когда происходит изобилие чудес. Огромное цветение чудес, сконцентрированных в коротком промежутке времени. Например в жизни Иисуса.

 

В Его жизни было изобилие чудес. Мы видим их зачастую в жизни Моисея и, позже, в жизни Илии. Но в большинстве периодов в Ветхом Завете чудес не было. Они не совершались регулярно днями, годами и десятилетиями. Но были моменты концентрации. Почему? Это мы с вами еще разберем.

 

И подходя к вопросу о чудесах, многие люди не осознают того, что в Библии нет слова "чудо". Оно там просто не встречается. Прежде чем вы начнете смотреть в различных Библиях, позвольте мне вас уверить, что я знаю, что в переводе Библии слово "чудо" встречается множество раз. Под этим я подразумеваю, что в греческом языке Нового Завета нет единого слова для обозначения чуда. Идея чуда, концепция чуда, которую мы изучаем в богословии, логически выведена из Библейского повествования, особенно из Нового Завета, из трех различных слов: знамения, силы и изумления (что-то удивительное). Поскольку чудеса, как мы их понимаем:

 

- являются проявлениями божественной силы;

- приводят в удивление, или благоговение, или изумление, или поражают при своем проявлении;

- имеют значение (знаменуют что-либо).

 

 Любимое слово Иоанна для описания чуда это слово, переводимое как знамение. Мы читаем, например, в Евангелии от Иоанна: "Так положил Иисус начало чудесам [знамениям] в Кане Галилейской" (Ин 2:11) или "видели чудеса [знамения], которые Он творил над больными" (Ин 6:2) и так далее. Он называл их знамениями. А почему он их так называл? Знамения указывают на что-то за пределами себя, и имеют, как бы мы сказали, значение, они что-то обозначают.

Вот здесь-то и есть вся суть вопроса. Для чего были сделаны чудеса, то есть знамения, силы и благоговения? Что они собой знаменуют в Новом Завете? На что они указывали? Очевидно они имели важное значение в том, что являли. Иисус восполнил нужду вина на свадебном пиру, сделав его из воды. Он естественно помогал больным, исцеляя их, и опечаленным родителям, воскресив их ребенка. Но в чем было значение этих вещей?

 

Думаю, чтобы ответить на этот вопрос, мы сначала должны взглянуть на Никодима. Когда он пришел к Иисусу ночью и сказал: "Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог" (Ин 3:2). То есть он говорил, - Ты пришел от Бога, потому что мы видели знамения, которые Ты сотворил, мы видели, как Ты явил необычайные силы, так что Ты должен был прийти от Бога. И позже Иисус сам говорит: "не верите Мне, верьте делам Моим" (Ин 10:38).

 

И чтобы увидеть это в полной мере, давайте обратимся к посланию к Евреям 2:1-4. "Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть. Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле?" Здесь автор послания говорит, что истинность Слова Божия, то, что подтверждает его, что оно действительно от Бога, доказано, подтверждено чудесами. Вот этот момент, которым часто сильно пренебрегают. Поскольку вот в чем проблема.

 

Если Писание говорит нам, что это слово Бога, потому что его авторы были признаны истинными носителями откровения через совершение чудес. И если те, которые не являются носителями откровения от Бога могут делать чудеса, то это становиться большой проблемой. То есть, если присутствие чудес доказывает, что тот кто их делает послан от Бога, то есть носитель откровения, а тот кто не послан от Бога тоже может делать чудеса. То какова ценность и значение чудес, которые делает носитель откровения? Это становиться пустым, никчемным аргументом. И если другие люди могут делать то же самое, то факт, что кто-то может сделать чудо, не может служить доказательством их власти и того, что они пришли со словом Бога.

 

Так что цена вопроса в этом деле - это власть Иисуса, власть Апостолов и власть самой Библии. Откуда она у них?

Припомните в Ветхом Завете, чудеса, которые происходили с Моисеем. Бог говорил с Моисеем из горящего куста, и сказал ему идти к фараону, и не только к нему, но и к Израильтянам, чтобы сказать им, - Идемте со мной, мы уходим. И Моисей сразу спросил, - А как они узнают, что это ты послал меня? Не могу же я просто прийти во дворец к фараону и сказать, - Я только что говорил с кустом в пустыне, так что отпусти мой народ! Не могу же я прийти к сотням тысяч рабов фараона и сказать им, чтобы они упаковывали вещи, чтобы пойти на пикник. Просто потому, что я имел видение.

 

"И сказал ему Господь: положи руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху, вынул ее, и вот, рука его побелела от проказы, как снег. Еще сказал: положи опять руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху; и вынул ее из пазухи своей, и вот, она опять стала такою же, как тело его" (Исх 4:6-7). "И сказал ему Господь: что это в руке у тебя? Он отвечал: жезл. Господь сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея... Простри руку твою и возьми его за хвост. Он простер руку свою, и взял его; и он стал жезлом в руке его" (Исх 4:4).

Что мы здесь видим? Бог говорит Моисею, что он подтвердит свои слова чудесами. Что Моисей через это сможет продемонстрировать, что он послан говорить от Бога, и что Бог приказал ему это.

 

И это стало причиной спора в 16 веке, когда в Христианском мире начались великие и яростные дебаты о природе и истине Евангелия. Они возникли между Реформатами, последователями Лютера, и Римской Католической церковью. Вся суть спора была о том, что такое Евангелие. И один из аргументов, которые использовал Рим против Реформатов, был а том, что Рим говорил, что в истории их церкви были чудеса, и эти чудеса доказывают, что Католическая церковь права. И они обвиняли Лютера и Кальвина, спрашивая, - Где ваши чудеса? Как вы можете подтвердить верность ваших заявлений, если у вас нет чудес?

 

Отметьте, что Реформаты не сказали своим римским оппонентам, что они ошибаются в понимании, для чего нужны чудеса. Они правильно понимали их значение. Но Реформаты сказали, что у них есть чудеса, которые доказывают их учение! И они записаны в Новом Завете! Так что они говорили, что вот здесь, в Библии, наша власть, и власть Апостолов, которая была доказана чудесами. Не вашими (католическими) псевдо-чудесами, о которых вы заявляете в вашей церкви.

 

И кто угодно может заявить, что может делать чудеса, но только тот, кто говорит от Господа, имеет настоящую силу делать их. Вот почему это так серьезно в наши дни, когда люди во многих местах, заявляют, что могут совершать чудеса. И даже заранее оповещают, что будет служение с чудесами. Разве они Апостолы? Разве они Пророки? И если они делают чудеса в библейском смысле, мы должны прийти к выводу, что их учения подтверждены, и одобрены самим Богом, или что чудеса не подтверждают истинность апостольского учения. И если это так, тогда заявление Библии об этом нужно признать ложным.

 

Так что, здесь у нас есть действительно большая проблема. Суть дела в том, что такое чудо? Поэтому богословы были очень осторожны, чтобы дать очень точное, узкое определение чуда. Возможно это нам поможет, если мы определим различие между чудом, в точном смысле, и чудом в общем смысле. Если под чудом в общем смысле мы подразумеваем божественную продолжающуюся деятельность в жизнях  людей, ответ на наши молитвы, излияние Своего Духа, изменение душ, и все такое. То можно сказать, что эти чудеса продолжаются и до наших дней.

 

Но если мы определим чудо в точном, узком смысле, как это делают богословы, как например: чудо это сверхъестественное событие, сделанное непосредственной силой Бога, во внешнем, видимом мире, что является действием противоречащим законам природы, которые может сделать только Бог, такие как, воскрешение или появление чего-либо из ничего.

 

Большинство людей заявляющих о присутствии чудес в современном мире, резко останавливаются, когда речь заходит о чудесах подобным тем, что описаны в Библии. Большинство, но не все. Потому что я встречал людей, которые слышали о воскрешении мертвых и тому подобном. Но если вы посмотрите на, так называемых, чудотворцев в нашей культуре, то хоть кто-нибудь подтвердил хоть раз, чудо выращивания отрезанной конечности? Не говорите мне о служениях, где нога удлинилась на несколько сантиметров, это может сделать и остеопат, для этого ему не нужна сверхъестественная сила. Я говорю об полностью отрезанной части тела, которая выросла обратно. Или о ком ни будь, кто был мертв, как камень, не тот, кто впал в клиническую смерть и был реанимирован, но чтобы мертвый на самом деле был оживлен. Вы видите такие чудеса в наши дни? Я нет.

 

И вовсе не потому, что Бог не правит, или Святой Дух не может этого сделать. Я вне сомнений верю, что Бог может совершать чудеса, и в то, что Он их совершал. Вопрос в том, совершает ли Он такие чудеса сегодня. Кто-нибудь обращает воду в вино? Заставляет топор всплыть? На деле нарушая законы природы, как это делал Иисус и Его Апостолы. Так что мы просто должны сделать различие между качеством чудес, которые мы находим в Писании, и теми чудесами, о которых заявляют современные "чудотворцы". Они не делают того, что может сделать только Бог.

 

И частью вопроса являются чудеса Сатаны. И снова, большинство Евангельских Христиан говорят, что Сатана может делать настоящие чудеса. И почему они так говорят? Ну потому что, мы предупреждены в Писании о хитроумных замыслах Сатаны, который может делать ложные знамения, и удивительные вещи. Например мы видим, что волхвы в Египте делали что-то сверхъестественное, когда соревновались с Моисеем, что обычно объясняется демонической силой и влиянием на них бесов.

 

Но вот в чем проблема. Если Сатана может совершать настоящие чудеса, то откуда мы знаем, что Библия это слово Бога, и откуда мы знаем, что Иисус это Сын Бога? Запомните, в Библии чудеса не доказывают существования Бога. Его существование доказывается другими путями. Но вот что делают чудеса: доказывают истинность и подлинность кого-либо, что он от Бога. Что сказал Павел, когда говорил философам? "Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых" (Деян. 17:30-31). Здесь апостол говорит, что Христос был удостоверен (признан истинным), как Сын Бога, через Его воскресение.

 

А что если Сатана может делать чудеса? Откуда мы знаем, что воскресение не было сделано Сатаной? Об этом, конечно же ужасно даже подумать. Но откуда вы это знаете? Откуда вы знаете, что это не был Сатана, кто дал власть Иисусу сделать все чудеса, которые Он сделал? Не забывайте, что именно в этом Его обвиняли фарисеи. "А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского" (Мф 9:24). Не может ли быть в таком случае, самым большим обманом Сатаны, отвлечение людей от чистого монотеизма, и направление их в идолопоклонство, заставляя поклоняться человеку. И для этого Сатана дал этом человеку всякую власть, чтобы делать чудеса и затем воскресил его? Другими словами, вся Христианская Церковь была бы просто обманом Сатаны! Почему же вы в это не верите?

 

Я не верю в это, потому что я не верю, что Сатана бог, и что он не может делать вещи, которые может делать только Бог. И я знаю, что Сатана может делать лживые знамения и удивительные вещи, чтобы если возможно обмануть и избранных (Мф 24:24). Но что такое лже-знамение и лже-удивительная вещь? Настоящее ли это чудо? Истинное знамение, или истинно удивительная вещь? Которые были сделаны, чтобы подтвердить ложь? Или это не настоящее знамение, не настоящее удивительное, не настоящее, не подлинное чудо? Но скорее фокус.

 

И мы знаем, что Сатана обладает большей силой, властью и возможностями, чем любой человек на земле. Он не имеет силу сотворения, которая присуща только Богу, или силу над жизнью и смертью, и над законами природы, но он имеет гораздо больше всего, чем мы. И мы видим множество людей, которые в наше время зарабатывают множество денег, будучи очень и очень ловкими фокусниками. Но хорошее в этом то, что они не заявляют, что делают чудеса. Они ясно заявляют, что используют ловкость и технику, но не магию. Но в античности было по другому, маги в древности заявляли, что они делают чудеса, когда они делали фокусы. Мы видим это в соревновании между Моисеем и египетскими мудрецами и чародеями, когда они за очень короткое время исчерпали запас фокусов, а Моисей продолжал делать чудеса, потому что он не был чародеем, он был помазан силой Бога, чтобы делать то, что ни один чародей не может сделать.

 

Подобным образом Сатана может делать очень хитрые вещи, чтобы обмануть людей, но не приписывайте ему способности делать то, что только Богу по силам. Он не может сделать настоящего чуда, в узком смысле этого слова.