Зачем Приводить Примеры В Проповеди? Р.Ч. Спрол
Богословие - Статьи Р.Ч Спрола и Р.Ч. Спрола младшего

В проповеди, мы не полагаемся всецело на риторику. Тем не менее, Мартин Лютер не отказывался от обучения тем принципам передачи информации, которые он считал важными. Пасторы могут научиться правильному построению и произнесению проповеди, а также методам наиболее эффективной передачи информации людям с кафедры.

Он говорил, что для проповеди важно понимание устройства человеческой личности. Бог создал нас по Своему образу и даровал нам разум. Поэтому проповедь, хоть и адресована нашим умам, не является только информационным сообщением, в ней есть, также, и призывы, и увещевания. В некотором смысле мы обращаемся к людям, чтобы они сделали над собой волевое усилие и изменились. Мы призываем их действовать в соответствии с их пониманием вещей. Другими словами, мы хотим добраться до их сердец, но знаем, что путь туда лежит через разум. Так что, в первую очередь, люди должны быть способны понимать то, о чем мы им говорим. Вот почему Лютер говорил, что преподавать в семинарии или, как он, в университете, - это не то же самое, что учить людей с кафедры в церкви. Он делал свои воскресные проповеди такими, чтобы их понял даже маленький ребенок. Проповедь не должна быть абстрактной.

Самые сильные и глубокие впечатления люди получают от настоящих примеров. Три главных принципа проповеди Лютера были: примеры, примеры и еще раз примеры. Он одобрял, когда пасторы использовали в проповеди настоящие ситуации и истории. Когда же возникала необходимость проповедовать о чем-то абстрактном, он советовал им искать в Писании истории, подходящие для того, чтобы передать эту идею с помощью естественного примера.

На самом деле, Иисус именно так и проповедовал. Когда один человек заговорим с Ним о том, что значит «любить своего ближнего, как себя», и, «желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам…» (Лк. 10:29-30). Он не дал на этот вопрос абстрактно-теоретический ответа; вместо этого, Он рассказал притчу о добром самаритянине. И, таким образом, Он ответил на вопрос в конкретной форме, представив на рассмотрение ситуацию, которая легко могла случиться по настоящему, Иисус сделал это, чтобы Его мысль была понята наверняка.

Джонатан Эдвардс проповедал свою знаменитую проповедь - «Грешники в руках разгневанного Бога» - в Энфилде, г. Конн. Он просто монотонно прочитал ее со своей рукописи. Тем не менее, он использовал в ней конкретные, яркие примеры. Например: «Бог… держит вас над бездной ада, подобно тому, как человек протягивает руку над огнем, чтобы бросить в него паука или какое-либо другое мерзкое насекомое». Или, в другом месте, «Лук Божьего гнева трещит от натяжения, и стрела уже готова к полету». Он также заявлял там: «Вы весите на тоненькой нити, которую опаляет со всех сторон пламя Божьего гнева». Эдвардс понимал, что чем живее образ, тем больше вероятность того, что люди услышат и запомнят его.

Лютер считал также. Он не заменял суть проповеди риторикой, но говорил, что Божье Слово должно быть проповедано людям просто, живо, прямо и с примерами. Это было очень важно для него, ведь служитель должен быть носителем Слова Божьего, ни меньше, ни больше. Именно так пасторы и учат Слову народ Божий.

www.ligonier.org