Не сотвори себе кумира. Р.Ч. Спрол мл. (R.C. Sproul Jr.).
Богословие - Статьи Р.Ч Спрола и Р.Ч. Спрола младшего

Не смотря на все те вещи, которые (совершенно правильно) разделяют нас с Римско-католической церковью, у нас с ней много общего. Рим соглашается с великими вселенскими соборами первого тысячелетия. Католики верят в Троицу, непорочное зачатие, [смерть] и воскресение Христа. Верят в то, что Библия - это Слово Божье. Но вот, что нас разделяет [помимо всего прочего], - это Десять Заповедей. Не сомневайтесь, их Библия также содержит в себе 20 главу книги Исход и 5 главу Второзакония. Но католики разделяют то, что мы называем десятой заповедью, на две части: девятую заповедь (не возжелай жены ближнего твоего) и десятую (не возжелай добра ближнего твоего). Но у них не получается в итоге 11 заповедей, поскольку они объединяют первую и вторую в одну.

Такое деление десяти заповедей, скорее всего, покажется любому беспристрастному читателю необдуманным и неестественным. Но, как это ни печально, не многие современные протестанты имеют ясное представление о разнице между первой и второй заповедью. Первая запрещает нам иметь каких-либо богов, кроме единого Бога; а вторая запрещает нам делать изображения или статуи для поклонения. Разве обе эти заповеди не говорят только о том, чтобы мы не поклонялись лжебогам вместо настоящего и живого Бога?

Это не совсем так. Только первой заповеди было бы более чем достаточно, чтобы показать греховность любого поклонения чему угодно, кроме живого Бога. Делаете ли вы это перед идолами или нет - это уже не важно, - [все равно это неправильно]. Вторая заповедь говорит совсем о другом - она запрещает нам поклоняться истинному Богу с использованием образов.

Помните тот момент, когда Аарон сделал золотого тельца? "Вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!" (Исх. 32:4). Он не сказал тогда людям: "Вы помните Яхве, Бога, которого Моисей встретил в пустыне, и о Котором мы думали, что Он спас нас из рабства и разделил воды Красного моря, чтобы мы прошли? Оказывается это был не Он, а совсем другое божество - вот этот телец". На само деле уже в следующем стихе мы читаем: "И провозгласил Аарон, говоря: завтра праздник ГОСПОДУ". Золотой телец был, скорее, нарушением второй заповеди, а не первой. 

Если мы посмотрим на наши предпочтения, то увидим, что мы также путаем первую и вторую заповеди. Из-за того, что большинство из нас (западных людей) не склонно поклоняться статуям, мы впадаем в искушение думать, что идолопоклонство нам уже не грозит. Но в те моменты, когда мы честны перед собой, мы признаём, что создали себе богов из того, чего мы больше всего хотим: деньги, репутация и тому подобное. Это, без сомнения, правда. Но это является в большей степени нарушением первой заповеди, а не второй.

Итак, если мы предпочитаем не поклоняться статуям, включая те, которые были созданы для поклонения истинному и живому Богу, разве это не значит, что нам уже не нужна вторая заповедь? Ни в коем случае. Мы нарушаем её, когда хотим поклоняться истинному Богу через образы, включая те, которые мы сами себе придумали. (Помните, что очень мало людей, если такие вообще были, на самом деле, верили, что их творение - это и есть настоящий бог. Даже самые примитивные сообщества рассматривают статуи и изображения как средства для поклонения, как инструменты, которые помогают им поклоняться, а не как сами божества).

Наши неверующие соседи часто шокирующе честны в вопросах своего идолопоклонства. На самом деле, большинство из них могут даже назвать имя бога, в которого они верят, и ещё, они поклоняются ему через созданный ими же образ. Они называют его "Мой Бог" (англ. God-to-me). Вы наверняка слышали, как они говорят: "Мой Бог похож на всеобъемлющую силу любви" или "Мой Бог хочет, чтобы я делал то, что я считаю правильным". Не удивительно, что образец для создания нами этого идола, эта модель для копирования - мы сами. На самом деле, если бы наши неверующие соседи были только чуточку честнее, то они признались бы, что настоящее имя их бога не "Мой Бог", а "Я - Бог".

Десять Заповедей, хотя и относятся ко всему человечеству, были даны, в первую очередь, Божьему народу завета. А Бог никогда не произносил лишних слов. Если они нуждались в заповеди против идолопоклонства, то можно смело биться об заклад, что нам она тоже нужна. Иногда наше идолопоклонство видно в теологических дебатах. Как часто вы слышите (или даже говорите сами): "Я никогда не стал бы поклоняться богу, который..."? Если вместо многоточия стоит фраза, которая на самом деле описывает Бога Библии, то мы имеем признание о том, что человек отказывается поклоняться настоящему Богу. Когда мы говорим: "Я предпочитаю фокусировать внимание на более мягком Боге Нового Завета", то совершаем акт идолопоклонства, а также забываем, что Бог казнил невинного человека только один раз, и это произошло в Новом Завете. В наших евангельских церквях это явление - "Мой Бог" - представлено очень широко.

Вторая заповедь повелевает нам поклоняться Богу настоящему, такому, какой Он есть на самом деле, и чтобы мы делали это так, как Он велит. Ещё когда мой отец был студентом семинарии, он сделал табличку с надписью: "Ты должен верить в то и проведывать то, что говорит Библия, а не то, что ты хочешь, чтобы она говорила". Вторая заповедь учит нас нашей обязанности верить в настоящего Бога, познавать Его, любить Его и поклоняться Ему, такому, какой Он есть, а не такому, каким мы хотим Его видеть.

 

www.ligonier.org