Секрет Счастливой Жизни. Р.Ч. Спрол (R.C. Sproul).
Богословие - Статьи Р.Ч Спрола и Р.Ч. Спрола младшего

Послание Иакова порой называют книгой притч Нового Завета. Это происходит из-за того, что в ней, в 4 главе,  записаны почти не связанные друг с другом афоризмы практической, благочестивой мудрости. Она начинается с нашей общей склонности к конфликтам:

"Откуда у вас вражды и распри? Не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений" (Иак. 4:1-3).

Наш мир - это мир войн. Войн глобальных и локальных; войн внутри церкви и внутри общества; войн дома и за его пределами - конфликты окружают нас со всех сторон. Иаков говорит, что все эти ссоры, споры и распри приходят изнутри, из наших порочных сердец. Они питаются жаждой наживы и завистью, но в наше время об этом обычно не говорят.

Конфликт - это плод завистливого сердца, которое хочет того, что есть у других. Само по себе, желание иметь что-либо, чего у нас нет, - не порочно. Иаков прямо говорит, что мы можем просить у Бога то, чего хотим. Нам нечего стыдиться, если мы просим о хороших вещах до тех пор, пока они не становятся для нас идолами. Предупреждение о зависти очевидно, когда Иаков говорит, что мы просим неправильно. Иногда мы молимся о хороших вещах с плохими намерениями.

Что это значит? Подумайте, что если мы просим о чём-либо только потому, что верим - это сделает нас счастливыми. И это превращается в зависть, когда мы начинаем верить, что у нас есть неотъемлемое право стремиться к наслаждениям, как к источнику счастья. Главная цель нашей культуры - это максимум удовольствий, но удовольствие и счастье - это совершенно разные вещи.

Я не против удовольствий. Я тоже их люблю. Но помните, что грех именно потому так соблазнителен, что он быстро даёт наслаждение. Мы грешим потому, что думаем, что нам будет хорошо. Каждый раз, когда мы грешим, мы верим в первую ложь Сатаны, который сказал, что мы будем счастливы, если получим те удовольствия, которых хотим. Философия гедонизма, которая говорит, что хорошо только то, что приносит удовольствия, - это старейшая из философий, противостоящих Богу.

Тем не менее, грех никогда не приносит счастья - состояния внутренней радости, благословения и удовлетворения, состояния в котором нет места для жадности и зависти. Христиане знают, что такое счастье: когда мы наедине и находимся в присутствии Бога, в общении с Ним, и когда мы понимаем, что наши грехи прощены. Но вскоре, мы забываем об этом и снова начинаем беспокоиться о наших счетах. И неожиданно понимаем, что думаем о том, что если бы у нас было больше денег, или лучше машина, или больше жильё, то мы были бы счастливы.

После объяснения того, откуда приходят конфликты, Иаков показывает что прекращает их и даёт настоящее счастье:

"Но тем большую даёт благодать; посему и сказано: "Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать". Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас... Смиритесь пред Господом, и вознесёт вас" (Иак. 4:6-7, 10).

Смирение - вот секрет счастливой жизни. Что это такое? Писание не говорит, что смирённый человек - это мистер Застенчивый, у которого нет воли и способности отстаивать свою точку зрения, о которого мирские люди постоянно "вытирают ноги"; вернее, смирённый человек - это тот, который боится Бога. Страх Господень - начало мудрости, и этот страх происходит из благоговения перед Богом и признания Его власти.

Противоположностью смирения является высокомерие. Думать, что Бог должен давать нам все удовольствия, которые мы хотим, - это безмерное высокомерие, которое предполагает, что Бог не знает, что нам нужно. Каждый раз, когда мы ссоримся из-за того, чего у нас нет, мы восстаём, в конечном счёте, на нашего Господа. Есть ли что-либо более глупое, чем воевать с Богом? Нет более страшного врага, чем Он. Лучше, чтобы у нас был любой враг, но только не Он, а Бог - враг гордецов, так что нам надо как можно лучше запомнить слова Иакова: "Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать".

Есть только одна вещь, которой мы должны страстно искать, - это благодать Бога. По определению, благодать невозможно заслужить. Мы можем получить её только если Бог, по Своей милости, дарует нам её. Это дар. Мы не можем купить, заработать или заслужить её. Бог дарует благодать смирённым, поскольку они понимают как велика милость Бога в этом даре. Смирение - это радостное подчинение жизни Божьей суверенной милости. Смирённые люди признают, что Бог ничего им не должен.

Мы хотим больше благодати? Давайте попробуем быть более смирёнными. Мы желаем не быть врагами Богу? Давайте откажемся от гордыни. Мы должны помнить, что мы недостойные слуги, которые отдают себя на милость суда. Когда мы приходим в Божье присутствие и требуем от Него чего-либо или пытаемся заставить Его дать нам что-то, как будто бы мы Его советники, которые могут дать Ему лучшее решение вопроса, то мы приходим в Его присутствие не с дерзновением, а с дерзостью. Мы должны приходить к Нему с благодарением и прославлением за милость, которую Он нам уже даровал. Чем мы скромнее, тем более будем благословлены милостью. Чем мы надменнее, тем больше Бог нам противится.

 

www.ligonier.org