Не Будьте Как Скрудж В Это Рождество. Р.Ч. Спрол (R.C. Sproul).
Богословие - Статьи Р.Ч Спрола и Р.Ч. Спрола младшего

"А! Чепуха!" Эти два слова сразу же напоминают нам о незабываемом анти-герое романа Чарльза Диккенса - Эбэнезере Скрудже. Скрудж был прототипом Гринча, который украл Рождество, был образцом чистейшей воды цинизма.

Мы все соглашаемся с тем, что Эбэнезер Скрудж был плохим человеком: он отличался скупостью, бесчувственностью, эгоизмом и злобой. Но мы часто упускаем из виду, что его характер был в большей части светский. "А! Чепуха!" - это было по викториански замаскированное богохульство.

Не многие современные редакторы решат, что нужно убрать из текста брань Скруджа. Его язык не похож на наши обыкновенные ругательства. Но его выражения были богохульными, поскольку они были направлены на принижение святых вещей. Он втаптывал в грязь святость Рождества. Он ненавидел священное. Он цинично отзывался о возвышенном.

Рождество - это праздник, и, на самом деле, это самый радостный в мире праздник. Он назван праздником (букв. святой день, прим. пер.), поскольку этот день на самом деле свят. В этот день бизнес замирает, семьи собираются вместе, церкви полны людей, а военные не берут в руки оружия ради 24-х часового перемирия. Этот день отличается от всех других дней в году.

В каждом поколении хватает Скруджей. В церкви их тоже полно. Мы постоянно слышим жалобы на то, что праздник стал коммерческим предприятием. Нам постоянно напоминают о том, что Христа надо вернуть в центр Рождества. Нам часто говорят, что Санта Клаус - это кощунство. Люди, отрицающие Рождество также жалуются, что Рождество было изобретено Церковью в противовес Римскому празднику в честь бога-тельца Митры. То есть Рождество - это всего лишь признание своего бессилия перед язычеством.

Поэтому мы противимся тому, чтобы выставлять Иисуса на всеобщее обозрение и напускаем на себя олимпийскую отрешённость от радостного праздника. Всё это ни что иное, как умеренная доза Скруджизма, наше кощунственное осквернение святого.

Конечно же, Рождество - это время торговли. Универсамы украшены настолько, насколько это только возможно, рекламы в газетах больше обычного, и мы считаем дни до Рождества, чтобы знать, сколько ещё времени осталось на совершение покупок. Но почему так много всего продаётся? В Рождество продажи так возрастают только по одной причине: все хотят купить подарок для кого-то другого. Дарить подарки друзьям и родным - это не проявление уродливого и бесчестного порока. Это является воплощением не совсем конкретного "духа Рождества". Такая традиция, в конечном счёте, основывается на самом лучшем подарке, который Бог дал миру. Как говорится в Библии: Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего единородного. Дарить подарки - это чудесный ответ на получение такого дара. Хотя бы один день в году, мы чувствуем сладость той истины, которая гласит, что лучше давать, чем принимать.

А как на счёт того, чтобы вернуть Христа в празднование Рождества? В этом просто нет необходимости. Он никогда не покидал Рождество. "Весёлые бубенцы" никогда не заменять "Тихую ночь". Наш праздник, ранее известный как Благодарение, очень быстро становиться "Днём Индюшки", но Рождество всё ещё называется так из-за Христа. Оно не называется "Днём Подарков". Христос всё ещё в центре Рождества (англ. Christmas от слова Christ - Христос, прим. пер.), и, в течении небольшого отрезка времени, все светские средства массовой информации несут весть о Христе по всем своим каналам. И никогда церкви не достаётся так много эфирного времени в их программах, как на Рождество.

И не только музыка, но и всё визуальные средства искусства, обильно используемые в это время, свидетельствуют об историческом значении рождения Иисуса. Рождество напоминает всему миру о священном воплощении.

 Разве Санта Клаус не делает Рождество языческим и пустым праздником? Ведь он миф, и его мифическая фигура набрасывает тень на трезвую историческую реальность Иисуса. Вовсе нет. Мифы не обязательно плохи или вредны. Все общества создают себе мифы. Они являются особой формой для передачи какой-либо идеи, которая важна для людей. Но когда миф подаётся как реальные события - это уже ложь. Если же он служит другим целям, то может быть полезным и даже добродетельным. Например, Крис Крингл - это мифический герой, а не злодей. Он является выдумкой чистой воды, но эта выдумка служит как иллюстрация прекрасной истины.

Как на счёт исторического происхождения Рождества, как замены языческого праздника? Могу сказать только одно, хорошо, что ранние христиане были так мудры, что вместо празднования Митры, стали ревностно праздновать рождение Христа. Скажите, кто сейчас связывает Рождество с Митрой? Никто не называет этот праздник днём рождения или празднования Митры.

Мы празднуем Рождество, поскольку мы не можем стереть из нашего сознания глубокого понимания разницы между священным и обыденным. Человек, в общем смысле, обладает неистребимым желанием отмечать священные места и даты. Когда Бог явился Моисею в пламени горящей купины, то место, которое до этого было самым обычным, вдруг стало священным. Оно стало святой землёй - священным местом. Когда Иаков проснулся после ночного видения, где он видел Бога, он возлил елей на тот камень, на котором спал. Это было святое место.

Когда Бог касается земли, место становится святым. Когда Бог является в истории, дата становится святой. Никогда не было более святого места, чем город Вифлеем, где Слово стало плотью. Никогда не было более святого времени, чем Рождество, когда был рождён Эммануил. Рождество - это святой день, праздник. Это святое святых среди дней. Нам всем нужно услышать предупреждение Боба Марли: "Не будьте как Скрудж" в Рождество.

 

www.ligonier.org