Мир - Соблазнитель. Р.Ч. Спрол (R.C. Sproul
Богословие - Статьи Р.Ч Спрола и Р.Ч. Спрола младшего

 

 

Мир - соблазнитель. Он ищет способ привлечь наше внимание и привязать нас к себе. Он все время рядом, все время у нас на глазах, он такой привлекательный. Мир заслоняет нам видение небес, ведь всё видимое привлекает наше внимание. Он соблазняет наш взор и отвлекает нас от лучшего мира, который устроен и сделан для нас Богом. Мир нам нравится, конечно, не всегда, но все же, и мы, к сожалению, живём так, чтобы нравиться миру. Вот тут-то и происходит конфликт, поскольку угождение миру редко совпадает с угождением Богу.

Бог призывает нас не быть такими как мир: "Не сообразуйтесь с веком сим" (Рим. 12:2). Но мир хочет, чтобы мы были с ним партнёрами. Он принуждает нас всё своё время тратить на него. Он давит на нас одинаково сильно со всех сторон.

Помните, как мы были беспокойны в подростковом возрасте? Наша самооценка и наше достоинство всё время измерялись одним и тем же магическим словом, единственным всеобъемлющим стандартом - популярностью.

"Сообразовываться" с этим миром - это значит быть с ним, быть включённым в формы и структуры этого мира. Это значит делать то, что популярно. Конфликт здесь вот в чем: популярность среди людей, не означает быть популярным у Бога, а угождать Богу - это не всегда угождать людям. Иногда надо выбирать, что важнее. И, в христианской жизни, эта борьба происходит ежедневно.

В каждом поколении, во всех культурах, есть господствующий дух. Немцы даже придумали для него специальное слово "цайтгейст", которое объединяет две  идеи: "дух" и "время". Так что получается: "дух времени" или "дух века сего".

Современный дух времени, в котором приходится жить христианам, - это секуляризм [светская культура]. Все внимание уделяется теперешнему моменту и очень мало кто думает о том, что за пределами и выше нашего мира. О вечности думают редко, разве что во время похорон. Ценится только текущий момент - "здесь и сейчас". Вся современная жизнь посвящается мгновению, ощущению настоящего.

 Этот светский дух времени имеет свою моду и акценты, но по сути он не представляет из себя ничего нового. Все поколения имеют свои формы секуляризма. Мы все привязаны к земле. Мы все держим руку на пульсе этого мира.

Так было и во времена воплощения Иисуса. Он не один раз призывал Своих учеников смотреть за пределы настоящего. Он обращал их взгляд к нетленному: "Собирайте себе сокровища на небе" (Мф. 6:20). Он призывал их оценивать ситуацию через призму вечности: "Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?" (Мф. 16:26).

Мир или душа? Угождать миру или угождать Богу? Эти вопросы встают перед каждым поколением людей. Быть подобным миру - это рисковать потерей вечной души. Мир не ценит душу. Лучше тело в руках, чем душа в небе, так можно переделать известную поговорку в соответствии с духом нашего времени. Дух мира предлагает нам развлекаться сейчас, а платить за это потом. И это популярный взгляд на жизнь.

Христианину, чтобы противостоять соблазнам мира, надо рисковать и идти против течения. Он должен быть готов потерять репутацию среди людей, чтобы заслужить Божье одобрение. Поэтому Иисус сказал: "Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас" (Мф. 5:11-12).

Ключевой здесь является фраза "за Меня". Мы призваны быть не такими как мир не ради того, чтобы просто отличаться от мира. Любой человек может привлечь к себе внимание, делая что-то не так как все. Это фраза - "ради Меня" - и отличает дешёвый нонконформизм от настоящего отличия от мира. Просто быть не как все - это не добродетель. Мы должны отличаться в особом смысле. В том, что касается сути дела.

Легко превратить отличие от мира во что-то обычное. Мы можем свести всё к внешним проявлениям, как это делали фарисеи. Но настоящие отличие от мира основывается на преображении личности. Апостол Павел не просто сказал "не будьте", но и добавил, что надо делать. Он сказал: "Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего" (Рим. 12:2).

Нам надо изменить приставку. То есть "со-" (быть в согласии) должна уступить месту приставке "пре-", показывающей изменение. Это не достаточный повод для христианина, чтобы удалиться от общества. Нас призывают к преобразованию, а не удалению из мира. Нам не нужно ещё больше монастырей. Но нам нужно выйти за пределы той формы, в которую мир нас поместил. Мы должны изменять мир, ведь видение Иисуса простирается за его пределы. Мы не должны сдаваться миру или бежать от него. Мы должны пронизывать его новым, другим духом.

Есть старое христианское высказывание, которое уже стало клише: "Мы должны быть в мире, но не от мира сего". Быть от мира сего - это быть плотским, мирским человеком, уподобиться этому миру. А уйти из сего мира - это быть нонконформистом, который не изменяется к лучшему.

Мир - это театр, где идёт пьеса о Божьем искуплении. В этот мир Бог пришёл во Христе. И Христос не позволил Своим ученикам скрываться в верхней комнате за закрытыми дверьми и дрожать от страха. Он также не позволил сделать кущи на горе, где преобразился перед учениками. Мы призваны свидетельствовать о Христе в Иерусалиме, Иудее, Самарии и до краёв земли (Деян. 1:8). Иерусалим в этом мире, Иудея в этом мире, Самария в этом мире и края земли тоже все ещё в этом мире. Так что мы не должны бежать от него. Но как же много христиан пытаются это сделать. И поступая так, они могут быть на самом деле неугодны Богу, который хочет искупления мира, а не побега из него.

www.ligonier.org