Чем Реформатская Теология НЕ Является. Р. Ч. Спрол
Богословие - Статьи Р.Ч Спрола и Р.Ч. Спрола младшего

 

 Уже умерший теолог, Корнелиус Ван Тил, как-то заметил, что кальвинизм нельзя приравнивать к так называемым пяти пунктам кальвинизма. Вместо этого, Ван Тил, отметил, что эти пять пунктов служат путём или мостом ко всей структуре реформатской теологии. Также и Чарльз Спёрджен доказывал, что кальвинизм это просто ещё одно название библейской теологии. Эти титаны прошлого понимали, что суть реформатской теологии нельзя свести к пяти отдельным положениям, которые стали причиной диспута с ремонстарнтами несколько веков назад в Голландии, возражавшими против пяти специфических моментов входящих в историческую доктринальную систему кальвинизма. Эти пять пунктов ассоциируются с акростихом TULIP: Совершенное нечестие (Total depravity), Безусловное избрание (Unconditional election), Ограниченное искупление (Limited atonement), Неотразимая благодать (Irresistible grace) и Сохранение святых (Perseverance of the saints).

Задача этой статьи - подойти к вопросу реформатской теологии с перспективы, которая в философии называется via negativa - "от обратного". Этот метод определяет вещи исходя из того, чем они не являются; поэтому его так и называют. Например, когда мы говорим о природе Бога, мы говорим, что Он безграничный, что просто означает, что у Него нет границ. Это и есть пример использования метода "от обратного". Когда мы ясно понимаем, как нам правильно использовать этот метод, то становиться понятно, что мы хотим этим сказать с помощью нашего утверждения. Если мы посмотрим на то, чем не является реформатская теология, то сможем лучше понять, что она из себя представляет.

И начнём мы с того, что скажем, что реформатская теология не является хаотической группой несвязанных идей. Совсем наоборот, она представляет собой систематизированную теологию. Мы живём в то время, когда системы мышления в постмодернистском мире ценятся очень низко, и это касается не только [центров] светской идеологии, но даже и христианских семинарий. Исторически главным принципом систематической теологии было следующее: Библия, будучи Божьим Словом, отражает логичность и единство Бога, поскольку это Его слово. Конечно же, было бы неправильно взять какую-либо постороннюю систему идей и воспринимать Писание через неё, и, подобно прокрустову ложу, обрезать все, что в неё не помещается. Цель здравой систематической теологии не в этом. Нет, настоящая систематическая теология пытается понять ту систему теологической мысли, которая заключена во всем объёме Священного Писания. Она не накладывает идеи на Писание, она внимательно рассматривает те идеи, которые провозглашаются в Библии и старается увидеть между ними связь.

Следующее, что мы скажем с помощью этого способа, - это то, что реформатская теология не человекоцентрична. То есть она не сконцентрирована на людях. Центральным фокусом реформатской теологии является Бог, и доктрины о Боге пронизывают всю суть реформатской мысли. Так, с помощью способа утверждения, мы можем сказать, что реформатская теология - богоцентрична.

Хотя это не всегда полезно говорить о парадоксах в нашем понимании истины, тем не менее, есть один парадокс, который мне нравится упоминать. С одной стороны учение о Боге, то есть учение о природе, атрибутах и характере Бога, которое утверждается в различных реформатских исповеданиях, почти не отличается от такового в других теологиях и вероисповеданиях, которые принадлежат лютеранам, католикам, методистам и так далее. И, в то же самое время, и в этом как раз и заключается данный парадокс, самая отличительная черта реформатской теологии - это как раз доктрина о Боге. Это выглядит, как будто бы я противоречу сам себе, так что позвольте мне объяснить это парадоксальное заявление. После того как реформатская теология формулирует учение о природе и характере Бога в первых главах своей систематической теологии, она не забывает об этом когда обращается к прочим доктринам. Наше понимание характера Бога главенствует и определяет наше понимание всех остальных доктрин. То есть [например], наше понимание учения о спасении находится под контролем центрального принципа - нашего понимания характера Бога.

Реформатская теология - не против католицизма. Это может показаться странным, поскольку она возникла прямо из протестантского движения 16 века, которое так называлось из-за протеста против учений и действий Римской Католической церкви. Но термин католик относиться к католическому христианству, суть которого заключается во вселенских вероисповеданиях первого тысячелетия истории церкви, особенно в ранних исповеданиях и церковных соборах, подобных Никейскому собору в 4 веке и Халкедонскому собору в 5 веке. То есть эти исповедания содержат в себе общие положения веры, которые принадлежать всем деноминациям принимающим ортодоксальное христианство, учения, подобные учению о Троице и искупительной жертве Христа. Учения, принимаемые всеми христианами лежат в сердце кальвинизма. И он не является попыткой найти новую теологию и отвергнуть общее теологическое основание, которое разделяет вся церковь.

Реформатская теология не согласна с Римским Католицизмом в его понимании оправдания. То есть, если выразиться проще, то реформатская теология - евангельская, в историческом значении этого слова. В этом смысле, она сильно и твердо поддерживает Мартина Лютера и авторитетных реформатов в их выражении учения об оправдании только верой. Она поддерживает два реформатских принципа "только", которые и были формальной и материальной причиной реформации 16 века. Эти два принципа - "только Писание" и "только верой". И ни тот, ни другой, не входят напрямую в пять пунктов кальвинизма; тем не менее, в некотором смысле, они стали основанием для прочих характерных черт реформатской теологии.

Эти общие положения о том, чем не является реформатская теология гораздо глубже и шире рассматриваются в моей книге "Что Такое Реформатская Теология?", которая была написана специально, чтобы помочь прихожанам и христианским лидерам понять суть реформатской теологии. В этой статье я всего лишь слегка касаюсь этого учения, напоминая, что реформатская теология гораздо глубже и выше, чем просто пять пунктов кальвинизма - это целостная система взглядов на жизнь и мир. Она заветная. Она сакраментальная. Она посвящена преображению культуры. Она подчинена действию Бога Святого Духа, и обладает богатым обрамлением для понимания всего замысла Божьего, как он открывается в Библии.

www.ligonier.org