Отличительные пункты Кальвинизма. Р. Ч. Спрол
Богословие - Статьи Р.Ч Спрола и Р.Ч. Спрола младшего

Почивший уже теолог, Корнелиус Ван Тил, однажды заметил, что Кальвинизм нельзя приравнивать к так называемым - "Пяти пунктам Кальвинизма", но вернее, что, эти пять пунктов функционируют как путь или мост к всей структуре Реформатской теологии. Подобным образом, Чарльз Сперджен доказывал, что Реформатская теология это всего-лишь другое название для Библейской теологии. Эти титаны прошлого понимали, что суть Реформатской теологии не может быть сокращена до пяти особых пунктов, которые стали причиной спора в Голландии несколько веков назад с Ремонстрантами, которые возражали против пяти специфических положений систематического богословия содержащихся в историческом Кальвинизме. Эти пять пунктов стали ассоциироваться с акростихом TULIP (ТЮЛЬПАН): Всеобъемлющая порочность, Безусловное избрание, Ограниченное искупление, Неотразимая благодать и Стойкость святых.

Задача этой статьи подойти к этим вопросам Реформатской теологии с перспективы, которая называется в философии via negativa. Этот метод приближения к истине определяет вещи в терминах того, чем они не являются; отсюда, этот метод называется "от обратного". Например, когда мы говорим о природе Бога, мы говорим, что он бесконечный, а это просто означает, что Он не имеет пределов. Это является примером использования способа отрицания. Когда у нас есть ясное понимание того, как использовать этот метод, то утверждение, его противоположность, становиться ясным. Когда мы смотрим на то, чем Реформатская теология не является, это помогает нам понять что она из себя представляет.

Мы начнем с того, что скажем, что Реформатская теология это не хаотический набор несвязанных идей. Скорее наоборот, Реформатская теология - систематична. Мы живем во время, когда системы мышления ценятся все меньше и меньше в постмодернистском мире, и не только в светской сфере идей, но и даже в Христианских семинариях. Исторически, главным принципом систематической теологии было следующее: Библия, будучи Словом Бога, отражает последовательность и единство Бога, чьим Словом она и является. Конечно же это было бы искажением - взять чужеродную систему мышления и втиснуть в ее рамки Писания, заставляя его соответствовать этой системе, как прокрустову ложу. Цель настоящей, систематической теологии не в этом. Скорее, систематическая теология старается понять теологическую систему, которая содержится во всем священном Писании. Это не втискивание идей в Библию; это внимательное изучение идей, провозглашенных в Библии и их связанное понимание.

Следующий пункт, который мы обозначим от обратного, это то, что Реформатская теология не человекоцентричная. То есть, Реформатская теология не сосредотачивается на людях. Главный фокус Реформатской теологии - это Бог, и это именно учение о Боге пронизывает всю суть Реформатской мысли. Таким образом Реформатская теология, методом утверждения, может быть названа богоцентричной.

Хотя это не всегда полезно, говорить о парадоксах в нашем понимании истины, тем не менее существует парадокс, который мне нравиться отстаивать. С одной стороны, учение том, что присуще Богу, то есть учение о Его природе, атрибутах и характере, утверждаемое разными Реформатскими вероисповеданиями, почти не имеет отличий от прочих теологических систем и прочих вероисповеданий, которые можно найти среди Лютеран, Римских Католиков, Методистов и т. д. В то же самое время, и в этом заключается парадокс, самой выдающейся, отличительной чертой Реформатской теологии является учение о Боге. Хотя это звучит, как будто бы я противоречу сам себе, позвольте мне скорее объяснить это парадоксальное заявление. После того, как Реформатская теология отчетливо выражает учение о природе и характере Бога в первых положениях своей системы учений, она, после этого, не забывает этих утверждений, когда говорит о прочих доктринах. Наше понимание характера Бога является главенствующим и определяющим принципом в отношении нашего понимания всех остальных доктрин. То есть, наше понимание спасения контролируется, в самом его сердце, нашим пониманием характера Бога.

Реформатская теология не является антикатолической. Это может показаться странным, поскольку Реформатская теология происходит напрямую от Протестантского движения в 16 веке, которое так и было названо - "Протестантским" - поскольку оно включало в себя "протест" против учения и действий Римского Католицизма. Но термин католический относится к католическому (вселенскому) Христианству, суть которого может быть найдена во вселенских вероисповеданиях первого тысячелетия истории Церкви, особенно в ранних вероисповеданиях и церковных соборах, таких как Никейский Собор в 4 веке и Халкедонский Собор в 5 веке. То есть я хочу сказать, что эти вероисповедания содержат общие положения веры, разделяемые всеми деноминациями, которые принимают ортодоксальное Христианство, учения подобные учениям о Троице и искупительной жертве Христа. Учения, с которыми согласны все Христиане находятся в самом центре Кальвинизма. Кальвинизм не ушел на поиски новой теологии и не отринул общей основы теологии, которую разделяет вся Церковь.

Реформатская теология не является теологией Римского Католицизма в его понимании оправдания. Это говорит только то, что Реформатская теология является евангельской в историческом смысле слова. В этом смысле, Реформатская теология твердо стоит на позиции Мартина Лютера и авторитетных Реформатов в их определении учения об оправдании только верой. Она согласна с теми solas Реформации, которые и были формальным и материальным поводом для Реформации в 16 веке: учению "только Писание" и "только верой". Ни одна из них не выражена явно в "5 пунктах Кальвинизма"; все же, в некотором смысле, они стали основанием для прочих характерных черт Реформатской теологии.

Эти вводные положения о том, чем Реформатская теология не является, более широко и глубоко освещены в моей книге "Что Такое Реформатская Теология?", которая была написана, чтобы помочь обычным людям и Христианским лидерам понять суть Реформатской теологии. В этой статье я даю абсолютный минимум, необходимый для понимания учения, чтобы напомнить читателям Тейблток о том, что Реформатская теология сильно возвышается над просто пятью пунктами Кальвинизма, что это целостная философия жизни и мировоззрение. Она заветна, священна и посвящена преобразованию культуры. Она подчинена действию Бога Духа Святого, и имеет богатую структуру для понимания всего совета Божия открытого в Библии.

www.ligonier.org