Заботиться о пастве. Р. Ч. Спрол
Богословие - Статьи Р.Ч Спрола и Р.Ч. Спрола младшего

Когда мы изучаем жизнь ранней Христианской Церкви, мы замечаем удивительное явление, записанное для нас в книге Деяний Апостолов. В Деян. 8:1-2 записано: "В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии. Стефана же погребли мужи благоговейные, и сделали великий плач по нем." И немного погодя: "Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово" (Деян. 8:4). Здесь мы отмечаем, что люди, которые были рассеяны по разным местам и благовествовали, не были апостолами. Это были миряне, принадлежащие Церкви первого столетия. Апостолы оставались в Иерусалиме, и их не было среди тех, кто бежал от великого гонения.

 Из текста книги Деяний очевидно, что одной из функций лидеров ранней Церкви была подготовка мирян, чтобы они могли нести служение благовестия своими собственными усилиями. Это было предтечей того, что Лютер подразумевал в 16 веке, когда защищал учение о "священстве верующих". Лютер не намеревался с помощью этого учения сделать смутной разницу между мирянами и служителями, но просто указывал на то, что все Христиане должны быть вовлечены в выполнение этой миссии Церкви.

В то же самое время Новый Завет  ясно дает понять, что есть люди, специально назначенные быть лидерами местных церквей, они названы по разному, но в большинстве, мы думаем о пасторе, как о лидере поместной церкви. Самый лучший пример, или модель для пасторского служения мы видим в труде Самого Иисуса. Один из титулов, который дает Ему Новый Завет - это Добрый Пастырь. Метафора пастыря, который заботиться о пастве, становится метафорой, которая определяет труд пастора поместной церкви. Но что это значит: быть пастырем стада?

Во первых, пасти стадо овец, значит, что это пастырь ответственен за руководство своей паствой. Если вы видели, как ведут себя овцы, оставшиеся без руководства, без заботы и постоянного присмотра пастуха, то вы знаете, что овцы склонны перемещаться, как попало, во всех направлениях без какого-либо порядка. Они склонны теряться, вредить себе, и очень ранимы, если о них не заботиться пастух. Так и с паствой Христовой. Это главная ответственность пастора, который и является пастырем - вести за собой паству.

Это одна из величайших трагедий в Церкви в 21 веке, особенно среди Протестантов, что, хотя пасторы и отвечают за руководство собранием, они редко имеют тот уровень власти, который соответствует их уровню ответственности. В большинстве случаев их рассматривают как наемных работников, принятых на работу управляющим комитетом поместной церкви, не зависимо от того из кого состоит этот комитет: из пресвитеров, дьяконов или это консистория. Так что пастор, будучи подчинен совету старейшин, всегда оглядывается на них, прежде чем берет в руки управление паствой Христовой. Вот почему так много пасторов пошли на компромисс в проповеди Евангелия. Они так боятся, что могут потерять свою работу из-за слишком смелой и страстной проповеди, вызванной заботой о пастве, что глядят одновременно и на паству и на тех, кто их нанимает и увольняет. Это не Библейская модель. Начиная со времен Ветхого Завета, от Моисея и до Нового Завета, те, кто называются старейшинами и дьяконами, оказывали помощь и поддержку пастырю, которому были даны и ответственность, и власть, чтобы вести паству. Некоторые пасторы весьма эффективны в руководстве, даже не смотря на отсутствие власти, просто исходя из силы их личности или умения руководить.

 Второе, пастырь ответственен за питание овец. Это было сильно подчеркнуто в беседе между Петром и Иисусом, после Его воскресения, когда Он спрашивал о том, любит ли Петр своего Господина. Иисус три раза повелел Петру питать Его овец - пасти их. Овца без питания скоро становится худой, слабой, истощенной и болезненной - в конечном итоге погибающей. Это наипервейшая ответственность пастора - сделать так, чтобы овцы, доверенные его заботе, были хорошо накормлены всей полнотой Слова Божьего. Новый Завет упрекает тех верующих, которые удовлетворены духовным молоком и сторонятся серьезного изучения божественного, чтобы избежать трудно перевариваемой твердой пищи Слова Божьего. Но добрый пастырь отучает своих овец от элементарных принципов молока, которое дают детям, и дает им пищу, которая сделает их сильнее и поможет им быть полностью готовыми для служения Евангелия. Такое питание - это ответственность пастора.

Третье, пастор призван заботиться о пастве. Если снова использовать образы, которые Иоанн брал из природы, то, когда овца поранена или заболела, это должно быть замечено хорошим пастырем, чтобы он взял ее из паствы и уделил ей особое внимание, которое ей необходимо, чтобы восстановить свое здоровье и целостность. Так что хороший пастор знает боли, страдания, радости и печали каждого члена своего собрания, чтобы он мог заботиться об их нуждах, и они не были побеждены физическими страданиями или психологическими тревогами. Он должен быть с ними, чтобы ободрять их и смотреть за тем, чтобы они взрослели в жизни во Христе, преобразуясь в истинный Его образ.

Это ответственность пастора снарядить овец, уча и тренируя их. Между обучением и тренировкой есть разница. Обучение включает в себя передачу информации от одного человека к другому. Тренировка требует больше практического участия, показ, как овладеть определенным умением. Это не достаточно, если пастор просто передает информацию через экспозиционную проповедь, или через объяснение учений веры прихожанам. Он также призван следить за тем, достаточно ли они натренированы в тех умениях, которые необходимы для возрастания в вере. Это обязанность пастора научить свой приход молиться, поклоняться, евангелизировать, и быть вовлеченным в церковное служение милосердия. Во всех этих предприятиях, пастор должен отражать и копировать служение Самого Иисуса, который целиком посвятил Себя тем, кого Ему дал Отец. Так что пастор должен видеть своих прихожан, как стадо доверенных ему Отцом и Господом Иисусом Христом овец, чтобы помочь святым стать всем, чем они только могут стать в служении Евангелия.

www.ligonier.org