Новости
Письмо Кальвина Саймону Грейни (1537) |
Богословие - Труды Жана Кальвина |
Саймону Грейни (1537) Природа противоречия между Кальвином и Кариоли очевидно раскрыта - Синод в Лузанне - Кариоли осужден, а учение Калвина и Фареля торжественно одобрено. Берн, [Май 1537]. Хотя уловки и обманы Сатаны всецело удивительны и их не просто предположить, те, я имею в виду, которыми он вблизи атакует нас в нашем труде, и о которых мы получили некоторый мимолетный опыт, зловещим искусством которых он не так давно атаковал нас через свой подходящий инструмент - Кариоли, ни в малейшей степени не ввели нас в заблуждение. Поскольку мы не только предвидели все подобного рода столкновения уже давным давно; но мы были даже готовы с наибольшей энергией продолжать борьбу. Когда мы услышали, что, таким образом, нам приписывают ересь Арианства, и немного погодя еще и Савеллианство (Модализм, прим. пер), ничто из этого не обеспокоило нас очень сильно, в виду того, что наши уши уже давно привыкли к подобной клевете; и мы были твердо убеждены, что они скоро рассеются, как колечко дыма. Тем временем мы могли противостоять всему этому только с помощью той защиты, которая была у нас под руками, посредством которой мы могли дать полновесный ответ всем благочестивым и правильно настроенным людям. В самом деле, незадолго до этого мы написали и выпустили катехизис, также опубликованный и на Французском, где мы исповедуем, что мы воспринимаем Отца, Сына и Духа, в одной сущности Божества: делая, тем не менее, такое различение между каждым из них, чтобы не оставалось места ни для какого нечестивого подозрения или многозначительности. Мы точно учили, что Христос истинный и естественный Сын Бога, обладающий единосущной божественностью вместе с Отцом от вечности, который в полноте времен принял нашу плоть, будучи предопределен для нашего искупления. Когда мы увидели, что дикая бестия продолжает свои яростные нападки, мы стали добиваться слушания на собрании служителей со всего кантона Берна, в чьем присутствии мы могли бы публично защитить свою невиновность. Франко говорящие братья собрались первыми в Лузанне, куда были присланы делегаты от Сената Берна, и также два служителя. Какая бы только фальшь ни была сфабрикована, наш весьма достойный персонаж все собрал в одну кучу. В самом деле, он пришел хорошо снабженный для обвинения, подготовленный и [с документами] наготове в своей сумке, прямо как адвокат. Тем не менее, мы опустошили его сумку нашим опровержением до такой степени, что не осталось и тени подозрения у кого-либо из присутствующих. В конце мы дошли до чтения вслух нашего Вероисповедания, в котором он указал, с десяток, по его мнению ошибок; почти все остальные считали, что там не было ничего безбожного и не благочестивого. Немедленно вслед за этим Синод снял с нас всякие обвинения, в то время как он был признан негодным к исполнению обязанности служителя. Но его упорная дерзость ясно была видна в том, что он не был смущен или подавлен подобным результатом. И снова он принес эту сумку пустяков, набитую больше прежнего; и когда мы опустошили ее от всего содержимого, которым он пытался всеми силами бросить тень на прошлое, было приведено наше Вероисповедание, которое, хотя и нельзя было упрекнуть в чем либо, он, тем не менее, обвинял в страшном преступлении, поскольку там говорилось, что Христос был Яхве, который сам по себе один был всегда само-существующим, и это обвинение Я встретил с готовностью. Несомненно, если внимательно рассматривать различия между Отцом и Словом, то мы должны сказать, что отличаются Один от Другого. Но если, тем не менее, рассматривать качества сущности Слова, настолько насколько Он один Бог с Отцом, то все, что можно сказать про Бога, можно применить и к Нему, второму лицу преславной Троицы. Ну, а каково значение слова Яхве? Что этот ответ подразумевал, когда был дан Моисею? Я есть тот, кто Я есть. Павел делает Христа автором этого высказывания. Мы не будем беспокоиться, чтобы убедить тебя и всех благочестивых людей, чтобы подтвердить истину этого суждения; но мы не хотим, чтобы скрытая злоба этого безнадежного клеветника прошла незамеченной, чтобы слухи любого вида могущие достигнуть тебя, и таким образом создать впечатление отличное от истинного состояния дела. Ничто, на самом деле, не могло быть показано более понятно, чем это заявление нашего Вероисповедания, что Христос - это вечное Слово рожденное Отцом до начала времен. Таким образом, по правде говоря, если только мы не захотим вообразить двойное Божество, это требует, чтобы мы говорили о Его сущности не иначе, как рассматривая сущность единого Бога. Нет никого, кто был бы недоволен этой формулировкой, кроме него. Братья, как это достойно верных служителей Христа, пришли к официальному заключению, что это явственно для них, что мы были совершенно несправедливо и беспричинно подвергнуты подозрению; и что они не находят чего-либо неодобрительного в нашем Вероисповедании. Пока все это происходило принесли письмо от Микониуса адресованное всему собранию, а с обратной стороны еще одно от Капито - Фарелю, адресованное в общих терминах, из обоих писем стало ясно, что ужасающий слух об этом споре был распространен широко и далеко. Чтобы все это суммировать, это дело было, как злонамеренно, так и искусно, изготовлено некоторыми личностями, чтобы породить злую молву, и подстрекать плохое мнение о нас по всем странам. И хотя это чучело огородное не было способно до настоящего времени преуспеть в своей совершенно тщетной попытке, все же это, тем не менее, точно, что он сильно нам досадил; поскольку на самом деле мы не можем рассматривать это дело, как не имеющее больших последствий, из-за того что наши враги услышали, что мы пререкаемся в дебатах друг с другом, и даже не имеем согласия о наиболее важном учении в нашей религии, и более того, что церкви должны подозревать нас в таких вещах. Мы были весьма изумлены получив это известие, поскольку это никогда не приходило нам на ум, что нам придется беспокоиться об этом. Мы надеемся, тем не менее, что придет время, по благодати нашего Господа, когда эти шумные испарения из бездны могут быть скоро унесены и пасть обратно на головы тех, кто изобретает любые беззакония против дела Христа и Его церкви. Уже на самом деле, рука Господня начала проявляться, и показывать свою силу в погашении этих начал зла, каковы они и есть. Клеветник, сам был изгнан постановлением Сената; а с нас, открыто и немедленно, не только сняли все обвинения в преступлении, но и даже в подозрении на вину. Хотя, действительно, на время, этот товарищ может попытаться подняться на борьбу в лучшем свете под знаменем Афанасия, как если бы он страдал за веру, здесь, тем не менее, нет большой опасности, что мир будет ценить, как Афанасия, человека, который кощунствует, блудит, и убийца, замешанный в крови многих святых. Когда мы провозглашаем его таковым, мы ручаемся только за то, что готовы установить полноценными доказательствами. Эти факты, я желал вкратце передать, чтобы показать тебе их важность, чтобы мы не могли быть принижены сверх меры в наше отсутствии (что иногда случается), через высокомерную глупость и злобные обвинения безбожных. Я послал тебе также копию Вероисповедания, которое ты можешь передать своим коллегам. Поскольку я считаю это делом великой важности, чтобы нас не могли отпугнуть от нашего дела, неясными слухами, которых никто не может удержать. В то же время я прошу тебя, чтобы ты принял на себя ответственность в передаче не только Вероисповедания, но и этого письма, каждому брату, или скорее чтобы ты сильно подчеркнул это, чтобы их успокоить, в своем письме. Прощайте; да наполнит вас Господь Иисус своим Духом, чтобы единым умом и сердцем вы могли простирать славу Его имени. - Ваш Кальвин.
|