Новости
Письмо Церкви Женевы (1538) |
Богословие - Труды Жана Кальвина |
Письмо утешения и совета адресованное церкви в Женеве, лишенной ее верного пастора - Свидетельства его невиновности - Уверенность в Боге - Вера в будущее. Страсбург, 1 Октября, 1538. Моим горячеё любимым братьям в нашем Господе, остаткам рассеяния Церкви Женевы. Милость Бога Отца, и благодать нашего Господа Иисуса Христа да приумножается для вас через общение Святого Духа. Братия мои, - Я сдерживал себя, чтобы не написать вам, до сего момента, в надежде, что письма нашего брата Фареля, который принял на себя обвинение за обоих, окажется достаточным; и также через это я бы удалил всякие основания, насколько это возможно, для неправильного понимания со стороны тех, кто этого ищет. То есть, чтобы они не могли оклеветать нас, утверждая, что мы намерены, притягивая вас ближе к себе, сохранить в вас некую степень приверженности к нам. Все же, я не смог удержаться от того, чтобы вам написать и уверить вас, о привязанности, которую я всегда питаю к вам, и о моем упоминании о вас в Господе, поскольку это мой долг; и этот страх не отвратит меня, как он отчасти сдерживал меня до сего момента, в виду того, что я хорошо понимаю, что оттенок, который может быть придан этому предлогу злонамеренными, от любви к злословию, будет найден совершенно пустячным и тщетным. Бог наш свидетель, и ваша совесть перед Его судом, что пока мы были в общении с вами, все наши усилия были направлены, чтобы содержать вас вместе в счастливом единении и согласии. Те кто, для создания и содержания фракций в разделении, отделились от нас, также привнесли разделение и в вашу Церковь, как и в город.
Различив источник этого бедствия с самого начала, мы преданно занялись, как перед лицом Бога, которому мы служим, применением лечения; таким образом, обращение к прошлому, избавляет нас от всех их наговоров. И если теперь, в таком общении с вами, мы предоставим вам некоторые хорошие причины, чтобы сохранить нас в вашей памяти, это не должно стать для нас упреком; поскольку наша совесть твердо уверенна в Боге, что через него мы были призваны к участию в этом служении среди вас. Поэтому людям это не под силу, разорвать такую связь; и как и в прошедшие времена мы были поддерживаемы, мы еще надеемся, что Господь покажет нам, как правильно поступить, чтобы не дать повода для беспокойств, и не представить какой-либо причины для разделения, кроме как с теми, которые столь тесно связаны вместе против Иисуса Христа и Его народа, что не могут вытерпеть никакого соглашения с Его служителями. Поскольку, если для этих людей даже благословенный Спаситель является позором и оскорблением, кем же должны быть мы, которые должны нести Его печать на наших душах и телах? Но наше утешение в том, что мы не даем им повода; так же как и наш царь Господин не пришел, чтобы бросать препятствия на пути людей, но чтобы быть путем, по которому все могут идти без преткновения. Чтобы продолжить, тогда, мои возлюбленные братья, для того рука Господа, как я это понимаю, постоянно простерта и что по Его праведному разрешению Дьявол постоянно старается рассеять Церковь, которая начала формироваться среди вас, и есть явная необходимость призвать вас к исполнению вашего долга. То есть, чтобы вы приняли во внимание и серьезно поразмыслили о том, что какой бы ни была извращенность воли, побуждающая к действию людей, которые так беспокоят вас и досаждают вам, нападки не столько исходят напрямую от них, как являются работой Сатаны, который использует их злобу, как свой инструмент, чтобы досадить вам. Это то, о чем Апостол учил в Слове увещевания, когда говорил, что мы сражаемся не против плоти и крови, то есть не против людей, но против сил господствующих в воздухе, и против князя тьмы. Если мы встанем на сражение только с людьми, думая только обрушить наше возмездие на них, и таким образом получим удовлетворение за обиды, которые они нам нанесли, это можно поставить под большое сомнение, сможем ли мы вообще побеждать пока держимся таких взглядов. Нет, это совершенно точно, что следуя такому методу, мы сами будем покорены Дьяволом. С другой стороны, если, избегая всех конфликтов с людьми, за исключением только тех, когда мы ограничены их противостоянием нам, подобно как они клеветники и Иисуса Христа, мы противостоим уловкам духовного врага, будучи снабжены броней, которой наш Господь облекает и усиливает Своих людей; тогда не должно быть страха, получим ли мы победу. Поэтому, мои братья, если вы ищете истинной победы, не противостойте злу насилием или ему подобным, но отложите все злые помыслы, будьте водимы единственно вашим рвением служить Богу, умеренному Его Духом в соответствии с заповедью Его Слова. К тому же вы должны принять во внимание, что все это не произошло таким образом без промысла Господа, который исполняет Свои цели даже посредством грешников, в соответствии со Своим благоволением. Теперь, вот эта мысль отвлечет вас от преследования ваших врагов, рассмотрите и загляните внутрь себя, и так поразмыслите, так что вы сможете признать, что вы очень даже заслужили, со своей стороны, получить такую кару, как наказание за нерадение, за презрение, или даже ваше беспечное пренебрежение Словом Божьим, которое есть среди вас; вашу леность в следовании ему, и воздаянии ему строгого повиновения. Поскольку вы не можете найти себе извинения в совершении множества ошибок; и как бы легко вы не думали об этом, чтобы оправдать себя, в некоторой степени, перед людьми. тем не менее перед Богом, ваша совесть должна все еще ощущать тяжесть и вину. Рабы Божьи настолько уничижали себя в своих несчастьях, что, так сказать, с какой бы стороны ни приходили их беды, они всегда обращали свои мысли к руке Божией и своим грехам, признавая причину бед возможной в самих себе, и предоставляли довольно причин, почему Господь должен дать им такие несчастья. Даниил хорошо понимал, что было упрямство царя Вавилона, в разрушении им и рассеянии народа Божия, просто для удовлетворения своей алчности, гордыни и жестокости; что была его нечестность и несправедливость в притеснении их. Все же, видение, что первопричина лежит полностью в них самих, подобно как Вавилоняне не могли ничего сделать против них, без позволения Господа, чтобы он мог следовать и должным образом соблюдать правильный порядок, Даниил начинает с исповедания своих собственных грехов, и затем таковых царей и людей Израиля. Если пророк смиряет себя подобным образом, задумайтесь, что у вас на то гораздо больше причин; и если это было необходимым для него, чтобы достичь благодати Божьей, то какой же недальновидной глупостью это будет для вас, стоять спокойно и заниматься обвинением ваших врагов, не признавая своих грехов, которые далеко превосходят, по всем статьям, таковые у святого провидца. И настолько, насколько это касается нас, если представиться любая возможность защитить наше дело против безбожных и клеветников, которые возложат на нас обвинения, я знаю, что не только наша совесть чиста для ответа перед Богом, но мы имеем также средства, чтобы очиститься в глазах всего мира. И этой уверенности, мы свидетельствуем, достаточно, когда мы требуем быть услышанными в нашей защите, и не только для этого, но и перед лицом наших обвинителей, в ответ на все, что бы они не возложили на нас. Человек должен иметь хорошее оправдание, когда он представляет себя в столь невыгодное положение, уступая во всем своим оппонентам, кроме добродетели своего дела. Так часто, как вопрос о сравнении повторяется перед Богом, я вовсе не сомневаюсь, что Он смиряет нас таким образом, чтобы дать нам понимание нашего невежества, нашей опрометчивости, и тех немощах, которыми со своей стороны, я поражен, и без труда признаюсь в них перед Церковью Господа. Делая так, мы не должны бояться, что, таким образом, мы дадим повод нашим врагам; поскольку Даниил не оправдал Навуходоносора, когда назвал грехи Израильтян причиной, по которой они были притесняемы при этом тиране, но скорее он смутил его, показав, что он был жезлом Божьего гнева, так же как и Дьявол и его мелкие сошки. И не имеется никакой опасности, что мы можем подвергнуть наше дело осуждению и стыду; поскольку, если мы представляем себя перед всеми Церквами, показываем снова и снова, что мы исполняем наш долг правильно и заслуживающим доверия образом; и если, все еще, день за днем мы готовы так делать, это не знак того, что мы таким образом дали возможность отнять или отторгнуть от нас что-либо; и если мы не можем помешать им бранить нас - в виду того, что некоторые из них движимы, не просто несдержанным нравом, но даже неуправляемой яростью, мы знаем данное нам обетование, что Господь сделает так, что наша невиновность взойдет как яркая утренняя звезда, и наша праведность будет сиять как Солнце. Мы можем смело уповать на это, когда существует возможность противостать нечестивым, и не смотря на это, чтобы мы сами были в состоянии ответить по самым высоким стандартам справедливости нашего Господа. В день нашего унижения и подавленности, Господь, тем не менее, не забудет нас, и дарует нам до полной меры утешение, чтобы поддержать и ободрить; и оно точно всегда готово и под рукой, тогда как Он сам сказал в Своем Писании истины, что наказания, которые Он посылает Своим друзьям, нужны для их благополучия и спасения, при условии, что они примут их с покорностью. Таким образом, мои возлюбленные братья, возвращайтесь всегда к этому утешению, что, хотя нечестивые стараются всеми своими силами разрушить вашу Церковь, и хотя ваши грехи и преступления заслуживают гораздо большего, чем вы можете даже перенести, все же, тем не менее, наш Господь позволяет быть такому выходу для исправлений, которые Он послал, поскольку они будут полезными для вашего спасения. Его гнев к Его Церкви, такой, как он есть, направлен только к приведению ее обратно к хорошему поведению, и является только на краткое мгновение, а затем проходит, как сказал пророк: Его милость на детях детей. Посмотрите на то, что делают ваши враги; вы с радостью обнаружите, что все их дела ведут к замешательству, и, не смотря на это, они довольно уверены, что они достигли высшей точки их предприятия. Поэтому не отвергайте вашего утешения, поскольку это угодно Господу принизить вас на время, видите, что это не более, чем то, о чем Писание предупреждало, что вам надлежит пройти, даже, что Он возвысит смиренных и отвергнутых, и вознесет их из пыли, нуждающихся Он поднимет и из навозной кучи; что тем, кто плачет и рыдает, он даст венец радости; что Он принесет свет, сидящим во тьме, и вознесет к новизне жизни, обитающих в долине смертной тени. Надейтесь, поэтому, что этот благодатный Бог явит такое избавление, что у вас будет хорошая причина возвеличивать и также прославлять Его снисходительность. Утешайтесь от этой благословенной надежды, укрепляйтесь также, чтобы вынести с терпением розгу исправления, до тех пор, пока это не будет Ему угодно провозгласить Себя милостивым, что, без всякого сомнения, не замедлит, при условии, что мы можем с желанием подчинить все водительству Его провидения, Он знает наилучшую возможность, и видит, в чем наше действительное преимущество, лучше, чем мы можем как-либо постичь. Превыше всего, замечайте, что вы бодрствуете в молитве; поскольку, если все ваши надежды покоятся на Боге, как и должны, есть хороший повод для выводов, что ваше сердце должно ежедневно возноситься к небесам, в призыве к Господу, и искренне молить о милости, которую вы надеетесь обрести в себе. Поймите, сверх того, что, если Он медлит даровать просимое Его детьми, и не сразу являет Себя во время нужды, для их избавления, это, в основном, потому, что Он желает взбудоражить их, и понудить их просить о Его милости, как бы уверены мы не были тщеславно хвалясь о том, что мы вверяемся Ему, это будет бесполезно, если мы не предоставляем никакого тому доказательства, прибегая к Нему, как к спасению в молитве. Кроме того, это дело опыта, что нет такой искренней горячности в укорененной привязанности и сердечности в наших молитвах, какие должны быть, за исключением тех времен, когда мы пребываем в молитвах постоянно. Я молю Господа всех утешений, укрепить вас и даровать вам терпение, так долго как Он желает испытать вас в этих невзгодах, и утвердить вас в надежде обетования, дарованного Им Своим слугам, сказано, что Он не будет испытывать их больше, чем они могут вынести, но вместе с бедами, Он возвеличит силу и даст успешный исход. Ваш брат и слуга в Господе, Жан Кальвин. |