КРАТКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ ВЕРЫ Жан Кальвин (1560)
Богословие - Исповедание веры

Calvin J. Tracts. Edinburgh,1844. V.2. P.130-134

Я исповедую, что есть один Бог, в Которого мы должны верить, поклоняться и служить Ему, и возлагать на Него все наши надежды и упование. И хотя Он имеет одну сущность, в Нем есть тем не менее Три Лица. А потому я ненавижу все ереси, осужденные первыми Вселенскими Соборами, включая Ефесский и Халкидонский, вместе со всеми заблуждениями, возрожденными Серветом и его последователями. Я исхожу из того, что в единой Сущности Бога есть Отец, Который от Вечности родил Свое Слово и никогда не имел в Себе Свой собственный Дух, и что Каждое из Сих Лиц имеет Свои особые свойства, но таким образом, что главенство Отца всегда остается незыблемым.

Я также исповедую, что Бог создал не только этот видимый мир, то есть небо и землю, и все, что содержится в них, но и невидимых духов, причем некоторые из них устояли остались в покорности Богу, а некоторые по своей злой воле восстали на Него себе на погибель. Я признаю, что это произошло в силу свободного избрания Бога, Который прежде возлюбил и принял некоторых из них в Своей благости, а оставшимся с Ним даровал силу и неколебимость. Соответственно я отвергаю и осуждаю ересь манихеев, считавших, что дьявол зол от природы и существовал изначально.

Я исповедую, что Бог однажды создал мир, чтобы быть его полновластным Правителем, и таким образом, что ничего не может совершиться без Его совета и провидения. И хотя сатане и нечестивым может быть позволено производить хаос, и даже верующие грешат и понимают это, я знаю, что Господь как всевластный Царь и Правитель всего творит добро из зла, и направляет все вещи своего рода тайными поводьями, достойным восхищения способом, который, поскольку мы не в силах его постигнуть, мы можем только чтить со всем смирением ума.

Я исповедую, что человек был создан по образу Божию, то есть наделенным полной неповрежденностью духа, воли, всех частей души, способностей и чувств, и что все наше растление и пороки, в которых мы погрязли, исходят только из одного, а именно - из Адама, общего отца всех людей, и его бунта, оторвавшего нас от Бога, Источника жизни и всех благ, и погрузившего в пучину невзгод. Это значит, что каждый из нас рождается зараженным первородным грехом, проклятым и осужденным Богом от материнского чрева, не за счет какой-либо вины, а просто из-за порочности, которая находится внутри нас, даже когда она не проявляется.

Я исповедую, что первородный грех включает в себя слепоту ума и порочность сердца, так что мы совершенно разорены и лишены всего, что относится к вечной жизни, и даже естественные дары в нас испорчены и развращены. Это значит, что в духовных вещах мы никоим образом не можем поступать правильно. Поэтому я протестую против тех, кто приписывает нам некоторую степень свободной воли, которой мы можем подготовить себя для получения благодати Божией, или же понудить себя сотрудничать с властью, которая дана нам Святым Духом.

Я исповедую, что в Своей бесконечной благости Бог даровал нам Иисуса Христа, чтобы вывести нас от смерти к жизни и восстановить все, что было потеряно для нас в Адаме, и что, соответственно, Тот, Кто является вечной Мудростью Бога Отца, Единосущный Ему, облекся нашей плотью, как Бог и человек в одном Лице. Поэтому я ненавижу все ереси, противоречащие этому принципу, как ереси Ария, Македония, Нестория, Евтихия и других, вместе с тем безумием, которое Сервет и Швенкфельд хотели бы возродить.

Я исповедую в отношении способа получения спасения, что Иисус Христос Своей смертью и Воскресением полностью выполнил все, что требовалось, чтобы изгладить наши преступления и примирить нас с нашим Богом и Отцом, и победил смерть и сатану, чтобы мы могли получить плод этой победы. Он получил Святого Духа без меры, и в меру Своего благоволения наделяет Духом Своих учеников.

Поэтому я признаю, что вся наша праведность, в которой мы приемлемы для Бога и в которой мы единственно можем приносить добро ближнему, состоит в прощении грехов, которое Он приобрел для нас, омыв нас в Своей Крови, и принеся жертву, которой Он умилостивил гнев Божий, возгоревшийся против нас. И я считаю невыносимой гордость тех, кто приписывает себе хотя бы крупицу тех заслуг, из которых может вытекать надежда на спасение.

Также тем самым я исповедую, что Иисус Христос не только оправдывает нас, покрывая все наши недостатки и грехи, но и освящает нас посредством своего Духа, так что эти две вещи - свободное прощение грехов и преображение к святой жизни - никоим образом не могут быть отделены друг от друга. Даже после того, как мы порвали с греховным миром, много примесей и очень много пороков остаются в нас, и благодаря этому даже те добрые дела, которые мы совершаем посредством Святого Духа, имеют некоторую грязь, налипшую на них. Поэтому мы всегда должны прибегать к свободно дарованной нам праведности, и к делу, которое Иисус Христос совершил ради нас, чтобы мы были приняты во имя Его и Бог не вменил нам в вину наши грехи.

Я исповедую, что мы стали причастниками Иисуса Христа, и всех Его благословений, через веру в Евангелие, которое мы имеем, то есть, когда мы по-настоящему и безусловно убеждены, что обетования, данные в нем, относятся к нам. Но так как все это превосходит наши возможности, я осознаю, что вера - это дар, полученный нами только через Духа Божия, и это особый дар, который дается только избранным, которых Бог прежде основания мира, без учета любых достоинств или добродетели в них, свободно предназначил наследовать спасение.

Я исповедую, что мы оправданы по вере, так как только через нее мы познаем Иисуса Христа-Посредника, Который дан нам Отцом, и опираемся на обетования Евангелия, в которых Бог провозглашает, что мы считаемся праведными, и свободно избавляет нас от всякой скверны, потому что наши грехи были омыты Кровью Его Сына. А потому я ненавижу бредни тех, кто стремится убедить нас, что важно только то, что праведность Бога есть в нас, и не ценит свободное вменение, верить в которое Писание обязывает нас.

Я исповедую, что вера дает нам доступ к Богу в молитве, и мы можем молиться с твердой уверенностью, что Он услышит нас, как обещал, и что Ему одному принадлежит честь быть Тем, в Ком через Его Жертву мы получаем все. И хотя мы, очевидно, недостойны пред Его величием, но если Иисус Христос есть наш Посредник и Ходатай, от нас не требуется ничего больше. Поэтому я терпеть не могу суеверия, которые придумали некоторые, обращение к святым, мужчинам и женщинам, как нашим своего рода защитникам пред Богом.

Я исповедую, что все правило нашей жизни и наставления в вере наиболее полно изложены в Священном Писании, к которому ничего нельзя без преступления добавить и от которого ничего нельзя отнять. Поэтому я ненавижу все людские вымыслы, которые многие хотят навязать нам как символы веры и обязать ими нашу совесть как законами и уставами. И таким образом я отвергаю вообще все, введенное в поклонение Богу без оснований, указанных в Слове Божием, как в случае с папскими церемониями. Короче говоря, я ненавижу тираническое иго не основанных на Писании установлений, с помощью которого угнетают убогие умы, каковы обязательная исповедь, целибат и многое другое.

Я исповедую, что Церковь должна подчиняться пастырям, которым вверено служение проповеди Слова Божия и совершения таинств, и для того, чтобы избежать путаницы, это служение не должно никем узурпироваться по своему усмотрению без законного избрания. И если кто-либо, призванный к этому служению, не проявляет должной верности в своем деле, он должен быть смещен. Ибо никакая власть в Церкви не должна господствовать над народом, поскольку согласно Слову Божию только Иисус Христос всегда остается Пастырем овец и единственным Господом Своей Церкви, и только Его должно слушать вполне. А поэтому то, что обычно называется иерархией, для Слова Божия есть дьявольская путаница, презренная для Бога, потому что она подвергает всю Христову Церковь насмешкам и презрению.

Я признаю, что наша немощь требует, чтобы к проповеди Слова были добавлены таинства, как печати, с помощью которых обетования Божьи запечатлены в наших сердцах, и что два таких таинства были установлены Самим Христом - Крещение и Вечеря Господня. Первое открывает нам вход в Церковь Божию, последнее сохраняет нас в ней. Паписты возомнили, что существует еще пять таинств; мы отвергаем это.

И хотя таинства есть средства, с помощью которых, если мы искренне прибегаем к ним, мы можем убедиться в надежности обетований Бога, я осознаю, что они будут бесполезны для нас, если Святой Дух не сделает их действенными инструментами, чтобы через них наша уверенность, обычно возлагаемая на тварь, была сосредоточена на Боге. Более того, я признаю, что таинства будут испорчены и извращены, если их единственной целью не считается заставить нас смотреть на Христа как на Того, Кто единственно необходим для нашего спасения, и всякий раз, когда они используются для каких-либо других целей, наша вера в них извращается.

Кроме того, поскольку обетование усыновления достигает также детей верующих, я признаю, что таковые дети должны быть приняты в Церковь через крещение, и в этом вопросе я ненавижу бредни анабаптистов.

В отношении Вечери Господней я исповедую, что это свидетельство нашего союза со Христом, так как Он не только умер однажды и воскрес для нас, но и по-настоящему питает нас Своей плотью и кровью, так что мы с Ним одно, и Его жизнь является нашим достоянием. Ибо хотя Он и пребывает на небесах, пока Он не пришел судить мир, я верю, что Он, через тайное и непостижимое действие Своего Духа, животворит наши души самой сущностью Своего Тела и Крови.

Я исповедую также, что как в Вечерю, так и в Крещение Бог действенно вкладывает все, что Он обозначает через них, но нам для принятия этих великих благ необходимы Слово и знаки. Поэтому я ненавижу насилие и извращение папистов, которые лишили таинства их важнейших частей и разрушили доктрину, которая учит нас извлекать из них настоящую пользу, превратив их почти что в магию.

Я признаю, что вода действительно свидетельствует нам в крещении об истинном присутствии с нами Крови Иисуса Христа, и Святого Духа; и что в Вечере Господней хлеб и вино есть знаки истинного обетования, так что мы духовно питаемся телом и кровью Христа. И таким образом соединяются знаки нашего достояния и плоды того, что в нем предложено нам. Кроме того, зная, что святая Вечеря, как она установлена Иисусом Христом, есть для нас священное сокровище бесконечной ценности, я отвергаю как недопустимое и мерзкое святотатство мессу, опрокидывающую все цели того, что Христос оставил нам, заявлением, что это жертва, приносимая за живых и мертвых, а также во всех других вещах, которые диаметрально противоположны чистоте таинства Вечери.

Я исповедую, что Бог мира заповедовал законы и государственное устройство, чтобы обуздывать распущенное поведение людей, и что с этой целью Он создал королевства, княжества и магистраты, и все, что относится к гражданской юрисдикции, и если Он является Автором этих вещей, мы должны подчиняться установленным Им властям для нашего же блага, и чтить правителей как наместников и слуг Бога, назначенных Им для исполнения законных и святых служений. И поэтому я также признаю, что мы обязаны подчиняться их законам и уставам, платить установленные налоги и тому подобные вещи, и нести это иго добросовестно и охотно, с тем лишь исключением, что власть Бога как Царя государей и князей должна всегда оставаться целой и неповрежденной.