Для чего современным христианам необходимо изучать Богословие. Фокин М.Н.
Богословие - Статьи

 

 А какая польза от богословия? Что я буду иметь в результате потраченного времени на его изучение?
 
Алистер Мак-Грат, известный современный теолог, выражает свое отношение к Богословию и показывает нынешнее состояния церкви Америки; он говорит:

«…изучение христианского богословия будет продолжать играть ключевую роль в современной интеллектуальной культуре. Оно по-прежнему имеет первостепенное значение для всех, кто хочет понять основные вопросы европейской Реформации, а также многие другие периоды истории человечества. … И все же, большая часть духовенства, не говоря уже о мирянах, отказалась от чтения богословской литературы. Я, как профессиональный преподаватель христианского богословия в Оксфордском университете, с болью осознаю, что энтузиазм к чтению такой литературы достаточно редко встречается и среди университетских и семинарских студентов богословия. Как человека, который верит в то, что христианское богословие является одним из наиболее полезных и поистине волнующих предметов, которые только можно изучать создавшаяся ситуация меня всегда беспокоила и ставила передо мной вопрос, можно ли что-нибудь предпринять в данном направлении…».

В свою очередь мы, пасторы и служители Реформатских церквей, живя и трудясь в России, наблюдаем в среде протестантских кругов такую же не утешительную картину, которая не может оставить нас равнодушными и бездейственными.
Современный христианин в большей мере ориентирован на практическую проповедь. Он все чаще спрашивает: «А какая польза от богословия, что я буду иметь в результате потраченного времени на его изучение?».
Пользу, которую христианин получает от живого, глубокого изучения Богословия невозможно потрогать руками или взвесить на весах. Но мы убеждены в том, что эта польза колоссальна, ее невозможно переоценить. Она настолько больше и реальнее любой видимой, временной, практической выгоды, на сколько невидимое превосходит видимое.
Апостол Павел говорит:

Евр.11:3 Верою познаём, что веки (мир, вселенная) устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое.

2 Кор. 4:18 «… мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно».

Душа человека тоже невидима, и заботу о ней нам следует проявлять куда больше, чем о временной практической выгоде.

Вспомним слова Господа нашего Иисуса Христа:

Mрк. 8:36 Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?
Практические проповеди, конечно же, важны, и без них нам не обойтись.
Но если мы будем охвачены только одним земным, потребительским интересом с целью получить от Бога здесь и сейчас какую-то временную практическую выгоду, мы обязательно повредим наши души.
И если умы пасторов и прихожан заняты только земным и временным, а областью богословия пренебрегают, и она пущена на самотек, в церковь подобно змеям незаметно, ища себе гнездо, неминуемо вползут пагубные для драгоценных человеческих душ ереси.
Мартин Лютер, понимая ценность человеческих душ и остро осознавая пагубность ереси, всячески защищал от ее яда вверенную ему Церковь. Он утверждал:
«Ересь страшней убийства. Так как убийца губит тело, а ересь душу».
Как болезнь поражает и повреждает тело – так ересь душу. Если мы понимаем, что самой драгоценной составляющей в человеческом естестве является невидимая душа, то мы разумно будем проявлять заботу о наших душах более, чем о телах и временных обстоятельствах нашего странствие на этой земле.
Поэтому будем изучать Слово Божие, которое является хлебом для наших душ и пользоваться богословскими трудами, как инструментами для постижения Священного Писания, чтобы уберечь наши драгоценные души от яда ересей.
К сожалению, современные пасторы крайне редко проявляют интерес к богословию, многие заняты бизнесом, сетевым маркетингом, или какой-то религиозной рутиной, а в оставшееся время дерзко берутся толковать Писания самостоятельно, не удосужившись сверить свои толкования с богатым опытом богословов прошлого.
Чаще всего пасторы и лидеры церквей не знакомы даже с названиями исторических протестантских символов веры, не говоря уже о содержании. Другие напрочь отвергают все исторические символы веры прошлого, похваляясь тем, что они ревностно проповедуют одну лишь Библию.

Преступное пренебрежение богословием в наши дни приводит к проникновению в современные евангельские церкви даже таких страшных ересей, как отвержение Библейского учения о Святой Троице и учения о греховной плоти Христа.
Отказавшись от богатого богословского наследия прошлых христианских поколений, современные пасторы пишут книги, в которых вы можете познакомиться с их современным богословским творчеством, где « Бог» «получает приказ от времени» , имеет двух отцов и является по природе «мужчиной, смешанным с женщиной» , а при воплощении облекся греховной человеческой плотью, но при этом схоронил святую кровь. Так же в их трудах вы найдете подробные рекомендации как получить «помазание единорога» или, как «высвободить из себя льва».

Книги с подобными идеями являются сегодня самыми покупаемыми и читаемыми в среде тех, кто называют себя протестантами или евангельскими верующими, но, как правило, этим верующим совершенно неинтересно знать, кем были и во что верили первые протестанты.

Однажды беседуя с одним пастором, я был весьма удивлен тем, что в его представлении Мартин Лютер был черным африканцем , и в связи с этим ему было совершенно неинтересно, чему учил великий реформатор. Имея такой уровень теологической подготовки, он мог долгое время быть и оставаться пастором Церкви.

Встречаясь с подобными людьми, создается впечатление, что церковь начала свое существование с обращения этих людей в веру или в лучшем случае с появления их конфессии. Подобного взгляда во втором веке придерживался еретик Маркион, он считал, что христианство не имело ни какой связи с иудейским прошлым, но упало с неба внезапно, чудесным образом.

Отвергая опыт прошлых поколений, мы становимся на путь, который неминуемо еще приведет к различным заблуждениям.
Реформатский теолог Л. Беркхов весьма точно отметил, что история христианства никак не является тем, чем мы можем безнаказанно позволить себе пренебречь, он говорит:

«Ограничительные и дорожные знаки прошлого не учитывались, и старые ереси, давно осужденные Церковью, постоянно повторялись и представлялись новыми открытиями. Уроки прошлого были в пренебрежении, и многим кажется, что они сами в одиночку должны вести борьбу, как если бы почти ничего не было уже совершено в прошлом. Конечно, богослов должен принимать во внимание современное положение в религиозном мире и всегда заново изучать истину, но он не может безнаказанно пренебрегать уроками прошлого». (Л. Беркхов )

Сегодня нам нужны учители. Мы также нуждаемся в помощи тех, кто толковал Писание в прошлом. Чарльз Сперджен, проповедник, живший в XIX веке, дал своим студентам мудрый совет:
"Вы, конечно, не станете полагать или утверждать, что осведомлены столь хорошо, что можете толковать Писание, обходясь без трудов богословов и ученых мужей прошлого... Странно, что некоторые люди, так много говорящие о том, что Святой Дух открывает им, размышляют так мало над тем, что Он открыл другим... Если бы те, кто заблуждается, составили себе некое понятие о взглядах исполинов богословской мысли прошлого, то многие нелепые объяснения и необоснованные выводы никогда не зародились бы в их мыслях" ("Искусство толкования и библейские комментарии", Гранд-Рапидс, 1854г., с. 1).

Церкви, имеющие в своем арсенале, кроме Библии, еще и теологически точные исповедания и символы веры первых вселенских соборов, которые, основываясь на Священном Писании, наилучшим образом говорят о природе Бога, ограждены от многих ересей. При условии, что документы веры не лежат на пыльной полке, а активно и живо преподаются в церкви.
Например, из одного раннего исповедания веры Реформатской церкви, написанном в XVI веке, а именно во Втором Гельветическом Исповедании, мы узнаем, как первые протестанты, отстаивающие авторитет Священного Писания, относились к богословию прошлых поколений. В нем говорится о том, каким образом христиане должны относиться к постановлениям соборов, которые не противоречат Священным Писаниям. Вот отрывок из этого исповедания веры:

«Мы искренне верим, свободно и открыто признаем все, что было определено из Святого Писания относительно таинства воплощения Господа нашего Иисуса Христа и включено в Символы веры и постановления первых четырех самых прекрасных Соборов – в Никее, Константинополе, Ефесе и Халкидоне – вместе с Афанасьевским Символом веры и подобными ему, осуждая все, что противоречит этому.
Таким образом, мы сохраняем крепкую христианскую Кафолическую веру, цельную и неприкосновенную, зная, что нет ничего в вышеуказанных Символах веры, что противоречило бы Слову Божьему и не служило бы целиком для искреннего заявления веры» .

Такие выдающиеся и центральные фигуры реформации XVI века, как Лютер, Цвингли, Кальвин и их последователи, считая Св. Писание судьей богословия, все же весьма часто обращались к Отцам Церкви, как надежным толкователям Писания.
Те же, кто пытаются познать Бога по принципу: «Я, только Библия и Святой Дух», отбрасывая ценнейший опыт Отцов Церкви и деятелей реформации, чаще всего в своей гордыне создают и разделяют различные заблуждения.
О них Писание говорит:

« неопытные идут вперед, и наказываются». Пр.22:3.

Мы всегда должны остерегаться тех, кто проповедует свой жизненный личный опыт и утверждает, что не нуждается в богословском образовании.

Ведущий Реформатский богослов Р.Ч.Спрол весьма точно выразил истинное понимания принципа только Писание:

« … ярые сторонники Sola Scriptura(Только Писание) на протяжении всей истории церкви питали огромное уважение к историческим символам веры. Они не считают символы веры непогрешимыми, однако относятся к ним с величайшим почтением.
Лично я дрожу от страха при мысли о том, чтобы пойти против объединенного и сильного свидетельства исторической веры... »

В смирении мы должны понимать, что истина дается Богом не одному человеку, а всей вселенской Церкви. К нам должно прийти понимание, что Дух Святой постепенно руководил Церковью в истолковании истины, как она открывается в Слове Божием.

Реформаторы никогда не ставили свое личное суждение над коллективным суждением церкви, как многим кажется. Об этом хорошо сказал Алистер Мак-Грат в своей книге «Богословская мысль реформации»:

«Реформаторы боролись с доктринальным вырождением средних веков путем обращения к коллективному суждению патристической эры, они лишь восстанавливали коллективное суждение до прежнего состояния.
Радикалы (фанатики), однако, совсем не признавали свидетельство Отцов Церкви»
Будем же помнить, что быть членом поместной церкви и регулярно слушать проповеди из уст своего пастора – полезно и крайне необходимо, но не достаточно. Узкое понимание учительства, как интерпретации Библии только поместным пастором, в отрыве от исторической Церковной традиции, приводит к различным заблуждениям и все большему и большему разномыслию, конфессиональному дроблению церкви.
Духовные наставники прошлого даны нам милостиво Богом, как драгоценные дары, для укрепления всего вселенского тела Христова.
В заключении хочу привести цитату Карла Барта, который чрезвычайно точно выразил эту идею:
«Нельзя быть в Церкви, не относясь к богословию прошлого так же ответственно, как к богословию настоящего. Августин, Фома Аквинский, Лютер и все остальные продолжают жить. Они все еще обращаются к нам и требуют нашего внимания как живые голоса, и это так же неоспоримо как то, что мы принадлежим к одной церкви».
Фокин М.Н.