ВЕЧНЫЙ СОЮЗ ЖИЗНИ Гилберт Биб (1856)
Богословие - Статьи

 

В ходе последних дискуссий о вечном жизненном союзе или вечных взаимоотношениях Христа и Его Церкви, которые так взволновали наш возлюбленный Сион, оказалось, что у некоторых братьев нет достаточно четких и ясных позиций, заявлений и аргументов, которые требует важность этой темы. Все наши проповеди, письма и беседы о спасении по благодати, безусловно, должны быть такими, чтобы они были поучительны и полезны для святых. Дети и младенцы в Царстве Господа нашего имеют вкус к истине, данной в Иисусе, насколько они знают Его. Они жаждут чистого словесного молока, чтобы возрастать во спасении. Поэтому учение нашего Спасителя и Бога должно быть явлено в простоте евангельской, а не в духе тщеславия или стремления господствовать.

Что касается вечного жизненного союза Господа нашего Иисуса Христа и Его благословенной Церкви, то об этом было сказано много такого, что, несомненно, было темным и бессмысленным, и не приходится сомневаться, что многие из тех, кто утверждают, что они здравы в вере, и которые здраво мыслят во многих других вопросах, совершают грубые ошибки в отношении характера, происхождения и вечности этого союза; им кажется, что они выступают против этого учения, тогда как на самом деле они просто иначе понимают ту же истину. Например, когда мы говорим о вечном союзе, некоторые нас просто не понимают; им кажется, что можно говорить лишь о проявлении этого союза, которое христиане чувствуют и понимают на опыте, когда они переходят из смерти в жизнь. Следовательно, этот союз может рассматриваться как вечный только в будущем, и люди возражают против идеи реального союза, существующего между Вечным Христом, Главой Церкви, и Его народом, как членами Его Тела. Мы согласны с утверждением тех, кто считает, что дети Бога, рожденные от Него, на опыте обретают примирение с Богом во Христе, когда Он является в них как упование славы. Но наше знание, опыт и осуществление жизненного союза со Христом возможны лишь благодаря вечной цели и постановлению Бога, Который избрал нас во Христе Иисусе до основания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви. Бог изначально предопределил нас быть подобными образу Сына Его, дабы Он был первородным между многими братьями.

Должно знать, что этот вечный союз есть именно союз жизни, а не просто проявление вечной жизни в тех, кого Бог предопределил к усыновлению во Иисусе Христе по Своему благоволению, ибо во многих это еще не совершилось. Иными словами, мы надеемся, что есть многие, кто сейчас является врагом Бога по своим преступлениям, а другие еще не родились, и тем не менее в тех и других Бог еще явит богатство благодати Своей через Своего Сына, давая им опыт обретения этого жизненного союза. Духовная жизнь Церкви только одна, и это жизнь вечная. Иисус говорит о Своих овцах: Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек. Иоанн говорит: свидетельство сие в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Не сказано, что это множество жизней. Жизнь, уделенная Церкви, единственная, и это жизнь, которую Он дал нам в Сыне, и о которой сказано, что она сокрыта со Христом в Боге, и когда Тот, Кто есть наша жизнь, явится, мы явимся вместе с Ним во славе. Жизнь во Христе одна, и она достаточна, ибо есть лишь одно Тело и один Дух, и мы призваны к одной надежде. Какая польза была бы от более чем одного Тела и одной жизни? Мы уверены, что для всех святых очевидны две вещи: во-первых, что эта жизнь единственна, а во-вторых, что она вечна. Ни с тем, ни с другим не поспоришь. Только Христос есть наша Жизнь, ибо Он один имеет бессмертие и жизнь вечную, и только в Нем жизнь и нетление Его Церкви, которая есть Его Тело, и Его полнота, наполняющая все во всем.

Из двух этих утверждений несомненно следует третье, а именно, что вечный жизненный союз Христа и Его Церкви есть та жизнь вечная, которая, как говорит Иоанн, была у Отца и явилась нам в Том, Кто есть Слово Жизни (1 Иоан.1.1-2), и о Ком сказано: Сей есть истинный Бог и Жизнь вечная (1 Иоан.5.20). Прежде чем идти дальше и показать это, сделаем паузу, чтобы понять, каким образом кто-либо из наших читателей может иметь какое-либо знание или идею об этом вечном жизненном союзе, существующем между Христом и Его Церковью, если не через сам этот союз. Может ли эта вечная, духовная бессмертная жизнь быть доведена до нас или опытно познана иначе, чем через сам этот постигаемый на опыте союз между Богом и Его народом? Конечно, нет. Каждое чадо Божие с готовностью признает это; и как только мы рождаемся свыше, и в этом новом рождении становимся блаженными причастниками этой бессмертной жизни, эта связь с Богом рождает в нас крик: Авва, Отче, и разве не благодаря ей же мы приветствуем других членов Тела Христа, как наших братьев и сестер в Господе? Это реальная жизнь, и если союз не содержит ее, а является лишь номинальным, он не принесет нам никакой пользы.

Тем не менее иногда нам говорят, что этот вечный союз, хотя он на самом деле объемлет Церковь, тем не менее не может быть познан на опыте. Посмотрим, так ли это. Мы сказали, что вечный жизненный союз включает в себя вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам. Теперь мы спросим: когда и где это произошло, и как вечная жизнь была уделена святым? Посмотрим, что сказано: «Свидетельство сие в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына Божия имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни» (1 Иоан.5.11-12). Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Кто благословил нас всяким духовным благословением! Откуда? С Небес. В Ком? В Иисусе Христе. Как? Так как Он избрал нас в Нем. Когда? До сотворения мира. Зачем? Чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви (Еф.1.3-4). Это свидетельство, которое неопровержимо. Не сказано, что жизнь Христа предназначена для нас или поставлена нам как цель, но сказано: свидетельство того, что Бог даровал нам жизнь вечную. Либо истина состоит в том, что вечная жизнь дана нам от Бога, либо нет никакого свидетельства истины.

Но мы слышим возражения: разве вечная жизнь не является нашей целью? Будьте осторожны к тем, кто делает подобные придирки. Либо это фактически дано нам, либо не дано во Иисусе Христе прежде вековых времен, а лишь может быть передано нам. Мы сказали, что реальность чего-либо предполагает, что это уже есть. И мы спрашиваем: разве будет более достойным Бога дать нам лишь как цель то, что уже дано как дар? Очевидно, что многие хотят отклонить силу Божия свидетельства и именно для этого выдумывают придирки. Еще раз скажем: мы в достаточной мере убеждены, что истина, вечная жизнь и бессмертие Церкви Божией даны ей в Иисусе Христе, как ее Главе, до основания мира. Могли ли мы получить этот дар во Христе до основания мира, если бы Христос не был Посредником по отношению к нам с самого начала? Очевидно, нет. Может ли вечная жизнь быть дана нам в Иисусе Христе прежде вековых времен таким образом, чтобы мы не имели удела в Нем прежде нашего возрождения во времени? Мы думаем, что на этот вопрос никто не ответит утвердительно. Но все еще может возникнуть вопрос, как и в каком смысле мы можем быть освящены во Христе Иисусе прежде основания мира? Поскольку семя Авраама существовало в нем до того, как мы родились во времени, в нем Бог даровал его потомству землю Ханаанскую прежде, чем оно родилось. Бог нарек Авраама отцом множества народов прежде, чем возникли эти народы. И Адам нарек своей жене имя Ева, ибо она стала матерью всех живущих, прежде, чем родился кто-либо из ее детей. Так и жизнь всех потомков Авраама была в нем, как в их отце, и среди них были также люди, которые были лично призваны Богом, как Левий, который получил удел Мелхиседека от своего прадеда – Авраама. Если бы жизнь всего человеческого рода не пребывала в Адаме, каким образом все поколения и роды рассматривались бы как его потомки? Бог благословил Адама и сказал: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. В этом Адам прообразовал Того, Кому надлежало прийти, то есть Христа. И в завете с Авраамом Бог сказал: истинно благословляя благословлю тебя и умножая умножу тебя. Жизнь, которую Бог даровал нам как общую со всем остальным человечеством, является земной, естественной и смертной, но жизнь, которую Он дал нам в Сыне, есть небесная, духовная и бессмертная. В первом случае мы связаны с землей, которая является нашей матерью и в которую мы однажды возвратимся, но во втором мы связаны с Богом, Небом и бессмертной славой, в которую мы будем призваны в конце вместе со всеми детьми Божьими. Наше природное рождение не делает нас сыновьями и дочерьми Адама, но мы сотворены как его потомки, и наше естественное рождение есть его проявление. Точно так же в нас проявляется жизнь, которая дана нам во Христе и делает нас детьми Божьими.

Как понимают наш жизненный союз и отношение ко Христу те братья, которые возражают против нашего мнения? Они говорят, что когда грешник возрождается и получает в духовном рождении новую жизнь, он тем самым примиряется с Богом, обретает любовь к Нему и Его Слову, Его закону и Его народу; получает от Бога новое сердце и новый дух, который вкладывается в него и связывает его со святыми в единстве духа и союзе мира. С этим мы от всего сердца согласны, ибо это истина; но мы убеждены, что все эти духовные блага жизни, любви, радости, единства, братства и Духа даны нам во Христе потому, что прежде мы были избраны в Нем прежде создания мира, как сказано в Еф.1.3-4. Большинство согласится с нами в том, что нет такого духовного благословения нового рождения, которое не было бы дано во Христе, то есть до начала мира. Все эти блага реальны, и во Христе они принадлежали нам как дар Отца задолго до того, как мы получили опытное знание о них. Хотя в нашей ветхой земной природе мы были мертвы ко всем духовным вещам и лишены духовной и бессмертной жизни, и не имели ничего подобного союзу со Христом, и были врагами Бога по своим злым делам и по природе были чадами гнева, как и другие, это не имело отношения к тем вещам, которые существовали до того, как нам было возвещено о них и мы узнали об этом. Жизнь, которую сообщило нам новое рождение, была поистине вечной жизнью от Отца, сокрытой со Христом в Боге. Как и все блага, данные от Бога, союз со Христом, сыновство и право наследия столь же вечны, как и жизнь, которая их объемлет. Следовательно, эта жизнь, которую мы постигаем на опыте, на опыте же приводит нас к союзу и общению с Отцом в Его Сыне Иисусе Христе, и она обладала благодатными свойствами и тогда, когда мы ничего не знали о ней.

Какой славной и возвышающей Бога и смиряющей тварь является библейская доктрина вечного жизненного союза! Христос и Его Церковь едины, как и Он Сам един с вечным Отцом. Как Отец со всей полноте Божества, обитает телесно во Христе, так и Христос во всей славе Своей Божественной природы и посредничества обитает в Его Церкви. Кто дерзнет сказать, что Отец любит Сына только в перспективе, только как цель, если Христос возвещает миру о том, что Отец любит Его народ, как Он любит Его Самого до основания мира? Если Христос есть Первенец среди многих братьев и сестер, и все члены Его Тела предопределены быть подобными образу Сына, то это не началось с Его появления в нашем мире. То, что определяет наше отношение к Богу, как Его детей во Христе, не началось с нашего земного существования в Адаме. «А как дети причастны плоти и крови, так и Он воспринял оные» (Евр.2.14). В этой плоти Он претерпел смерть, и затем воскрес из мертвых, и вознесся на Небо, и потому наше смертное тело должно умереть и возвратиться в прах, и быть поднятым из могилы в последний день, изменившись сообразно славному телу Его, став духовным, славным и бессмертным действием Духа Того, Кто воскресил Иисуса из мертвых, Духа, Который обитает в Его возрожденных детях, которые ныне пребывают в ожидании принятия, то есть искупления тела нашего, ибо. Тот, Кто воскресил Христа из мертвых оживит и наши смертные тела Духом Своим, живущим в нас. Если же мы Духа Христова не имеем, то мы и не Его, но если у нас есть Дух, то мы в Нем, и Он есть наша Жизнь, ибо Его Дух есть Дух жизни, и это есть истинный Бог и жизнь вечная. Дорогие братья, знаем ли мы, каковы мы должны быть во всяком благочестии и святой жизни? Что такое земля по сравнению с Небом? Что стоит все земное в сравнении с тою славою, которая должна открыться в нас? Наши скорби, которые мы претерпеваем лишь мгновения, производят в нас работу, ведущую ко всепревосходящей вечной славе. Мы взираем не на видимое, но на невидимое, не на то, что временно, но на то, что вечно.