Новости
Обычная Христианская Жизнь. Майкл Хортон (Michael Horton). |
Богословие - Статьи |
//Профессор Михаэль Хортон преподаёт Систематическую Теологию и Апологетику в Вестминстерской семинарии в Калифорнии. Он является автором книги «Теология Пилигрима: Основные Доктрины для Наставления в Христианстве».// Радикальное. Эпичное. Революционное. Трансформирующее. Впечатляющее. Изменяющее жизнь. Самое лучшее. Экстремальное. Альтернативное. Инновационное. Идущее в разрез со всем остальным. Следующий шаг. Прорыв. И так далее, и тому подобное. Вы сами можете многое добавить к этому списку фраз и слов, которые, как это ни забавно, уже давно стали частью обычной беседы в обществе и в современной церкви. Многие из нас уже настолько привыкли к ним, что они стали просто частью общего звукового фона. И хотя все уже устали от рекламы, мы всегда готовы перенести свой опыт на «совершенно новый уровень». Обычное — это слово стало самым заброшенным в нашем словаре. Кто захочет наклейку на бампер, которая будет гласить, что его или её ребёнок является самым обычным школьником? Кто хочет быть обычным человеком, жить в обычном городе, быть обычным членом обычной церкви, иметь обычных друзей и работать на обычной работе? Ну уж нет! Наша жизнь должна отличаться! Мы должны оставить след в истории, оставить потомкам память о себе, что-то изменить в этом мире! Мы должны быть радикальными учениками, поднять нашу веру на совершенно новый уровень! И всё это должно как-то управляться, измеряться и поддерживаться. Мы должны жить напоказ как страничка в Фейсбуке. Но я вижу, что люди уже не хотят быть такими неугомонными. Многие устали от этих бесконечных призывов к радикальным переменам и использовании новых схем по их достижению. Они уже не так уверены, что хотят «зацепиться за поручень уходящего поезда» или «озарить новые пути к величию». Вот что Роб Дрейер написал по этому поводу: «Обыденность — это проблема. Легко думать о том, что бы ты делал во время войны или урагана. Как бы ты провёл отпуск в Париже, или что было бы, если бы победил «твой» кандидат в президенты, или если бы ты выиграл в лотерею и купил давно желанную вещь. Гораздо труднее понять, как прожить обычный день и при этом не впасть в отчаяние». Так в книге о своей сестре - «Маленькие шажки Руфь Леминг», Дрейер рассказывает о всё возрастающем чувстве усталости от экстраординарного. Жажда чего-то большего. Я уверен, что одной из причин, по которой мы так одержимы стремлением быть необычными, является культура релятивизма, которая и сформировала современный американский протестантизм. Особенно повлиял на этот процесс известный евангелист Чальз Финней (1792-1875). Релятивизм использовал человекоцентричную теологию и нашёл подходящие ей методы распространения. Поручая дело спасение напрямую человеку, евангелисту нужны были «новые средства, способные симулировать покаяние». Как это отметил Ричард Хофстадтер: «Идея о так называемых «людях — звёздах» была придумана не в Голливуде, а в шатрах, используемых для евангелизационных компаний». Внимания там было направлено не на Евангелие и Божьи средства благодати, а на евангелиста и его методы создания «пробуждения». За этим всем стояла идея о том, что послание и методы, данные нам Христом, слишком слабы, слишком обыкновенны. Важно не то, что происходит дома и в церкви в течении целой недели. Важен лишь день, когда в город пришло пробуждение и вы, как говорила моя бабушка, «получили спасение в Божьей славе». Современник Финнея, реформатский пастор Джон Невин противопоставлял этой системе «призыва покаяться у алтаря» систему «катехизиса»: «Старая добрая пресвитерианская традиция, в которой я был рождён, основывалась на идее о принадлежности к семье людей находящихся в завете с Богом, о членстве в церкви после крещения, и о последующем обучении новообращённых, без которого нельзя было подойти к причастию. Короче говоря, всё основывалось на теории о религии созидающей нас через таинства и учение». Эти две системы, по мнению Невина основывались на разных теориях о сути религии, что, в последствии, мы все и увидели в реальности. Ближе к концу своего служения, Финней, размышляя о состоянии многих из тех, кто прошёл через его служение пробуждения, он задавался вопросом, не может ли это постоянное стремление ко все большим духовным переживаниям привести к духовному истощению. И его беспокойство было хорошо объяснимо. Там где его служение пробуждения были особенно многочисленны, получалось то, что историки называют «выгоревшим до тла участком». Те места были полны разочарованных людей и многочисленных эзотерических сект. С тех пор ничего не поменялось, после евангельских «пробуждений» приходит разочарование, а не постепенное возрастание людей во Христе через участие в обычной жизни общества завета. Если заменить постепенное возрастание во Христе на радикальные переживания, то не удивительно, что многие постоянно жаждут чего-то большего, так как последние экстатические переживания постепенно забываются. В течении моей жизни я был свидетелем и участником целого парада радикальных течений. И даже сейчас, по словам журнала «Тайм», на первый план выходит новомодное учение — «Новый Кальвинизм». У его участников также есть слоган: «Молодой, Неугомонный, Реформированный». Но их молодость и неугомонность скорее всего искоробит реформатскую веру. К примеру, мою дети, когда они пытались рыбачить, были очень нетерпеливы. Они не могли ничего поймать, потому что постоянно дёргали леску, чтобы посмотреть, нет ли там чего. Потом они хотели сажать клубнику вместе с моей женой, но их интерес быстро угас, когда они не увидели плодов спустя несколько дней. Быть молодыми и значит быть неугомонными, то есть постоянно хотеть чего-то сразу и руководствоваться лишь эгоистическими импульсами. Но Новый Завет неоднократно призывает нас взрослеть, мужать и отказаться от ребячества. Мы призваны подчиняться старшим, принимать мудрость накопленную годами и поколениями людей и понимать, что не всегда есть ответы на все вопросы. Мы не звёзды в своих фильмах. И если вся жизнь церкви будет организована молодёжью и для молодёжи — она никогда не повзрослеет. Так что, в некотором смысле, причиной нашей неугомонности и нетерпеливости по отношению к обыкновенному является не только культура, но и церковь, принявшая общую культуру как образец для подражания. Обновлённое уважение к обыкновенному. Первое и самое главное, любое обновление уважения к обычному начинается с Бога. Конечно же Бога нельзя назвать обычным, но Ему угодно совершать Свои дела обычными путями. Наш триединый Бог может всё сделать Сам, не используя какие-либо средства или посредников. Так, например свет появился тогда, когда Он повелел ему появиться (Быт. 1:3). Но растениям Он повелел не возникнуть, а вырасти из земли, что они и сделали (Быт. 1:12). Он также остаётся настоящим источником всего, когда созидает через творение, как и тогда, когда повелевает чему-либо произойти напрямую. Провидение Божье должно изумлять нас даже тогда, когда Он совершает Свои дела привычным нам образом. Что может быть более естественным [и, в тоже время, удивительным] для нас, чем рождение ребёнка? Не обязательно быть свидетелем чуда, чтобы изумляться Божьим делам. Даже обыкновенные Божьи дела ошеломительны сами по себе. Так, например, хотя пророки и апостолы были призваны к необыкновенному служению, они были обычными людьми и доносили до нас Божьи слова, используя обыкновенный человеческий язык. Эту удивительное использование обычного можно увидеть в воплощении Иисуса. Принятие Богом человеческого естества в чреве девы Марии — это удивительное и чудесное вмешательство Бога в историю человечества. Но принял Он эту плоть самым обычным образом — через 9 месяцев беременности и самые обыкновенные роды. Он даже рос и учился, получая знания самым обычным образом: «Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лк. 2:52). В дополнение к этому можно сказать, что удивительное рождение свыше приходит к нам, конечно же, от Бога, но средством к этому единству со Христом выступает обыкновенная проповедь Евангелия. Некоторые люди обращаются очень неожиданно, другие же постепенно возрастают в вере. В любом случае, это всё совершается чудодейственной силой Божьей через обычные средства благодати. Во всём этом Бог является действующей силой, даже если видимые действия производят Его творения. Мы не приходим к Богу, это Он снисходит к нам и приносит нам Свою благодать через такие слова и дела, которые мы способны понять. Обычное не значит посредственное. Великие атлеты, архитекторы, гуманитарии и артисты могут поручиться, что для отличного результата надо уделять много времени и сил каждодневной практике или тренировке навыков. Но даже если мы не стоим в первых рядах в наших профессиях, достаточно просто понимать, что мы призваны Богом быть верными в этом призвании. Мы должны взирать с верой на Бога и с любовью и желанием помочь на нашим ближним. Вам не надо изменять весь мир, чтобы быть хорошими родителями, братьями или сестрами, членами церкви или просто соседями. И кто знает? Если мы откроем для себя новые возможности в обыкновенном, радость в привычном и удивительное в повседневном, может это и будет для нас чем-то радикальным и необычным.
|