Новости
БОЖЕСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА Артур Пинк (1930) Не переведенная глава из книги "Божественный суверенитет" |
Богословие - Статьи |
«Каждый за себя даст отчет Богу» Рим.14.12 В нашей последней главе мы в какой-то мере рассмотрели часто обсуждаемый и трудный вопрос о человеческой воле. Мы показали, что воля естественного человека не является ни суверенной, ни свободной, но вместо этого он слуга и раб. Мы утверждали также, что правильное представление о воле грешника, о его рабстве имеет важное значение для справедливой оценки его развращенности и гибели. Полное развращение и деградация человеческой природы – это то, что человек не только не желает признать, он ненавидит саму мысль об этом и будет это горячо и настойчиво отрицать, пока он не будет научен Богом. Много, очень много необоснованных доктрин, которые мы слышим теперь на каждом шагу – это прямой и логичный вывод из отвержения человеком прямой Божьей оценки человеческой развращенности. Люди утверждают, что они «богаты, разбогатели и ни в чем не знают нужды», и не знают, что они «убоги, несчастны, бедны, слепы и наги» (Откр.3.17)! Они твердят о достоинстве человека – и ничего не хотят знать о его падении. Они называют свет тьмой, а тьму – светом. Они хвалятся «свободным нравственным действием» человека, хотя на самом деле он находится в рабстве греху и порабощен сатаной, «захвачен им по его воле (2 Тим.2.26 KJV). Но если естественный человек не является свободным моральным агентом – следует ли из этого также, что он не подотчетен? На самом деле «свободный моральный агент» - это человеческое выражение, которое говорит, как мы уже отмечали, о свободе естественного человека, а значит, содержит категорический отказ от понятия о его полной духовной гибели. Писание нигде не говорит ни о свободе, ни о моральных способностях грешника; напротив, оно настаивает на его полной нравственной и духовной никчемности. Это, по общему признанию, самая сложная отрасль нашего предмета. Те, кто когда-либо уделял серьезное внимание этой теме, единодушно признали, что гармонизация Божьего суверенитета с ответственностью человека – это гордиев узел богословия. Основная трудность здесь состоит в том, чтобы определить взаимосвязь между этими вещами. Многие избавились от подобных трудностей, отрицая само их наличие. Определенного рода богословы, беспокоясь о том, чтобы сохранить ответственность человека, увеличили ее пропорции настолько, что упустили из виду Божественный суверенитет и в некоторых случаях начали просто его отрицать. Другие признали, что Писание представляет нам как суверенитет Бога, так и ответственность человека, но утверждают, что в нашем нынешнем состоянии и с нашим ограниченным знанием невозможно примирить эти две истины, хотя обязанностью верующего остается признавать обе. Мы считаем, что было бы слишком легко предположить, что сами Писания не раскрывают несколько моментов, свидетельствующих о примирении между Божественным суверенитетом и ответственностью человека. Хотя, возможно, Слово Божье не проясняет всю эту тайну (если говорить с надлежащей осторожностью), оно проливает немалый свет на проблему, и нам кажется большим почтением к Богу и Его Слову Для многих казалось, что для Бога, чтобы он молитвенно искать в Писании полное разрешение этой трудности, и даже если до сих пор другие искавшие сочли этот труд бесполезным – это должно было лишь снова и снова ставить нас на колени. Бог благоволил открыть в Своем Слове в последние века много вещей, которые прежде были сокрыты от учеников Христовых. Кто же тогда осмелится утверждать, что нам больше нечего пытаться узнать – чтобы оспорить саму тему настоящего исследования! Как мы уже говорили выше, нашей главной трудностью является определение места встречи Божьего суверенитета и ответственности человека. Многие считают, что если Бог утверждает Свой суверенитет, проявляя Свою власть и оказывая прямое влияние на человека, и если Он делает нечто большее, чем просто предупреждение или приглашение – то Он должен вмешиваться в свободу человека, уничтожать его ответственность и сводить его к простой машине. Печально, что подобное утверждал, например, такой человек, как покойный д-р Пирсон, чьи сочинения, как правило, очень полезны: «Очень важно, что даже Сам Бог не может контролировать мою моральную структуру или ограничивать мой моральный выбор. Если я бросаю Ему вызов или отрицаю Его - Он не может предотвратить это, и Он не мог бы использовать Свою власть в этом направлении, даже если захотел бы». Еще печальнее обнаружить, что многие другие уважаемые и любимые братья выражают подобные мысли. Это грустно, ибо это прямо противоречит Священному Писанию! Мы хотели бы честно встретиться здесь с этими трудностями и внимательно изучить их в том свете, который Бог нам предоставляет. Главные трудности могут быть выражены следующим образом. Во-первых, как Бог может так использовать Свою власть, чтобы воздействовать на людей так, чтобы не позволить им делать того, что они желают делать, и побудить их делать другие вещи, которые они не желают делать – и чтобы при всем этом сохранилась ответственность человека? Во-вторых, как грешник может нести ответственность за то, что он не может делать, и как он может быть справедливо осужден за то, что он не сделал того, чего он не мог сделать? В-третьих, как Бог мог постановить, чтобы люди совершили определенные грехи, возложив в то же время на них ответственность за их совершение и считая их виновными за то, что они совершили их? В-четвертых, как грешник может нести ответственность за то, что он не принял Христа, и быть проклятым за то, что он отверг Его – когда Бог предопределил его к осуждению? Теперь мы рассмотрим эти несколько задач в указанном порядке. Пусть Святой Дух станет нашим Учителем, чтобы во свете Его мы могли видеть свет. 1. Как Бог может так использовать Свою власть, чтобы воздействовать на людей так, чтобы не позволить им делать того, что они желают делать, и побудить их делать другие вещи, которые они не желают делать – и чтобы при всем этом сохранилась ответственность человека? Казалось бы, если Бог проявил Свою силу и оказал прямое влияние на людей, это будет препятствовать их свободе. Казалось бы, если Бог сделал что-нибудь, упреждающее волю людей, их ответственность будет нарушена. Нам говорят, что Бог не должен принуждать человека, тем более заставлять его, или иначе человек будет сведен к машине. Это звучит очень правдоподобно; это, по-видимому, хорошая логика и это основано на разумных рассуждениях; это было почти повсеместно принято как аксиома в этике. Тем не менее, это неверно и опровергнуто Писанием! Обратимся сначала к Быт. 20. 6: «Тогда Бог сказал ему во сне: «Да, Я знаю, что ты сделал это с чистой совестью, и поэтому Я не дал тебе согрешить против Меня. Вот почему Я не позволял тебе прикасаться к ней!». Почти повсеместно утверждается, что Бог не должен вмешиваться в свободу человека, что он не должен принуждать или неволить его - чтобы человек не сводился к простой машине . Но вышеупомянутое место Писания доказывает, безошибочно доказывает, что Бог может приложить Свою силу к человеку, не разрушая его ответственности! Вот случай, когда Бог действовал Своей силой, ограничивал свободу человека и мешал ему делать то, что он иначе явно сделал бы ! Прежде чем перейти от этого места Писания дальше, отметим, как оно проливает свет на случай Адама, первого человека. Будущие философы, которые стремились быть мудрыми выше того, что было написано, утверждали, что Бог не мог предотвратить падение Адама, не сводя его до простого автомата. Они постоянно говорят нам, что Бог не должен принуждать или неволить кого-либо из Своих созданий, иначе Он уничтожит их ответственность. Но ответ на все подобное философствование заключается в том, что в Писании записано несколько случаев, когда мы прямо заявляем, что Бог отвратил некоторых из Его созданий от греха как против Себя, так и против Его народа, в связи с чем все рассуждения всех людей на эту тему совершенно бесполезны! Если бы Бог мог «удержать» Авимелеха от греха против Него, тогда почему Он не мог сделать то же самое с Адамом? Если кто-то спросит, тогда почему Бог не сделал этого? Мы могли бы вернуть вопрос, спросив: «Почему Бог не удержал сатану от падения? Или: Почему Бог не «удержал» немецкого императора от начала недавней войны? Обычный ответ, как мы уже говорили, Бог не мог - не вмешиваясь в «свободу» человека и не сводя его к машине. Но случай Авимелеха убедительно доказывает, что такой ответ несостоятелен и ошибочен – а мы можем добавить, что нечестив и кощунствен, ибо кто мы, чтобы ограничить Всевышнего! Как осмелится какое-нибудь конечное существо взять его на себя право сказать, что Всемогущий может и не может сделать?, Если мы будем настаивать на вопросе, почему Бог отказался проявить Свою силу и предотвратить падение Адама, мы должны сказать: потому что падение Адама лучше служило Его мудрой и благословенной цели! Между прочим, это дало возможность продемонстрировать, что там, где грех изобиловал, Его благодать могла быть гораздо более изобилующей. Но мы можем спросить дальше: почему Бог поместил дерево знания добра и зла в сад - когда Он предвидел, что человек не повинуется Его запрету и употребит его? По смыслу текста это был Бог, а не сатана, который якобы создал это дерево. Кто-то отреагирует на это и спросит: не является ли тогда Бог автором греха? Мы должны спросить, в свою очередь, что подразумевается под «автором»? Очевидно, что воля Бога заключалась в том, что грех должен войти в этот мир, иначе он не вступил бы в него, потому что ничего не происходит, кроме того, что Бог вечно постановил. Более того, это было более чем простое разрешение, потому что Бог допускает только то, что Он допустить намеревался . Но мы оставляем теперь происхождение греха, настаивая еще раз, однако, что Бог мог «удержать» Адама от греха - без разрушения его ответственности! Случай с Авимелехом не одинок. Еще одна иллюстрация того же принципа видна в истории Валаама , уже замеченной нами в последней главе, но относительно которой есть еще один момент. Валак, Моавитский царь послал за этим пророком-язычником «проклясть» Израиль. За его услуги было предложено прекрасное вознаграждение, и тщательное прочтение Числ 22-24 покажет, что Валаам был готов к этому, и даже озабочен тем, чтобы принять предложение Балака и таким образом согрешить против Бога и Его людей. Но Божественная сила «удержала» его. Отметьте его собственное признание: «Ответил Валаам, - я пришел, но я не могу сказать ничего. Я должен говорить только послание, которое Бог вложил мне в уста!» (Чис. 22.38). Опять же, после того, как Валак возразил Валааму, мы читаем: «Он ответил и сказал:« Не должен ли я говорить, что Господь вложил мне в уста? »Вот, я действительно получил повеление благословить, так как Он благословил меня, и не могу его изменить!" (23.12, 20). Несомненно, эти стихи показывают нам силу Бога и бессилие Валаама; воля человека расстроена, и воля Бога исполняется. Но была ли «свобода» или ответственность Валаама уничтожена? Конечно, нет, как мы еще попытаемся показать! Еще одна иллюстрация: « Страх Господень пал на все царства земель, окружающих Иудею, чтобы они не воевали с Иосафатом» (2 Пар. 17.10). Здесь все более-менее ясно. Если бы «страх Господень» не пал на эти царства, они бы вступили в войну с Иудой. Только сдерживающая сила Бога предотвращала это. Если бы им разрешили действовать, война была бы неизбежным следствием. Таким образом, мы видим, что Писание учит, что Бог «удерживает» народы, а также отдельных людей , и что, когда Ему это угодно, Он начинает действовать и предотвращает войну. Сравните далее с Быт. 35. 5: «Когда они снова отправились, страх Господень пришел к людям во всех городах этого места, и никто не напал на них!». Вопрос, который теперь требует нашего рассмотрения, заключается в том, как Бог может «удержать» людей от греха - и все же не вмешиваться в их свободу и ответственность - вопрос, который, как многие говорят, никто не способен решить в нашем нынешнем падшем состоянии. Этот вопрос заставляет нас спросить: «Что означает« нравственная свобода», настоящая моральная свобода? Мы отвечаем: это избавление от рабства греха . Чем больше душа освобождается от греха, тем больше она вступает в состояние свободы: «Если Сын освободит вас, вы будете свободны» (Иоан. 8.36). В вышеупомянутых случаях Бог «удержал» Авимелеха, Валаама и языческие царства от греха, и поэтому мы утверждаем, что Он никоим образом не вмешивался в их реальную свободу. Чем ближе душа приближается к безгрешности, тем ближе она приближается к святости Бога. Писание говорит нам, что Бог «не может солгать» и что Он «не может быть искушен», но будет ли Он менее свободным, потому что Он не может делать то, что является злом? Явно нет! Тогда не очевидно ли, что чем больше человек приближается к Богу, тем больше он «удерживается» от греха - тем больше его истинная свобода! Соответствующий пример, определяющий место встречи Божьего суверенитета и ответственности человека, поскольку он относится к вопросу о нравственной свободе, может быть найден в связи с самим предоставлением нам Священного Писания. В сообщении Своего Слова Бог благоволил использовать человеческие инструменты, и при их использовании Он не сводил их к простым механическим средствам: «Зная это во-первых, что никакое пророчество Писания не имеет никакого собственного толкования (в СП «нельзя разрешить само собою»). Ибо пророчество никогда не было произносимо по воле человека, но святые люди Бога говорили во Святом Духе» (2 Пет. 1.20, 21). Здесь у нас есть ответственность человека и суверенитет Бога в сопоставлении. Эти святые люди были побуждены » (греч.«носимы») Святым Духом, но этим никак не была нарушена их моральная ответственность, даже если их «свобода» в чем-то была нарушена. Бог просвещал их разум, открывал их сердца, открыл им Свою правду и так контролировал их, что ошибка с их стороны была невозможна, поскольку они передавали Его разум и волю другим людям. Но здесь можно предположить неувязку - разве Бог не контролировал на самом деле инструменты, которые Он использовал? Ответ прост: Он отвращал грех - грех, который был в них. Но, как мы видели, отвращение греха, предотвращение действия плотского ума у этих «святых людей» не было разрушающим их «свободу», скорее, это было введение их в настоящую свободу. Здесь следует добавить последнее слово о природе истинной свободы . Есть три главных вопроса, в отношении которых люди в целом сильно ошибаются: страдание и счастье, глупость и мудрость, рабство и свобода. Мир ценит счастье, но никак не страдание, и никто не счастлив, если не преуспевает, если судит по плоти. Также мир доволен ложным проявлением мудрости (что является глупостью перед Богом), пренебрегая тем, что умудряет ко спасению. Что касается свободы , люди хотят распоряжаться сами собой и жить, как им заблагорассудится. Они полагают, что единственная истинная свобода - находиться под своей властью, не быть подвластным никому, кроме себя, жить по своему желанию. Но это рабство и рабство худшего рода! Истинная свобода - это не власть жить, как нам угодно, - но жить так, как мы должны! Следовательно, единственный, Кто когда-либо посещал эту землю после падения Адама, и Кто пользовался совершенной свободой, был Человек Христос Иисус, Святой Слуга Бога, Чьим хлебом всегда было исполнением воли Отца. Перейдем теперь к рассмотрению вопроса, 2. Как грешник может нести ответственность за то, что он не может делать, и как он может быть справедливо осужден за то, что он не сделал того, чего он не мог сделать? Будучи Божьим созданием, естественный человек несет ответственность за то, чтобы любить Его, повиноваться и служить Ему; как грешник, он несет ответственность за покаяние и веру в Евангелие. Но с самого начала мы сталкиваемся с тем, что естественный человек не может любить Бога и служить Ему, и что грешник сам по себе не может покаяться и поверить. Во-первых, докажем то, что мы только что сказали. Мы начнем с цитирования и рассмотрения Иоан. 6.44: «Никто не может прийти ко Мне, если только Отец, пославший Меня, не привлечет его». Сердце каждого человека так «отчаянно злобно», что, если он предоставлен самому себе, он никогда не «придет ко Христу». Это заявление не будет подвергнуто сомнению, если полная сила слов «прийти ко Христу» будет должным образом воспринята нами. Поэтому мы немного отвлечемся на этот момент, чтобы определить и рассмотреть то, что подразумевается и подчеркивается в словах «никто не может прийти ко Мне» - cр. Иоан. 5.40: «Вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь». Для грешника прийти ко Христу, чтобы иметь жизнь, значит осознать ужасающую опасность своего положения; он должен увидеть, что меч Божественной справедливости подвешен над его головой; он должен убедиться в том, что между ним и смертью есть только шаг, и что после смерти есть «суд»; и результатом этого открытия для него должно быть то, бы он действительно всерьез поймет, что он должен бежать от гнева, чтобы прийти, взывать к Богу о Его милосердии и подвизаться, чтобы войти в «узкие врата». Прийти ко Христу, чтобы иметь жизнь, означает для грешника почувствовать и признать, что он совершенно лишен всяких прав на Божью милость; он должен увидеть себя бессильным, потерянным и пропащим; должен признать, что он не заслуживает ничего, кроме вечного гнева, таким образом, борясь с Богом против самого себя; ему необходимо броситься в прах пред Богом и смиренно молить Его суд о Божественном милосердии. Прийти ко Христу, чтобы иметь жизнь, означает для грешника отказаться от всей собственной праведности и быть готовым принять Божию праведность во Христе; он должен отречься от всей своей мудрости и руководствоваться Его мудростью; он должен отречься от своей воли и управляться Его волей; он должен безоговорочно принять Господа Иисуса как своего Спасителя и Господа, как все для него. Таково вкратце то, что подразумевается под «приходом ко Христу» и включается в него. Но может ли грешник воспринять такое отношение перед Богом? Нет! В первую очередь, он не осознает опасности своего положения и, следовательно, не видит серьезной необходимости бежать ко Христу. Вместо этого люди по большей части спокойны, и без действия Святого Духа, всякий раз, когда они обеспокоены тревогами совести или делами провидения, они бегут в любое другое убежище, кроме Христа. Во-вторых, они не признают, что все их «добрые дела» - это грязные тряпки, но, подобно фарисею, будут благодарить Бога, что они не так плохи, как другие гнусные грешники. И, в-третьих, они не готовы принять Христа как своего Спасителя и Господа, потому что они не желают расставаться со своими идолами! Они скорее готовы рисковать вечным благополучием своей души, чем отказаться от них. Следовательно, мы говорим, что предоставленный самому себе, естественный человек настолько развращен сердцем, что он не может прийти ко Христу! Слова нашего Господа, приведенные выше, ни в коем случае не одиноки. В целом ряде Писаний излагается нравственная и духовная неспособность естественного человека. В Иис.Нав.24.19 мы читаем: «И сказал Иисус народу: не можешь служить Господу, потому что Он святой Бог». Фарисеям Христос сказал: «Почему вы не понимаете слова Моего? Потому, что вы не можете слышать слова Мои» (Иоан.8.43 KJV). И снова: «Плотский ум - это вражда против Бога: ибо он не подчиняется закону Божию, и не может. Итак, те, кто живут по плоти, не могут угодить Богу» (Рим.8.7-8 KJV). Но теперь вопрос возвращается: «Как Бог может обвинить грешника за то, чего он не может сделать?». Это требует тщательного определения терминов. Что здесь подразумевается под неспособностью или невозможностью? Теперь давайте ясно поймем, что, когда мы говорим о неспособности грешника к чему-либо, мы не имеем в виду, что если люди хотят прийти ко Христу, им не хватает необходимой силы для осуществления их желания. Нет! Факт состоит в том, что неспособность или отсутствие силы у грешника сами по себе связаны с отсутствием готовности прийти ко Христу, и эта нехватка готовности является плодом развращенного сердца. Прежде всего важно различать естественную неспособность и моральную и духовную неспособность. Например, мы читаем: «Но Авия не мог видеть, потому что его глаза ослабели по причине его возраста» (1 Цар.14. 4); и снова: «Люди гребли, чтобы вернуться на сушу, но они не могли, потому что море бушевало против них все больше и больше» (Иона 1.13). В обоих этих отрывках слова «не могут» относятся к естественной неспособности. Но когда мы читаем: «Когда его братья увидели, что их отец любил Иосифа больше, чем все его братья, они ненавидели его и не могли заставить себя говорить с ним мирно» (Быт. 37. 4). Очевидно, что это иная неспособность. Они не испытывали недостатка в естественной способности «говорить с ним мирно», поскольку они не были безмолвными. Почему же тогда они «не могли говорить с ним мирно»? Ответ дается в том же стихе: это было потому, что «они ненавидели его! Опять же, в 2 Пет. 2.14 мы читаем о некоем роде нечестивых людей, «глазами полных прелюбодеяния и не могущих прекратить греха» (KJV). И здесь опять-таки это нравственная неспособность . Почему же эти люди «не могут перестать грешить»? Ответ в том, что их глаза были полны прелюбодеяния. Так и в Рим.8.8: «Живущие по плоти, не могут угодить Богу»: здесь это духовная неспособность. Почему естественный человек «не может угодить Богу»? Потому что он «отчужден от жизни Бога» (Еф.4.18 KJV). Никто не может выбрать то, к чему его сердце испытывает неприязнь. «Порождения ехиднины, как вы, будучи злы, можете творить добро?» (Мтф.12.34 KJV). «Никто не может прийти ко Мне, если только Отец, пославший Меня, не привлечет его» (Иоан.6.44). И здесь снова перед нами предстает нравственная и духовная неспособность. Почему грешник не может прийти ко Христу, если он не будет «привлечен»? Ответ в том, что его злобное сердце любит грех и ненавидит Христа. Мы полагаем, что ясно дали понять, что Писание четко отличает естественную неспособность от моральной и духовной. Несомненно, все могут видеть разницу между слепотой Вартимея , который жадно желал обрести зрение, и слепотой фарисеев , чьи глаза были закрыты, «чтобы они никогда не увидели своими глазами и не услышали своими ушами и не поняли своим сердцем и не обратились» (Мтф.13.15 KJV). И если нас спросят: «Разве не может естественный человек прийти ко Христу, если он захочет это сделать?» - мы ответим: «Нет, дело совершенно не в этом. Неспособность грешника состоит в отсутствии нравственной силы желать и воли, чтобы фактически выполнять. То, о чем мы говорили выше, имеет первостепенное значение. Различие между естественной неспособностью грешника и его моральной и духовной неспособностью подразумевает его ответственность. . Развращенность человеческого сердца не разрушает ответственность человека перед Богом; и пока это так - сама моральная неспособность грешника только усиливает его вину. Это легко доказать ссылкой на приведенные выше места Писания. Мы читаем, что братья Иосифа «не могли говорить с ним мирно» и почему? Это было потому, что они «ненавидели» Его. Но была ли эта моральная неспособность их оправданием? Очевидно нет! В этой самой моральной неспособности состояла величина их греха! Итак, как это касается тех, о ком сказано: «Они не могут прекратить греха» (2 Пет.2.14) и почему? Потому что «их глаза были полны прелюбодеяния», но это только ухудшало их положение. Это был реальный факт, что они не могли прекратить грех, но это не оправдывало их - это только усилило их грех. Если какой-нибудь грешник здесь возразит: «Я не могу не рождаться в этом мире с развращенным сердцем, и поэтому я не несу ответственности за мою моральную и духовную неспособность, которая вытекает из него» - наш ответ будет таков: «Ответственность и виновность лежат в снисходительности к развращенным склонностям, свободной снисходительности, потому что Бог не принуждает ко греху. Например, люди могли бы пожалеть меня, но они, конечно же, не простили бы меня, если бы я дал выход огненному нраву, а затем попытался оправдать себя на том основании, что унаследовал этот настрой от моих родителей! Их здравого смысла достаточно, чтобы рассудить в таком случае, как этот. Они будут утверждать, что я был обязан сдерживать свой характер. Зачем тогда придираться к этому же принципу в том случае, если это предполагается выше? «Из твоих собственных уст буду судить тебя - ты злой слуга», безусловно, применимо здесь! Что бы читатель сказал человеку, который его ограбил, и который позже утверждал в свою защиту: «Я не могу не быть вором, потому что это моя природа»? Разумеется, ответ будет: «Тогда тюрьма является подходящим местом для этого человека! Что же тогда сказать тому, кто утверждает, что он не может справиться с наклонностями своего греховного сердца? Наверняка, что озеро огненное - это место, куда нужно идти! Когда-нибудь убийца умолял суд о снисхождении, говоря, что он так ненавидел свою жертву, что не мог приблизиться к ней, не убив его. Разве это не увеличило бы масштабность его преступления! Тогда почему мы не понимаем, что тот, кто так сильно любит грех, находится во вражде против Бога? Факт ответственности человека признан почти повсеместно. Это присуще моральной природе человека. Это не только преподается в Писании, но и засвидетельствовано естественной совестью. Основой или причиной человеческой ответственности являются человеческие способности. То, что подразумевается под этим общим термином «способность», теперь должно быть определено. Возможно, среднему читателю будет легче усвоить, конкретный пример, чем абстрактный аргумент. Предположим, что некто задолжал мне 100 долларов и мог найти много денег для своих удовольствий, но ничего не выплатил мне, но все же признал, что он не смог меня заплатить. Что я скажу? Я бы сказал, что единственной способности, которой ему не хватало, было честное сердце! Но разве не было бы несправедливым перетолкованием моих слов - если бы друг моего нечестного должника сказал бы, что я сказал, что честным сердцем было то, что составляло способность оплачивать долг? Нет! Я бы ответил: способность моего должника заключается в его способности выписать мне чек, и это у него есть, - но при этом ему недостает обыкновенной честности. Его способность написать мне чек - заставляет его отвечать за это, а тот факт, что ему не хватает честного сердца, не разрушает его ответственность. Итак, грешник, не обладающий моральными и духовными способностями, в то же время обладает, тем не менее, природными способностями, и именно это делает его подотчетным Богу. У людей есть такие же естественные способности любить Бога, хотя они намерены ненавидеть Его! У них есть те же самые сердца, как у тех, кто верит Христу, - но они не верят Ему. Это их неспособность любить и верить в свою вину. Идиот или младенец не несет личной ответственности перед Богом, потому что он не обладает естественными способностями. Но нормальный человек, наделенный разумом, одаренный совестью, способной различать правильное и неправильное, умеющий взвешивать вечные проблемы, является ответственным существом - и поскольку обладает этими самыми способностями, ему предстоит отвечать за себя (Рим.14.12). Мы снова говорим, что вышеупомянутое различие между природными способностями и моральной и духовной неспособностью грешника имеет первостепенное значение. По своей природе он обладает естественными способностями, но не обладает моральными и духовными способностями. Тот факт, что он не обладает последним, не разрушает его ответственности, потому что его ответствеокнность зависит от того, что он обладает первым. Позвольте мне проиллюстрировать это еще раз. Вот два человека, виновные в краже: первый - слабоумный; второй совершенно нормальный, но потом преступных родителей. Ни один судья не приговорит первого; но каждый здравомыслящий судья приговорит последнего. Несмотря на то, что второй из этих воров обладал поврежденной нравственной природой, унаследованной от преступных родителей, это не оправдает его, если он был нормальным рациональным существом. Тогда основание человеческой ответственности - обладание рациональностью плюс дар совести .Поскольку грешник наделен этими естественными способностями - что он - ответственное существо. Если он не использует свои природные силы для славы Бога - это его вина. Но как может оставаться в соответствии с Божьей милостью, что Бог должен требовать от него долга послушания, который не может заплатить? В дополнение к тому, что было сказано выше, следует отметить, что Бог не потерял Своего права, даже если человек потерял свою силу . Неспособность какого-либо существа не отменяет его обязанностей. Пьяный слуга все еще слуга, и противоречит всем здравым рассуждениям утверждать, что его хозяин теряет свои права из-за безалаберности своего слуги. Более того, первостепенное значение имеет то, что мы прежде всего должны иметь в виду: что Бог заключил с нами завет в Адаме, который был нашим главой и представителем; и в нем Бог дал нам силу, которую мы потеряли в результате падения нашего прародителя; но хотя наша сила ушла, тем не менее, Бог может справедливо потребовать от нас послушания и служения. Перейдем теперь к размышлению, 3. Как Бог мог постановить, чтобы люди совершили определенные грехи, возложив в то же время на них ответственность за их совершение и считая их виновными за то, что они совершили их? Давайте рассмотрим крайний случай Иуды . Мы считаем, что из Писания ясно, что Бог постановил от вечности, что Иуда должен предать Господа Иисуса. Если кто-то оспаривает это утверждение, мы отсылаем его к пророчеству Захарии, через которого Бог объявил, что Его Сын должен быть продан за «тридцать серебряных монет» (Зах. 11.12). Как мы уже говорили на предыдущих страницах, в пророчестве Бог сообщает, чему надлежит быть, и, когда мы узнаем это, Он только показывает нам то, что Он замыслил . Иуда был тем, через кого исполнилось пророчество Захарии, и с этим не стоит спорить. Но вот теперь вопрос, с которым мы сталкиваемся: был ли Иуда ответственным агентом в исполнении этого указа Божия? Мы отвечаем, что был! Ответственность в основном связана с мотивом и намерением того, кто совершает какой-либо акт. Это признается с любой стороны. Человеческое право различает удар, нанесенный случайно (без злого умысла), и удар, нанесенный с «преднамеренной злобой». Примените тогда этот же принцип к делу Иуды. Каков был замысел его сердца, когда он торговался со священниками? Очевидно, у него не было сознательного желания исполнить какой-либо указ Божий - хотя он и не знал, что он на самом деле делает это. Напротив, его намерение было только злым, и поэтому, хотя Бог постановил и направил это действие, тем не менее, Иудино собственное злое намерение принесло ему справедливую вину, поскольку он впоследствии признал сам: «Я предал невинную кровь». И то же самое было с распятием Христа . Писание прямо заявляет, что Он «был предан по определённому совету и предвидению Бога» (Деян. 2.23), и что, хотя «цари земные встали, и правители были собраны против Господа и против Его Христа;" - тем не менее, несмотря на это, им надлежало лишь «делать то, что Твоя рука и Твой план предопределили » (Деян. 4.26, 28 KJV). Эти стихи учат гораздо большему, чем простому разрешению Бога, заявляя, как и другие, о том, что Распятие и все его детали были установлены Богом. Тем не менее, именно « злыми руками», а не просто « человеческими руками», наш Господь был «распят и убит» (Деян. 2.23). «Злыми», потому что намерение Его распятия было только злым. Но можно возразить, что если Бог постановил, что Иуда должен предать Христа и что Иудеи и язычники должны распять Его, - они не могли сделать иначе, и поэтому они не отвечают за их намерения. Ответ заключается в том, что Бог постановил, что они должны выполнять действия, которые они совершали, - но при фактическом совершении этих деяний они были справедливо виновны, потому что их собственные цели в их исполнении были только злыми. Пусть будет решительно сказано, что Бог не производит греховных расположений ни одного из Его творений, Он сдерживает их и направляет их к достижению Его собственных целей. Следовательно, Он не является ни автором, ни совершителем греха. Таким образом, написано: « Человеческое сердце придумывает путь, но Господь направляет шаги» (Притч. 16.9 KJV). То, на чем мы будем здесь настаивать, заключается в том, что Божьи указы не являются необходимой причиной грехов людей, - но они предопределенные и предписанные ограничения и указания на греховные поступки людей. В связи с предательством Христа не было так, что Бог постановил, что Он должен быть продан одним из Его созданий, а затем взял святого человека, привил ему злое желание - и, таким образом, заставил его совершить страшный поступок в порядке исполнения Его указа. Нет! Писание не представляет это таким образом. Вместо этого Бог постановил акт и выбрал того, кто должен был совершить этот акт, но Он не сделал его злым, чтобы он совершил поступок. Напротив, предатель был сущим «дьяволом» в то время, когда Господь Иисус избрал его в качестве одного из двенадцати (Иоан. 6.70), и при упражнении и проявлении его собственной дьявольской природы Бог просто направил его действия, действия, которые были совершенно согласны с его собственным мерзким сердцем и исполнялись с самыми злыми намерениями. Так было с Распятием. 4. Как грешник может нести ответственность за то, что он не принял Христа, и быть проклятым за то, что он отверг Его – когда Бог предопределил его к осуждению? На самом деле этот вопрос отчасти уже был рассмотрен в том, что было сказано по другим вопросам, но на благо тех, кто упражняется в этом вопросе, мы даем ему отдельный, хотя и краткий экзамен. При рассмотрении вышеуказанной трудности следует тщательно взвешивать следующие моменты: Во-первых, ни один грешник, находясь в этом мире, не знает наверняка и не может знать, что он «сосуд гнева, предназначенный к сокрушению». Это принадлежит скрытым советам Бога, к которым у него нет доступа. Тайная воля Бога - это не его дело; лишь Божья открытая воля в Слове является стандартом человеческой ответственности. И открытая Божья воля проста. Каждый грешник - среди тех, кому Бог теперь «повелевает покаяться» (Деян. 17.30). Каждому грешнику, который слышит Евангелие, «повелевается» верить (1 Иоан. 3.23). И все, кто действительно покаялись и верят, спасены. Поэтому каждый грешник должен покаяться и поверить (СЛОЖНЕЕ! - Пер.). Во-вторых, каждый грешник обязан искать Писания, которые «способны сделать его мудрым во спасение» (2 Тим. 3:15). Это «долг» грешника, потому что Сын Божий повелел ему исследовать Писания (Иоан. 5:39). Если он ищет их с сердцем, которое ищет Бога, то он ставит себя в то место, где Бог обычно встречается с грешниками. Об этом моменте пуританин Томас Мантон написал очень хорошо. «Я не могу сказать всем, кто пашет, безошибочно,- что у них будет хороший урожай, но я могу сказать каждому: «Это нормальный путь Бога - благословлять добросовестного и предусмотрительного. Я не могу сказать всем, кто хочет иметь детей, - женитесь , и у вас будут дети. Я не могу безоговорочно сказать тому, что он идет на битву за честь своего народа, что он будет иметь победу и успех. Но я могу сказать, как Иоав (1 Пар. 19.13): «Будем смелыми, и поступим доблестно ради нашего народа и городов Бога нашего, и пусть Господь делает то, что хорошо в Его глазах». Я не могу сказать безошибочно, что вы получите спасительную милость, но я могу сказать всем: пусть каждый воспользуется всеми к тому средствами и оставит успех своего труда и свое спасение воле и доброте Бога. Я не могу сказать этого безошибочно, потому что у Бога нет никаких обязательств перед нами. И все же эта работа сделана плодом Божьей воли и простого благоволения: «По Своей воле Он родил нас Словом истины» (Иак. 1.18). Вот то, что Бог повелел, и пусть Бог делает то, что пожелает. И мне не нужно особенно много говорить об этом; ибо ради всего мира во всех своих действиях мы должны и обязаны руководствоваться этим принципом. Давайте исполнять наш долг - и предоставим успех Богу, Чья обычная практика - встречаться с существом, которое ищет Его. И поэтому, поскольку Он всегда был с нами и не проявил никакой небрежности к нашему благу, у нас нет причин отчаиваться в Его доброте и милосердии, а скорее надеяться на лучшее» (V. 21, P. 312). Бог благоволил дать людям Священные Писания, которые свидетельствуют о Спасителе и провозглашают путь спасения. Каждый грешник обладает такими же естественными способностями для чтения Библии, как и для чтения газеты; и если он даже неграмотный или слепой, так что он не может читать, у него есть те же уста, с помощью которых он может попросить друга прочитать ему Библию, как он может узнать и о других вопросах. Если тогда Бог дал людям Его Слово, и в этом Слове сделал известным путь спасения, и если людям повелевается искать Писания, которые способны сделать их мудрыми для спасения, и они отказываются это делать - то ясно, что они справедливо виноваты, что их кровь лежит на их собственных головах и что Бог может праведно бросить их в озеро огня! В-третьих, следует ли возразить, признавая все, что мы сказали выше: «Разве не факт, что каждый из избранных не может покаяться и поверить?» Ответ: Да. Из каждого грешника это факт, что он сам не может прийти ко Христу. И с Божьей стороны - это «не может» абсолютно. Но теперь мы имеем дело с ответственностью грешника (пусть даже грешника, предопределенного к осуждению, хотя он этого не знает), а с человеческой стороны - неспособность грешника является моральной , как указывалось ранее. Более того, нужно иметь в виду, что помимо моральной неспособности грешника - также есть добровольная неспособность. Грешника нужно расценивать не только как бессильного делать добро, но и как желающего восхищаться злом. С человеческой стороны тогда «не может» - не просто воля; это добровольное бессилие и нежелание. Никчемность человека заключается в его упрямстве. Следовательно, каждый грешник остается «без оправдания». И, следовательно, Бог «прав», когда Он судит (Пс.50. 4), и праведен, осуждая всех, кто «любит тьму, а не свет». То, что Бог действительно требует того, что находится за пределами нашей собственной силы, - это ясно из многих мест Писания. Бог дал закон Израилю на Синае и потребовал полного его соблюдения и торжественно указал, каковы будут последствия непослушания (см. Втор. 28). Но будут ли все читатели такими глупыми, чтобы утверждать, что Израиль был способен полностью подчиняться Закону! Если они это сделают, мы отсылаем их к Рим. 8.3, где нам прямо говорим: «Вместо того, что закон не мог сделать, поскольку он был ослаблен плотью, Бог послал Своего Сына в подобии греховной плоти и жертвой за грех осудил грех во плоти» (KJV). Перейдем теперь к Новому Завету. Возьмите такие отрывки, как Мтф.5.48: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Или: «Пробудитесь к праведности и не грешите» (1 Кор.15.34 KJV). «Дети мои, сие пишу вам, чтобы вы не грешили» (1 Иоан.2.1). Может ли кто-нибудь из читателей сказать, что он способен сам по себе соблюдать эти требования Бога? Если это так, нам бесполезно спорить с ним. Но теперь возникает вопрос: почему Бог потребовал от человека того, что он не способен исполнить? Первый ответ заключается в том, что Бог отказывается снизить Свой уровень до уровня наших греховных немощей. Будучи совершенным, Бог должен установить перед нами совершенный стандарт. Тем не менее мы должны спросить: раз человек не может быть измеряем по уровню Бога, в чем заключается его ответственность? Это, как кажется, трудная проблема; тем не менее, она поддается простому и удовлетворительному решению. Человек несет ответственность за 1) признание перед Богом своей неспособности и 2) за то, чтобы воззвать к Нему о благодати. Разумеется, это будет допущено каждым христианским читателем. Я обязан признать перед Богом мое невежество, мою слабость, мою греховность, мое бессилие соблюдать Его святые и справедливые требования. Кроме того, моя обязанность, а также благословенная привилегия, искренне просить Бога дать мне эту мудрость, силу, благодать, которая позволит мне делать то, что приятно в Его глазах; просить Его работать во мне и производить «хотение и действие по Своему благоволению» (Фил.2.13). Подобным же образом грешник, каждый грешник, несет ответственность, чтобы призвать Господа. Сам он не может ни покаяться, ни поверить. Он не может ни прийти ко Христу, ни отвернуться от своих грехов. Бог говорит ему об этом; и его первая обязанность - «признать, что Бог прав». Его вторая обязанность - взывать к Богу о Его могущественной силе - просить Бога в милости преодолеть его вражду и «привлечь» его ко Христу; даровать ему дары покаяния и веры. Если он сделает это искренне от всей души, тогда, несомненно, Бог ответит на его призыв, потому что написано: «Ибо кто будет призывать имя Господа, спасется» (Рим. 10.13). Предположим, я поскользнулся на ледяном тротуаре поздно ночью и сломал мне бедро. Я не могу подняться; если я останусь на земле, я должен буду замерзнуть до смерти. Что же мне делать? Если я намерен погибнуть, я буду молчать, но я буду виноват в этом сам. Если я хочу быть спасенным, я подниму свой голос и воззову о помощи. Итак, грешник, хотя и не в силах подняться и сделать первый шаг к Христу, несет ответственность за то, чтобы взывать к Богу, и если он сделает это от души, у него есть Избавитель, чтобы спасти его. Бог «недалеко от всех нас» (Деян. 17.27); «Он скоро помогает в беде» (Пс.46. 1). Но если грешник откажется взывать к Господу, если он намерен погибнуть, тогда его кровь будет на его собственной голове, и его «проклятие справедливо». (Рим.3.8). Кратко завершим сказанное вопросам о пределах человеческой ответственности. Очевидно, что мера ответственности человека различается в разных случаях и она больше или меньше у отдельных лиц. Стандарт измерения был дан в словах Спасителя: «Ибо кому много дано - от него многое потребуется» (Лк. 12.48 KJV). Разумеется, Бог не требовал от тех, кто живет во времена Ветхого Завета, столько же, сколько и от тех, кто родился во время христианского устроения. Несомненно, Бог не будет требовать от тех, кто жил во времена «темных веков», столько, сколько было доступно при наличии Священных Писаний, но Он будет требовать многого от тех, кто принадлежит к этому поколению, когда практически каждая семья на земле владеет экземпляром Его Слова для себя. Точно так же Бог не потребует от язычников того, чего Он пожелает от христианского мира. Язычники погибнут не потому, что они не уверовали во Христа, но потому, что они не смогли оправдать свет, который они имели, - свидетельство Бога в природе и совести. Подведем итоги. Тот факт, что ответственность человека зависит от его естественных способностей, засвидетельствован совестью, и утверждается на протяжении всего Писания. Основой ответственности человека является то, что он является разумным существом, способным взвешивать вечные проблемы, и что он обладает письменным Откровением от Бога, в котором его отношения с Богом и его долг перед Его Создателем четко определены. Мера ответственности различается у разных людей, определяемая степенью света, которой каждый из них пользуется от Бога. Проблема ответственности человека получает хотя бы частичное решение в Священном Писании, и это наша торжественная обязанность, а также привилегия – исследовать его молитвенно и тщательно для нашего дальнейшего просвещения, глядя на Святого Духа, чтобы Он наставил нас «на всякую правду». Написано: «Он ведет смиренных в том, что правильно, и учит их Его пути» (Пс. 25.9 KJV). В заключение следует также отметить, что каждый человек должен использовать средства, которые Бог предоставил ему. Отношение фаталистической инертности: я-де знаю, что Бог безоговорочно постановил все, что происходит, и ничего делать не буду - это греховное и недостойное использование того, что Бог открыл для утешения моего сердца! Тот же Бог, Который постановил, что определенный результат будет достигнут, также постановил, что этот результат будет достигнут через использование Его собственных назначенных средств и в итоге этого. Бог не презирает использование средств - и мы не должны этого делать. Например: Бог постановил, что «пока земля останется, время сеяния и жатвы не прекратится» (Быт. 8.22); но это не означает, что человеческая вспашка земли и посев семян бесполезны. Нет! Бог побуждает людей совершать эти дела, благословляет их труды и таким образом выполняет Свое же установление. Подобным же образом Бог с самого начала избрал Себе народ для спасения; но это не означает, что евангелистам не нужно проповедовать Евангелие или грешникам - поверить в это; но все это происходит именно благодаря этим Его вечным советам. Утверждать, что, поскольку Бог безоговорочно определил вечную судьбу каждого человека, это освобождает нас от любой ответственности за любую заботу о наших душах или за любое усердное использование средств для спасения -; было бы на одном уровне с отказом выполнять мои временные обязанности, потому что Бог определил мою земную судьбу. И это ясно из Деян.17.26, Иова 7.1; 14.5 и т. д. Если тогда определение Бога может совершиться в соответствующих действиях человека в нынешних проблемах, то почему бы и нет? Что Бог соединил - мы не должны разделять. Можем мы или не можем видеть связь, которая объединяет одно с другим, наша обязанность проста: «Тайные вещи принадлежат Господу Богу нашему, но открытое нам принадлежит нам и нашим детям навсегда, чтобы мы могли исполнять все слова этого закона» (Втор. 29.29 KJV). В Деян. 27:22 Бог дал понять, что Он предназначил к временному спасению всех, кто сопровождал Павла на корабле; но апостол, не колеблясь, сказал: «Если вы не останетесь на корабле, вы не сможете спастись» (ст. 31). Бог назначил это для исполнения того, что Он постановил. Из 2 Цар. 20 мы узнаем, что Бог абсолютно решил добавить пятнадцать лет к жизни Езекии, но он должен был сделать то, что от него требовалось! Павел знал, что он вечно храним в руках Христа (Иоан. 10:28) - но он «усмирял свое тело» (1 Кор.9.26). Апостол Иоанн заверил тех, кому он написал: «Вы будете пребывать в Нем», - но в следующем стихе он увещевал их: «А теперь, дети, пребудем в Нем» (1 Иоан. 2.27, 28). Только обращая внимание на этот жизненный принцип: мы несем ответственность за использование средств Божьего предназначения - мы можем сохранить равновесие Истины и спастись от парализующего фатализма! |