ТОЛЬКО ПРАВЕДНОСТЬ ХРИСТА ОПРАВДЫВАЕТ ГРЕШНИКОВ Тобиас Крисп (1638)
Богословие - Статьи

Если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника, и Он есть умилостивление за грехи наши
1 Ин. 2.1,2

В этих словах апостол приводит аргумент ("Если бы кто согрешил"), и делает вывод, исходящий из того, что он не хочет грешить. И первое, что мы видим здесь - это весомость аргумента; ибо Иоанн увещевает верующих не грешить, чтобы сообщить им, что у них есть ходатай пред Отцом.

Рассмотрим же сам этот аргумент, его природу и силу. Любой аргумент имеет в себе некое основание, из которого делается вывод; то, что само по себе ни на чем не основано, не в состоянии прояснить другое. Что касается сути этого аргумента, то следует оценить 1) само предположение апостола и 2) утверждение, из него вытекающее, и следствия того, что противоречит ему. Это предположение таково: вы, даже будучи маленькими детьми, можете согрешить, ибо вы подвластны злу и грех в нас делает это; но, хотя мы грешим, у нас есть Ходатай пред Отцом. И по существу дела из этого аргумента вытекают следующие вещи: (1) Служение Христа таково, как здесь описывается, а именно, Он есть наш Ходатай и совершает это служение на небесах; (2) Причина того, что Его дело имеет такую силу; (3) Как Он имеет право на это; (4) В чем исполнение Его дела.

(1) Ходатайство Христа основано на Его правде. Христос не обжалует приговор из простой милости, но Его подзащитные стоят или падают там, где само правосудие выносит приговор. И кроме того, Христос осуществляет это служение на небе практически, а не устно, ибо в нем говорит сама Кровь Его: "Мы пришли к Крови кропления, что говорит лучше, нежели Авелева" (Евр.12.24).   
Мы идем дальше, чтобы рассмотреть причину, по которой утверждается, что ходатайство Христа касается всех верующих, когда они согрешили, без ограничения, ибо говорится обо всех них в целом: если бы кто согрешил. Это касается не только нынешних верующих, но и всех избранных, верующих или еще не верующих, если они будут спасены. Им лишь предстоит уверовать во времени, и я утверждаю, что Христос на стороне их, пока что неверующих, если они избраны, хотя в них еще царит грех и они прокляты по своей природе по всей справедливости, что не позволило бы никакого терпения к ним, пока они не призваны, если бы не Христос.  

Теперь мы должны перейти к рассмотрению того, как Христос, наш Ходатай, был поставлен на это служение со всей его действенностью в утешении того, кого оно касается. Способность Христа к сему касается трех вещей.

1. По Своему титулу, как Помазанник, Он есть также Ходатай, и потому Он одарен, отличен и помазан как таковой, хотя нет ни одного, чтобы судиться с Ним. В Ис.42.4 Господь говорит нам, что Он есть Тот, Кого не должно бояться, хотя Он утвердит суд и "на закон Его будут уповать острова". Это мы должны понимать двояко, то есть "острова" или народы будут наставлены и руководимы Им как Своим законодателем, и также Он настолько дивный Ходатай, что они будут уповать на закон Его, как бы зная, что если кто будет судим и слышит о прекрасном Ходатае, ведающем весь закон, он ждет такого Законодателя, ожидает из Его уст и надеется, что Он умолит за него так, что все принесет ему лишь благо. Бог соделал Христа столь прекрасным Ходатаем, что когда Он приходит, чтобы соблюсти закон, Он несет наказание Сам за Своих подзащитных.

2. Он, Иисус, поэтому как Христос совершает Свое служение Ходатая, будучи Спасителем, и это показывает действенность Его ходатайства, ибо это Его ходатайство столь сильно, что по нему Бог спасает грешников. 

3. Другой характер Христа и Его заступничества в том, что Он есть Иисус Христос, Праведник, и потому как Христос Он в двойном смысле уполномочен выступать за нас. (1). Он есть Праведник, то есть верный Защитник, Который всегда прав и никогда не подведет Своих людей. (2) Сей Защитник есть Праведник, и потому вся сила Его прошения и заступничества лежит в Его праведности. То, Кто есть Христос, есть главный Его аргумент, и единственный, позволяющий Ему иметь с нами дело; единственная же сила этого аргумента заключена в праведности Христа, через которую Бог смотрит на нас и которая правит в Нем и дает Ему власть простить грешников; а потому, говорю я, Его праведность - это столп, на котором стоит вся наша надежда, и только она удерживает нас от погибели; если бы она исчезла, ничто не смогло бы спасти нас, и потому ничто не должно быть более взыскуемо и понято нами, чем эта истина, а именно, что праведность Христа царствует в Боге над человеком, который грешен. Поэтому я буду стремиться выяснить, что вся сила ходатайства Христа к Богу лежит в Его праведности, чтобы показать вам: /1/. Что согласно Писанию именно эта праведность, и только она, дается Богом членам Тела Христа взамен их греха. /2/. Что эта праведность царствует в Нем над нами. 

1.Писание или, скорее, Святой Дух в Слове благодати часто рассуждает об этой истине, утверждая, что вся сила ходатайства к Богу и, следовательно, вся твердость основания нашей уверенности целиком зависит от праведности Христа и ни от чего более. Откроем Пс.49.5-6 и увидим, что даже в то время Давиду была изумительно ясна эта истина. "Соберите ко Мне святых Моих, вступивших в завет со Мною при жертве".

И небеса провозгласят правду Его, ибо судия сей есть Бог". Не сказано: небеса провозгласят праведность мою, ибо эта праведность, исходит от Христа, и при вынесении приговора о прощении грехов Христос умоляет таким образом, что Бог всякой справедливости не может пройти мимо Него. Либо же следует понимать таким образом, что праведность Того, Кто ходатайствует, такова, что сходит с небес, и в ней вполне явлено Его превосходство, так что солнце светит не ярче, чем эта истина.  Завет со Мною при жертве: о какой жертве идет речь и что это за жертва, с которой Бог вступает в завет со Своим народом? В Пс. 50.21 Давид говорит:  "тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды"; жертва правды - это то, что обретает благоволение Божие к тем, кто дает жертву и кому она служит. Я говорю о жертве правды потому, что прообразу этой жертвы праведность не присуща, ибо, как говорит апостол, "невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи"; но есть праведность, которая сходит с небес и прилагается к жертве, праведность Христа, и это то, что кладет конец вражде и заключает завет между теми, кто были столь далеки.

Вы видите, возлюбленные, какую имеет Давид уверенность в праведности Мессии-Христа, и так делает ее своим убежищем, чтобы и величайшие из грехов никогда не настигли его, и возглашает: "Избавь меня, Господи, от вины крови, Ты, Бог правды моей". Здесь вы ясно видите избавление от вины крови, усваиваемое праведности Божьей, и Давид ждет своего освобождения властью этой праведности. Он делает именно праведность Христа убежищем своим, говоря: "Избавь меня, Господи, в правде Своей" (Пс.71.2 KJV), и потому прилепляется к этой праведности как к убежищу, чтобы уже не оставить ее.  "Уста мои возвестят правду Твою; помяну правду Твою, только Твою" (ст.15-16). Отметим это выражение; оно значит, что Давид, в каком бы состоянии он ни был, не будет просить ничего, но лишь "правду Твою и только Твою",; понимать ли эту правду просто как праведность Судии или как праведность Христа, ибо Он является Заступником, вывод будет один, ибо если Бог выносит справедливый приговор, Он по справедливости признает и освобождение от приговора.

Так что, говорю я, если вы понимаете, Кто такой Господь, то вы должны понимать, почему лишь праведность Христа есть основание всякого предложения праведности. В Пс.143.11 Давил снова усваивает свое избавление праведности Божией: "Оживи меня, Господи, ради имени Своего, и праведности Своей ради изведи от беды душу мою" (KJV). Пророк Исайя приходит к евангельской истине, сладкой для утешения народа Божия в ее чудесной полноте, а именно: народ Божий оправдан праведностью Христа. "Сион спасется правосудием, и обратившиеся - праведностью" (Ис.1.27). Здесь вы видите, возлюбленные, что Церковь Божия предстоит суду; ей выносится приговор, и даже искупленный Сион не избавлен от решения суда, но приговор Судии здесь оправдание, и это и есть наше утешение - спасение Его же праведностью. В Ис.41.2 вы видите, как Господь подразумевает Христа в этих словах: "Кто воздвиг праведника и призвал Его к Себе? Я, Первый и Последний" (KJV). Христос, говорю я, приходит к людям, как Праведник на благо сынов человеческих.

В Ис.51.4 Святой Дух говорит нам, что "от Меня произойдет закон, и суд Мой поставлю во свет для народов"; и когда Господь приводит Свой народ на суд, то это будет светлый день для Его людей, но кто сможет устоять пред Его судом? Отметим основания этому: "Правда Моя рядом, и близок суд Мой", но для них это будет легкий день, ибо за них не потребуется уже ходатайство, но они судятся лишь как люди Христовы. "Он увидит подвиг души Своей и будет удовлетворен" (Ис.53.11 KJV); то есть Бог посмотрит на подвиг души Христа и будет удовлетворен. Но как это происходит, что Бог умиротворен, глядя на  подвиг души Христа?

"Праведник, Раб Мой, оправдает многих". Есть большая трудность, чтобы понять смысл слов "Праведник, Раб". Со своей стороны я думаю, что простой смысл наиболее ясен: Христос как бы желает сказать, что Он знает так много о превосходстве Своей праведности пред Отцом, что Он уверен, что это причина силы Его заступничества за Его людей, за которых Он умоляет к их оправданию, когда они приходят на суд. В Ис.59.16 Господь "видел, что нет человека, и дивился, что нет заступника; и помогла Ему мышца Его, и правда Его поддержала Его". Нет никого, кто мог бы иметь дело с Богом от имени людей, но лишь Сын Божий, Христос, мог прийти, чтобы помочь им; против бедных верующих есть столь сильное обвинение в таком множестве преступлений и зол, что Христос Сам потонул бы под ним, если бы десница Его правды не поддержала Его; и это и есть сила Его ходатайства для приговора на Его людей, для которых Его праведность как броня.

"Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: "Господь оправдание наше!" (Иер.23.5-6). Как же так? Есть Праведная Ветвь, чтобы ходатайствовать за Его людей; в Нем Израиль будет жить безопасно и Иуда будет спасен от гнева Самого Бога, когда сия Ветвь поднимется. Сам Бог не отринет Иуду, не только в простом, но и в духовном смысле, и не изгонит Израиль, ибо есть эта Ветвь, но в праведности Своей даст им жить безопасно, и особо указывается причина этого, а именно, что эта Его праведность станет нашей, и Он станет нашей праведностью, ибо само Его имя "Господь праведность наша"!

Достойно нашего наблюдения то, как наше последнее прибежище дается в праведности Христа. "Семьдесят седмин определены городу Твоему святому" (Дан.9.24); с какой целью? Чтобы закончить преступление, чтобы положить конец греху, чтобы примирить за беззакония, и чтобы приведена была правда вечная". Отметим порядок этого видения: за прощением грехов следует вечная праведность, и это праведность Христа. Так в Мал.4.2 Христу усваивается власть исцелять: "им, что боятся имени Моего, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах его"; значит, исцеление от Христа, ибо Он есть Солнце правды, и власть исцелять исходит от Его праведности. Я бы мог привести еще обильнее отрывки из Писания до пришествия Христа, чтобы люди не могли подумать, что то, что мы зависим только от Его праведности в своем утешении и безопасности - это нечто новое; это было известно и было утешением с самого начала. Апостол Павел говорит об этом более ясно, чем остальные, и особенно в двух местах, хотя все его послания полны этого. Сила ходатайства Христа за грех Своих людей состоит в Его праведности. Рим.3.9-12 показывает, как сильно апостол обличает весь мир в грехе и плодах его, и в ст.20 он делает вывод, что "делами закона не оправдается никакая плоть".

Теперь, после того как он снял все, что могло бы существовать в человеке к его оправданию, и всякую надежду людей на закон, он начинает создавать фундамент, на котором покоится все спасение и безопасность Божия народа. "Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих... которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов". Вы видите здесь снова и снова, что праведность Христа есть то, чему Бог судил быть умилостивлением, и будучи вменена нам, она есть единственное наше убежище к прощению грехов, и об этой праведности говорится также в Рим.5.18-19: "Как непослушанием одного человека, сделались многие грешными, так и послушанием одного многие будут праведными" (KJV).

Наши беззакония являются проблемой, которую породило непослушание Адама; послушание же Одного Человека является нашей безопасностью и избавлением от ада и смерти, которые непослушание другого принесло в мир; и никто, кроме Одного, не мог оказать достаточного послушания и праведности, чтобы освободить людей от плодов неправды и непослушания Адама, что в состоянии сделать только Праведник. Я надеюсь, что теперь сказано достаточно, чтобы убедиться, что для чистой праведности должны существовать лишь добрые дела и никакой вины, кроме вмененной. Поэтому надлежит видеть, что этот отрывок говорит о действенности и всепревосходстве пред Отцом дела Христа, которое исполнилось для членов Его Тела, когда они еще были грешниками. 

Говоря отрицательно: нет никакой праведности верующего, которую он исполняет и которая может иметь какую-то силу в его прошениях к Отцу, ибо он совершенно греховен, ибо  я уже упоминал, что верующий действует праведностью Христа, Который праведен Сам, и потому Его праведность есть и праведность верующих, ибо Он "Господь наша праведность", как мы уже сказали. 

Как Он был сделан грехом путем вменения, так что мы сделались праведными пред Богом в Нем, так праведность Христа становится нашей, а наши грехи относятся ко Христу; и как Христос понес весь плод наших грехов, будучи соделан грехом для нас, так мы можем наслаждаться всеми плодами праведности Христа, будучи праведными в Нем; и поэтому я говорю, что нет никакой праведности верующего, которая исходила бы от него самого и имела хотя бы наименьшую силу в ходатайстве, которое возобладало бы над грехом. Нет никакой Божией силы или превосходства в любого рода праведности, что верующий мог бы представить Богу. Ни наше обращение от злых путей наших, ни наше покаяние, как бы сердечно и велико оно ни было, ни обращение от беззакония, ни делание добра не имеют ни малейшей силы в ходатайстве пред Отцом, чтобы возобладать над нашим грехом или изменить нашу участь.

Нет правды, говорю я, во всем, что вы сможете сделать, в лучшей праведности, которой когда-либо достигнет человек, вне Христа или против Него, и так можно обрести только кару; и я думаю, что лучшая праведность человеческая, обращение от греха, покаяние или скорбь, самые лучшие действия, которые мы выполняем, содержат изобилие греха, и там, где будет ваша просьба за кого-то, если вы принесете такую праведность, чтобы умолить Бога или возобладать над Ним, вы принесете лишь то, что будет отвергнуто и окажется против вас, и может лишь усилить вашу вину и испортить все, что вы делаете.

Я умоляю вас, возлюбленные, последовать апостолу в Рим.7.18-23, где, я думаю, вы встретитесь с теми вещами, которые большинство людей по невежеству считают лишь остатками вины, строя на этом все свое утешение, как если бы так можно было изменить отношения между Богом и ими; однако если вы последуете апостолу, то убедитесь, что он отказывается даже от мысли такого рода, ибо говорит прямо: "Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.

Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих". Умоляю вас, поймите это.

Хотя апостол говорит, что он пал в немощи, но он ясно понял, как его сердце может быть поднято к Богу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если он это чувствовал, то его сердце было с Богом, ибо если он делал злое, его сердце говорило ему, что это не с его согласия, но он не может делать добро, ибо это не в его власти, а не потому, что он не желает этого. Теперь спросите у людей, что испытали то же самое, будучи побеждены грехом: в чем было их утешение тогда? Они скажут, что хотя бы они пали, их сердце искренне стремилось к Богу, хотя это прямо противоречило их расположению; они не делали злого с полной склонностью своего духа, но их сердце стремилось к иному, и это давало утешение, когда они грешили. Пусть же ваши сердца будут расположены так же, как и у апостола в то время.  Я прошу вас: найдите это утешение среди расположения своей души. Если вы впадете в грех, откуда еще вы получите утешение?

Спросите свои сердца, и пусть они скажут вам: да, сделаем так. Умоляю вас, сочтите это за благо, ибо апостол обрел таким образом свое единственное прибежище, единственное, чему он мог доверять к своему осаобождению и утешению. Он не замедлил сказать в заключение: "Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха". Я благодарю Бога, что мое сердце смогло сохранить должное расположение и настрой, и Павел имеет здесь в виду то же самое, что и в следующих словах: "Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти". Так что все утешение апостола никак не было внутри его, и если бы он искал утешения внутри себя, его жажда была бы бесплодна, ибо он остался бы без Христа. И потому он благодарит только Его за избавление. Так, в Фил.3.5-9 он говорит то же самое, что и здесь, а именно, что не та правда, которую он достиг, может позволить ему обрести утешение или избавление от вины.

Прежде всего, он говорит, что был "по правде законной непорочен", имея в виду то, что было до его обращения; это правда, но разве после своего обращения он говорит о правде законной как о том, что может дать ему его собственную праведность, которая была бы за него? Станет ли он ожидать, что его утешение или путь в рай исходит из этого? Нет, говорит он, "для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере".

Конечно, возлюбленные, если бы апостол считал, что эта праведность имеет хоть какую-то силу в ходатайстве, он никогда не отверг бы ее, как навоз; тот человек, который думает, что его аргумент имеет силу в споре, никогда не бросит его так, чтобы больше и не упоминать по сути дела. Но именно это сделал апостол, когда называл свою праведность навозом, притом даже после своего возрождения, и поэтому не смел искать ничего, кроме праведности Божьей, которая через веру во Христа. Он не просто говорит, что он не ищет праведности от закона, но что он не ищет никакой собственной праведности, так что запрещает полагаться на нее, искать что-то через нее или идти с ней; или с ним будет праведность Христа, или он останется при своей вине и не будет иметь никакого выхода. Возлюбленные, это серьезно. 

Вы можете легко понять, как сильно ошибаются люди и, следовательно, как неудивительно, что им так тяжко жить, когда они находятся в страхе смерти и, следовательно, в рабстве всю свою жизнь, если они пытаются освежать свой дух своей собственной праведностью от своих дел, и возлагают надежду своих сердец на то, что сделали сами, и соответственно ничего не получают от своего Отца, ибо им нужен только Христос и Его праведность. Поэтому, возлюбленные, возможно, для некоторых это суровая вещь - требовать, чтобы люди отрешились от своей собственной праведности, которая не даст им никакого утешения, и приводить их к праведности Христа, раскрываемой в Евангелии, с которой связано всякое их утешение; хотя это может показаться суровым для некоторых людей, которые не наставлены на пути благодати Божией и, значит, лишены Евангелия, однако я не сомневаюсь, что Господь будет рад в свое время показать им дело Христа и убрать от них собственную праведность и мнимое утешение от нее, чтобы они оставили свои дела и все свое, что можно представить и что может быть сделано нами, и возложили упование своих сердец и душ на то, что единственно исполнит их радости и мира в вере.  

Остается рассмотреть одно, о чем я знаю, что это заставляет некоторых вздрагивать или по крайней мере лежит камнем на их пути, прежде чем я смогу завершить слово о праведности Христа как о том, что составляет силу Его ходатайства за бедных грешников.

Некоторые возразят, что все то, что мы делаем от себя, даже если это не призывает нас, все же есть праведность веры, которая умоляет Отца и умилостивляет грех Его; и поскольку об этом есть некоторые споры, в которые я не желаю вступать, я только в нескольких словах попытаюсь прояснить истину и пойду дальше.

Я отвечу в целом, что праведность от веры есть праведность Христа и сила в Его ходатайстве, но это должно рассматриваться как дело только Христа, а не как какая-то праведность самой веры. Если сила веры будет привлечена одновременно с этой праведностью, как то, что выводит нас из разряда грешников, будучи сверх того, что принадлежит только Христу, я скажу, что все это не будет иметь никакой силы и власти ходатайства за вину. Это правда, что в Рим.10.8 апостол говорит нам о "праведности от веры" прежде, чем у него идет речь о праведности Самого Бога; но, возлюбленные, правда Божия здесь и есть праведность от веры, а вера есть лишь рука, которая берется за эту праведность Божью, и не так, что праведность от нас, но вера есть наша цель лишь потому, что она позволяет нам держаться за праведность Христа, при том, что это только объект вне нас.  

В Рим.1.16 апостол говорит: "Я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему». Я возвещаю вам радостную весть радостью весьма великою, ибо ныне родился вам в этот день в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь". Слово Евангелие в Послании к Римлянам, это то же самое слово, что и у Луки, и оно говорит, что Евангелие - это радостная весть, весть о великой радости: вам родился Спаситель. То, что Христос Спаситель родился для людей - вот Евангелие, и апостол говорит: "я не стыжусь этого", то есть не стыжусь Христа, родившегося Спасителя, ибо Он есть сила Божия ко спасению всякому верующему.  В 1 Пет.1.5 апостол говорит: "Мы хранимы силою Божию ко спасению", и он явно имеет в виду, что хотя верою мы получаем спасение, сама вера - это просто канал, через который работает праведность Христа, а не сообщение праведности, которой сам человек мог бы стоять праведным пред Богом или познать Его. Возлюбленные, разве в любом и каждом акте нашей веры, которая должна быть абсолютной совершенной и полной, нет дефектов и слабостей, или неких несовершенств? Конечно, есть, скажете вы. 

Если же так, то я знаю, что любая вещь, которая имеет в себе несовершенство, не есть праведная сама по себе; так может ли вера, платящая беззаконию, сделать человека праведным в себе, чтобы он мог стоять праведным пред Богом? Апостол в Евр.7.26 говорит нам о Христе: "Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников".

Если бы Христос был отчасти греховен в Своей праведности, то Его праведность никак не послужила бы нам, и, следовательно, Ему надлежало быть святым, непричастным злу, непорочным и не совершившим греха. Возлюбленные, Сам Христос не мог бы сделать нас праведными пред Отцом, если бы Он Сам не был святым и без греха, и можно ли представить себе, чтобы вера, которая имеет неправду в себе, могла сделать нас праведными? Я закончу на этом. Я надеюсь, что все сказанное не будет оскорбительным ни для кого, ибо я желаю, чтобы все сказанное дошло до вас. насколько оно согласуется со светом Евангелия, то есть правилом измерения всех истин. Об остальном в следующий раз.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn