Верность и Плодовитость. Николас Батзиг (Nicholas Batzig).
Богословие - Статьи

Ричард Гринхам, один из величайших пуританских теологов 16 века, был очень любим своими современниками за ту духовную помощь, которую он оказывал верующим в Англии и своим собратьям (Пуританам) по служению. Многие из пуританских пасторов ссылались на него, когда дело доходило до того, что они называли сложными «вопросами совести». И, не смотря на это, Гринхам [не единожды] выражал сожаление из-за малого количества плодов [Духа] в его собственном приходе в Драй Дрейтоне - очень маленьком поселении, где он был пастором в течении 21 года. Размышляя о духовном состоянии своей церкви, Гринхам говорил о болезненном восприятии проповедей и об отсутствии плода. Один из писателей однажды охарактеризовал его служение так: «Он водил овец на хорошие поля, но они всё равно были худыми».

После его смерти, небольшая церковь в Драй Дрейтоне выросла и духовно, и количественно. Кто-то даже спросил следующего пастора, как ему это удалось. На что он без колебаний ответил, что это произошло только благодаря плодотворному труду Гринхама. Не смотря на то, что сам Ричард Гринхам так и не увидел тех плодов, которые принесли его прихожане, его верность [в служении] была тем плугом, который подготовил поля верующих, для будущего урожая.

Для тех людей, кто отдаёт свои жизни на служение Евангелию, очень важно понимать ту связь, которая существует между верностью и плодовитостью. Есть один вопрос, который одинаково часто возникает в умах и у служителей, и у прихожан: «Откуда мне знать, что мои труды ради Христа, действительно приносят плод?»

Сначала нам важно утвердить учение о плодовитости на Библии. Когда фарисеи пришли к Иоанну [Крестителю], он сказал им: «Сотворите же достойные плоды покаяния» (Лк. 3:8). Также сказал и Иисус: «Всякое дерево доброе приносит и плоды добрые» (Мф. 7:17). И более того, Иисус обещал, что когда семена Божьего Слова падут на почту возрождённого сердца, оно принесёт плод (Мф. 13:23). Апостол Павел показал в своём послании Филиппийцам, свою глубокую озабоченность тем, чтобы служение приносило много плодов: «Если же жизнь во плоти [доставляет] плод моему делу, то не знаю, что избрать» (Флп. 1:22). Также он очень заботился и о плодовитости в жизнях и трудах верующих.

Когда он писал Послание Колоссянам, он напомнил им о том, как Евангелие «пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине» (Кол. 1:6). Конечно же, нам на память естественным образом приходит знаменитый отрывок из Послания Галатам (5:22-23) о плоде Духа: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». Когда мы размышляем об учении Иисуса и апостолов, становиться ясно, что плодовитость - это результат Божьего труда [в нас], который основывается на спасительном труде Христа и суверенно возлагается Его Духом и в жизнях верующих, воспитанием благочестивого характера, и в их трудах по созиданию Царства Божьего на земле.

Но от чего зависит плодовитость? Является ли она прямым отражением нашего труда? Или нам просто надо быть верными Богу и предоставить всему происходить самому по себе? Слава Богу, что Писание даёт нам ответы на вопросы о связи между верностью и плодовитостью.

Плодовитость, в конечном счёте, - это труд Бога, который совершается тогда, когда мы посвящаем себя тому, чтобы быть верными Ему во всех аспектах наших жизней и во всём том, к чему Он нас призывает. Мы должны противостоять искушению смотреть на себя как рыночный брокер смотрит на свою работу. То есть, нельзя впадать в ужасную духовную западню и смотреть на свою жизнь и свой труд с твёрдой уверенностью, что, если вы совершите те или иные действия, то получите определённый результат. Апостол Павел, сравнивая своё служение со служениями тех, кто хвалился своими достижениями, написал: «Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а [все] Бог возращающий» (1Кор. 3:6-7). Тому же самому нас учит автор 126 псалма: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его» (Пс. 126:1). Чем лучше мы это понимаем и принимаем, тем легче нам будет посвятить себя Богу и служению, таким образом, чтобы мы хотели быть Его средством для достижения того, чего Ему угодно.

Признавая, что наша верность - это дело рук Бога, мы должны понимать, что наш прилежный труд является неотъемлемым компонентом верной жизни и верного труда. Ведь, когда мы признаём, что наша плодовитость является результатом труда Бога, в наши умы может вкрасться очень коварная форма гиперкальвинизма. Мы можем начать думать или говорить другим людям, что «на самом деле, не важно, что мы делаем, поскольку, в конечном счёте, всё совершает Бог».

Интересно, что в том же самом послании, где написано, что «[все] Бог возращающий», Павел провозглашает: «я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1 Кор. 15:10). В Притчах, Соломон мудро отметил: «Рука прилежных будет господствовать» (Притч. 12:24). Один писатель удачно сформулировал нашу ответственность в прилежном труде на духовном поприще, когда сказал: «Вы можете служить с помощью Бога, так что отдавайте этому делу все свои силы. И вы не можете служить без помощи Бога, так что не волнуйтесь». Это истинно во всех сферах, где верующий старается быть верным Богу. Прилежность в верном совершении того, к чему Он призвал нас, в конечном счёте, принесёт много плодов.

Мастерство - это ещё один жизненно важный аспект, который ведёт нас к плодовитости. Есть множество вещей, которые я никогда не смогу сделать, поскольку Бог не дал мне соответствующего призвания и талантов. Я никогда не буду профессиональным спортсменом или концертным пианистом. Я никогда не стану ядерным физиком или кардиологом. Я точно знаю, что у меня нет соответствующих талантов. В то же самое время, Бог не призывает каждого верующего заниматься только служением в церкви, [как это делает освобождённый пастор]. Посмотрите к чему призывал апостол христиан Рима:

«И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, [то], [имеешь ли] пророчество, [пророчествуй] по мере веры; [имеешь ли] служение, [пребывай] в служении; учитель ли, --в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, [раздавай] в простоте; начальник ли, [начальствуй] с усердием; благотворитель ли, [благотвори] с радушием» (Рим. 12:6-8).

Мы также должны понимать, что плодовитость не зависит от обстоятельств или нашего статуса в обществе. Можно ошибочно убедить себя, что чем больше наши возможности, тем больше плода мы принесём. Можно попасть в ловушку и думать о духовном плоде как о мирском, и считать, что люди, более одарённые, богатые и влиятельные скорее нас принесут много духовных плодов. Апостол Павел, тем не менее, напоминает коринфянам о том, что так важно не забывать:

«Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много [из вас] мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, - для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1 Cor. 1:26–29).

Подумайте о тех плодах, которые апостол увидел во время своего заключения в тюрьме. Господь использовал Павла не для обращения цезаря, но для обращения стражи в темницах цезаря. В дополнение к этому, Павел написал Филимону, о его беглом слуге Онисиме который, «был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне»(Флм. 1:11; Кол. 4:9). Это является главным примером того как Бог производит великие плоды через наименее ожидаемых и подходящих для этого людей.

Кроме того, нам надо помнить, что плодовитость приходит в разные времена и сезоны. Мы не можем знать, когда созреет духовный плод. Святые из великого Зала Славы (Евр. 11) принесли разные плоды своей жизни в верности и труде. Некоторые из них прославились: они «верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча» и т.д.

Прочие же пострадали: они «испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли». Тем не менее, в конце, в славе, все они получили последний плод своих трудов. Вознесённый Христос дал каждому из них корону победителя. И в воскресении, они получат самую главную награду за свою жизнь и труд вместе со всеми святыми.

В конечном счёте, смерть и воскресение Иисуса является основанием и нашей верности, и нашей плодовитости. «Труд ваш не тщетен пред Господом», объясняет нам Павел, ведь Христос воскрес из мертвых (см. 1 Кор. 15:58 в контексте всей 15 главы). Смерть и воскресение Иисуса гарантирует духовный плод в жизнях Его народа. Ведь все наши плоды произрастают на почве нашего союза с Иисусом Христом - лозой, дарующей и жизнь, и плод (Ин. 15:1-11, 16). Христос посвящает себя тому, чтобы сделать нас плодовитыми в наших жизнях и трудах, так что Богу будет вся слава за Его труды и труды Его народа. Когда мы стараемся быть верными и не отступаем от всего того, к чему Господь нас призывает в Своём Слове, мы можем быть спокойны, что «труд ваш не тщетен пред Господом» (1 Кор. 15:58).

www.ligonier.org