Новости
Осмелитесь Быть Как Даниил? Бен Дансон (Ben Dunson). |
Богословие - Статьи |
Уже, будучи христианином, вы [наверняка] слышали фразы подобные этим: "будь как Диниил", "убей Голиафа [угрожающего] твоей жизни", "завоюй свой Ханаан". Христиане, [даже только] немного знакомые с Библией, знают, что она полна историй о людях, которые совершали великие дела, служа Богу. Они узнали об этих прославленных мужчинах и женщинах из проповедей, на занятиях в Воскресной школе или библейских занятиях на каникулах (в отпуске). Но, может быть, вы задаётесь вопросом: Разве в Библии нет чего-то ещё, помимо этих рассказов о храбрости и героизме? Разве в Библии нет ничего важного помимо великих героев, исполняющих великие замыслы Бога? Как на счёт Бога, спасающего грешников? И есть ли надежда для тех из нас, кто на героев не похож вообще? Если вы задавались подобными вопросами, то вы не одиноки. В 20 веке многие пасторы и теологи стали задумываться над простым, но важным вопросом: Если в Библии нет ничего, кроме непрерывного повествования о верных Богу людях, представляющих для нас образец для подражания, то где же в ней Евангелие? Ведь христианство это точно нечто большее, чем "быть как Даниил". В этих вопросах есть что-то очень важное. Они обращаются к самой сути того, как Сам Иисус повелел нам воспринимать Библию; а именно, как книгу повествующую о Нём. Мы видим это в Евангелии от Луки 24:44-47 (как и в других местах): "И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, ещё быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мёртвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима". Вся Библия - от начала и до конца - об Иисусе (стих 44). И особенно, о Его страданиях, смерти и воскресении для прощения грехов (стихи 46-47). Это означает, что вся Библия написана для возвещения Евангелия, благой вести о том, что Бог спасает грешников во Христе Иисусе. Если мы не примем того, что Иисус говорит в этом отрывке, то всё, что мы говорим о примерах верности людей в Библии обратиться в ещё одну бытовую мораль. Быть верующим, это не просто быть смелым как Даниил или храбрым как Давид. Так что же нам дают эти примеры? Как нам воспринимать всех этих героев Библии, которые совершили великие дела, служа Богу? Чему мы можем у них научиться? И можем ли вообще? Должны ли мы когда-либо задаваться вопросами типа: "А что бы здесь сделал Давид?" или "Как бы тут поступил Павел?" Или даже: "Что бы сделал Иисус в этой ситуации?" Тех, кто читает всю Библию как повесть об Иисусе (что совершенно правильно) и о спасении, которое Он совершил, подстерегает опасность. Она заключается в следующем: мы можем забыть о другом жизненно важном библейском повелении: следовать примеру тех, кто прошёл путь веры прежде нас. Мысль о том, что мы должны читать Библию, уделяя внимание примерам людей, - это не пустое измышление. То, что нужно читать Библию подобным образом можно увидеть в том, как часто в Новом Завете используются примеры из Ветхого. Давайте посмотрим на два примера: Евреям 11: в этой главе, автор перечисляет для нас более 20 примеров верующих из Ветхого Завета, которые верили Богу и потому получили похвалу (стих 2). Настоящая вера сделала жертву Авеля, а не Каина, угодной Богу (стих 4); вера побудила Ноя построить ковчег и войти в него, и так спастись от Божьего суда (стих 7); верой Авраам отвернулся от мира и устремил свой взгляд на город имеющий "основание, которого художник и строитель Бог" (стих 10), то есть на небесное наследие, которое приготовил ему Бог; вера повела Моисея прочь от роскоши двора фараона, которая описана как "временное греховное наслаждение" (стих 25), поскольку он "поношение Христово почёл большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища" (стих 26). Во всех примерах 11 главы Послания к Евреям, центральная идея одна и та же: вера в Бога - это единственный образ жизни, который подходит для тех, кто, подобно Аврааму (и прочим верующим во всех веках), ещё "не получив обетований" Божьих (стих 13), вынуждены терпеливо ждать в вере лучшего, небесного (стих 16). Ведь на самом деле "без веры угодить Богу невозможно" (стих 6). 1 Послание к Коринфянам 10: Новый Завет, тем не менее, не просто показывает нам примеры для подражания из Ветхого Завета. Он также даёт нам и отрицательные примеры, чтобы мы избегали их. Стихи 1-22 являют нам особенно выдающийся пример. Этот текст отчасти повторяет описание блужданий Израиля в пустыне, как это записано в Исходе и Числах. "Это были образы для нас" (примеры, стих 6). История, которую описывает нам Павел, касается ропота и восстания Израиля против Моисея, и, в его лице, против Бога. Павел особо отмечает 4 вещи, которые верующие должны понять из этого плохого примера Израильского народа в пустыне: мы не должны быть "идолопоклонниками, как некоторые из них" (стих 7); мы не должны "блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали" (стих 8); мы должны опасаться "искушать Христа, как некоторые из них искушали" (стих 9); и, наконец, сказано: "не ропщите, как некоторые из них роптали" (стих 10). Каждый из этих грехов происходит из сердца, которое любит зло (стих 6). И в каждом из этих случаев, Божий суд приносит смерть (стихи 5, 8-10). Таким образом, попытка понять, как мы можем следовать примеру ранних святых (и избегать поступков неверующих), должна быть такой же частью нашей стратегии по чтению Писания, как и старание, видеть всю Библию как свидетеля о совершении нашего спасения одним только Иисусом Христом. Как нам это сделать? Слава Богу, Новый Завет показывает нам это, и говорит, что поиск примеров в Библии - это тоже фокусировка на Евангелии. Главный принцип здесь заключается в следующем: люди в Ветхом Завете, которым мы призваны следовать, дают нам пример веры в Бога и действий в соответствии с этой верой. В этом главная идея 11 главы Послания к Евреям: вера побуждает Божий народ смотреть на небесную награду, и, соответственно, действовать с твёрдой уверенностью в Боге во время своих земных странствий. Как мы должны реагировать на эти примеры? "Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия" (Евр. 12:1-2). Другими словами, мы должны следовать примеру древних святых, поскольку они тоже взирали на небеса с верой и надеждой. Это должно сильно укрепить и ободрить нас, если мы будем учиться на их бесконечных примерах того, что они могли взирать на Божью спасающую благодать и находить в ней силы быть с Ним в своих земных странствиях (Евр. 11:13). Следовать их примеру - это так далеко от морализма, как это только возможно. Бог верно спасал Свой народ во все времена, и Он записал это в Библии, чтобы помочь нам на пути в наш небесный дом. И наоборот, если взять отрицательные примеры, подобные тем, что мы видим в 10 главе 1 Послания к Коринфянам, где нас предупреждают об опасности ожесточения наших сердец в неверии, когда мы позволяем греху соблазнить нас, чтобы мы "были похотливы на злое" (стих 6). Те Израильтяне, которые, не смотря на привилегию принадлежности к обществу завета (стихи 1-4), восстали против Бога в неверии, были осуждены и наказаны Им. "Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков, посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть" (стихи 11-12). Другими словами, здесь у нас обратная сторона Евр. 11 - это пример неверия, данный, чтобы предупредить верующих об опасностях греха. Гордость предшествует падению, и Бог помогает нам быть с Ним рядом через пример того, что бы случилось, если бы мы перестали доверять Ему. Хотя никто из избранных Богом не погибнет (Ин. 10:28-29; Еф. 1:3-14; и т.д.), это не может быть оправданием для грешных мыслей, что мы можем быть спасены без ежедневного упования верой на Христа. И, если подытожить всё это, то Новый Завет гораздо больше говорит нам о примерах, чем Ветхий, как о положительных, так и об отрицательных. Рассмотрение таких текстов радует нас разнообразием способов, которыми Библия побуждает верующих стремиться к святости. Иногда это заключается в показании настоящей радости в верном следовании за Господом (Пс. 1; Мф. 5:3-10); иногда через предупреждение о будущем суде над нераскаявшимися (1 Кор. 6:9; Гал 5:21; Евр. 10:26-31); а иногда, как в 11 главе Послания к Евреям и 10 главе 1 Послания к Коринфянам, люди побуждаемы к святой жизни через примеры, показывающие положительные и отрицательные поступки людей пред Богом в Ветхом Завете. И примеры, порой, не очень популярны, поскольку есть страх, что указание на них приведёт к морализму или попыткам обрести спасение своими силами. Но это далеко не так: Бог один может спасти, и спасает Он только верой. Единственная вера, которая может спасти, - это настоящая вера, то есть живая и действующая (Ин. 2:17), и именно такая вера показана в 11 главе Послания к Евреям (и именно её недостаёт Израильтянам в 1 Кор. 10). В двух следующих статьях ("Давид, Голиаф и Вы" и "Грех Соломона и Наш Грех") я обращусь к Ветхому Завету, чтобы показать, как мы можем применить принципы, которые описаны здесь, к текстам, которые не упомянуты в Новом Завете напрямую. www.ligonier.org
|