"Ибо возмездие за грех смерть, а дар Божий жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем" (Рим. 6:23).
Некоторое время назад я слышал проповедь на этот текст от проповедника, который сегодня на пенсии. С проповедью в целом я не согласился, но ее начало показалось мне интересным. Проповедник сказал, что в свое время он встретил на пароходе на одном из Великих озер некоего джентльмена, серьезного делового человека, далекого от Церкви. Когда зашел разговор о вопросах религии, этот бизнесмен высказал проповеднику необычную критику, которую тот сперва счел не заслуживающей внимания. «Вы, - сказал он, - недостаточно учите об аде».
Обычно критика со стороны нецерковных людей бесполезна, как и любая критика со стороны тех, кто невежественен в вещах, о которых говорит. Но в данном случае я склонен думать, что критик был прав. Мы действительно не проповедуем достаточно об аде, и мы мало говорим о грехе. Мы говорим о Евангелии и задаемся вопросом, почему люди не заинтересованы в наших словах. Конечно, они не заинтересованы в нем, потому что никто не может быть заинтересован хорошей новостью, не имея ясного сознания того, что он в ней нуждается. Никто не будет заинтересован в предложении спасения, если не знает, что есть то, от чего надо спасаться. Совершенно бесполезно просить человека принять христианский взгляд на Евангелие, если он сначала не усвоит христианский взгляд на грех.
Но человек никогда не примет христианский взгляд на грех, если он считает, что это просто грех мира и грех других людей. Рассмотрение грехов других людей является самым опасным из всех моральных обезболивающих средств, ибо оно снимает боль совести, но в то же время разрушает всю нравственную жизнь. Многие люди злорадствуют по поводу того, что не имеет к ним никакого отношения, или даже по поводу грехов, совершенных другими. Царь Давид был очень раздосадован, когда пророк Натан рассказал ему грязную историю о жадности. «Жив Господь, - сказал Давид, - человек, который сделал это, умрет». Но Натан привел царя в замешательство. «И сказал Натан Давиду: ты тот человек» (2 Цар.12.5-7). Только после этого Давид осознал, что он совершил. Так же происходит и с нами.
Конечно, для нас кажется совершенно нелепым, что мы грешники. Это было нелепым и для Давида, восседающего на троне в царских одеждах. Это казалось нелепицей, но это была правда. И это кажется нелепицей нам.
Грешник – странное понятие для определения солидных людей. В случае с выпускниками колледжей оно выглядит особенно абсурдно. Эти люди так приятно смотрятся, что кажется нелепым подводить их под ужасные факты греха. Не так давно я читал в одном лондонском журнале обзор книг, касающихся религиозной ситуации среди университетской молодежи. Автор одной из таких книг говорит о том, что моральные идеалы многих молодых людей укладываются в понятие хорошего спортсмена.
Эта молодежь, по сути, не может использовать старые понятия вины и возмездия, но ей наверняка не понравится человек, который не умеет играть в теннис и принимать поражения как джентльмен. Замечание рецензента, подумал я, абсолютно справедливо. Конечно, он пишет, что в связи с этим широко распространилось мнение, что играть в теннис – это грех, да и вообще в университетской среде «есть факты еще мрачнее, чем этот». Он был прав, и мы это знаем. Он прав в отношении университетов Англии, он прав в отношении колледжей Америки, и он прав в отношении всех нас.
Есть факты мрачнее, чем пустой теннисный корт, без сомнения, есть. Существует, в тысячах уродливых форм, такой мрачный факт, как грех.
Поэтому, когда я говорю о грехе, я не говорю с вами о грехе других людей, но я говорю вам о своем грехе, и я говорю себе о своем грехе. Я говорю вам о поле боя, где вы вступаете в борьбу с силой зла, и где вы встречаетесь с вашим Богом.
Предположим, что на этом поле боя мы потерпели поражение. Что в результате? Ответ нашего текста и всей Библии – короткий и простой. «Ибо возмездие за грех смерть», говорится в Писании. Я не стану сейчас подробно рассматривать, что Павел имеет в виду под смертью – за исключением только того, что укажу на интересный факт: если вы хотите найти самые страшные описания этой вечной смерти, то вы найдете их не у Павла, а у Иисуса. Сегодня есть стремление сводить якобы мрачное богословие Павла к светлой и солнечной «философии» Иисуса, но странно, что именно Иисус, а не Павел, говорит о тьме внешней и вечном огне, и о грехе, который не простится ни в этом мире, ни в будущем. Павел в своих посланиях говорит об избавлении от наказания за грех, которое он описывает очень реально и страшно – но Иисус еще более четок.
Иисус совершенно ясно дает понять, что нарушитель Божия Закона столкнется с чем-то по меньшей мере еще более стращным, чем просто уничтожение. В самом центре учения Иисуса присутствует этот страх Божий и страх перед адом. Ни один человек не живет без полной ответственности перед Законом, но без Закона ответственность – это нечто бессмысленное и жалкое. Можно ли назвать жалким Божий Закон? Есть люди, которые думают, что это так. Но на самом деле Закон предусматривает такие санкции, по сравнению с которыми все человеческие наказания суть ничто.
Этот факт проявляется даже в нашем мире. Пренебрегать законами природы смертельно опасно. Попробуйте нарушить законы, определяющие ваше здоровье, и несомненно последует страшный результат, которому не будет оправдания и который не изменишь воплями и слезами. В сфере физической жизни, конечно, ясно, что возмездие за грех есть смерть. Но многие люди думают, что они могут обмануть кассу, что после жизни во грехе мы получим иную плату, а не ту, которую заслужили. Вы действительно согласны с ними? Вы действительно думаете, что здесь можно обмануть? Вы думаете, что уйдя из физической сферы, вы сможете избежать последствий греха? Есть что-то внутри нас, что говорит нам, что это не так, что-то внутри нас, что показывает пропасть, над которой мы стоим, что отметает наши мелкие оправдания, и показывает, что во внутренней, нравственной сфере, как и в физической, есть та же страшная неизменность Закона. Дай Бог, чтобы мы не обманывали сами себя! Дай Бог, чтобы мы даже не надеялись кого-то обмануть! Дай Бог, чтобы мы еще на земле узнали, что возмездие за грех смерть!
Мы можем быть уверены в нашей зарплате. Заработок отличается от дара - прежде всего, тем, что он фиксирован. Человек выполнил определенную работу, он приходит в кассу, и с ним расплачиваются; вопросы здесь не принимаются, никто не может заключить сделку с кассиром. Сума платежа определена заранее, и оплата есть формальное, обезличенное дело. Так же обстоит дело с возмездием за грех. «Заработок» здесь уже фиксирован. Я не имею в виду, что все грехи наказываются одинаково; несомненно, на суде Божьем есть тонкие различения, совершенно недоступные человеческим законам. И я не имею в виду, что наказание за грех следует только по естественному закону, что не зависит от Бога. Но Закон, как он установлен Создателем, неумолим. Совершенно бесполезно для человека спорить о наказании за свой грех, так же как бесполезно в физической сфере спорить с последствиями преступного отношения к своему здоровью, и тем более это будет бесполезно, когда мы окажемся перед Тем, Кто знает тайны сердца.
Давайте не будем обманывать себя, друзья мои. Моральный порядок во Вселенной – это очень страшная вещь. Давайте не будем думать, что мы можем шутить с ней. Мир управляется неумолимым законом. И закон указывает на неизменную ответственность как страшное последствие греха. Возмездие за грех есть смерть.
На этом некоторые проповедники останавливаются. Остановился и тот проповедник, который дал нам тему сегодняшнего рассмотрения. Ужас греха и неумолимость Закона мы ясно знаем из устройства человека и законов природы, и, кроме того, это ясно из Библии. Но Библия, в отличие от природы, на этом не останавливается.
Возмездие за грех есть смерть – это великая истина, но это еще не конец. Возмездие за грех есть смерть - это закон. Но Библия содержит больше, чем закон, она содержит также Евангелие. "Ибо возмездие за грех смерть, а дар Божий жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем".
Дар контрастирует с платой. Но люди упорно пытаются принизить его до уровня платы, они упорно пытаются свести его к соблюдению какого-то закона. Они рассматривают спасение как естественный процесс, основанный на вере или иных качествах человека. Они считают, что христианство основано на неизменных принципах религии, а не на неожиданной Вести. Но это тщетные попытки. Спасение есть дар – или ничто. Это не принцип, который мы можем найти, но событие, которое произошло.
Беда в том, что мы не готовы принять Бога и Его Слово. Мы упорно стремимся сами спасти себя. Если мы в какой-то мере научены Закону, если мы осознаем ужас греха, то мы можем упорно думать, что избавление от него зависит от нас. Мы стараемся использовать наши собственные моральные ресурсы в этой борьбе, и мы падаем еще глубже и глубже в грязь. Как же мы можем принять Бога и Его Слово? Как мы можем просто принять верой дар спасения, который Он предложил?
Это то, что действительно стоит принять. И это и есть жизнь вечная. Нам не нужно теперь спрашивать подробнее, что это значит. И это так же славно, как страшна смерть, которая этому противопоставлена. И это не просто счастье по сравнению с горем, ибо это гораздо больше, чем счастье. Это служение, и это присутствие Самого Бога.
Дар Божий является абсолютно необъяснимым событием в жизни каждого человека, который принимает его. Это не действие какого-то природного принципа, но это то, что с нами происходит. И это происходит в нашей душе в результате внешних событий. Дар Божий есть жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. Такова центральная характеристика нашей религии. Основа христианства такова, что оно не основано на том, что всегда было так, но в первую очередь на том, что случилось - то, что произошло близ Иерусалима на определенное время в истории мира. Иными словами, она основана не на постоянном принципе религии, а на Евангелии, то есть на Новости.
Христианский проповедник, если он смиренен, должен ответить, что Евангелие именно таково. Мы не могли бы надеяться быть услышанными, если бы это были лишь наши собственные мысли. В мире есть люди более мудрые и знающие, чем мы. Но во время величайшей опасности в осажденном городе мнение скромного поденщика может оказаться важнее, чем слова величайшего оратора, если у него есть новости. Так же дело обстоит и с христианской проповедью в условиях смертельной опасности для нашей души.
Возмездие за грех есть смерть – это Закон. Но в решающий момент Христос взял плату за грех на Себя – это Евангелие. Нравственный закон Божий неумолим. Но Божья милость превозмогает Его Закон. Мы заслужили вечную смерть, но Христос умер за нас на Кресте. Должны ли мы принять этот дар? Результатом будет начало новой жизни с Богом, а затем победа в борьбе с грехом. "Ибо возмездие за грех смерть, а дар Божий жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем".
|