ДЖОНАТАН ЭДВАРДС: ПРОБУЖДЕНИЕ СЕРДЦА И РАЗУМА Кеннет Сэмплс (2002)
Богословие - Статьи

 

ДЖОНАТАН ЭДВАРДС: ПРОБУЖДЕНИЕ СЕРДЦА И РАЗУМА
Кеннет Сэмплс (2002)

 
Понимание величия Бога в сочетании со стремлением к самой глубокой духовной близости к Нему характеризует одного из величайших евангельских мыслителей Америки (1). Джонатан Эдвардс (1703-1758), известный как богослов Божия суверенитета, сделал весомый вклад в богословие, философию и психологию религии. Пастор, воспитатель, миссионер, смелый проповедник-ривайвелист, возвещавший Евангелие Иисуса Христа, Эдвардс является примером человека, который воссоединил работу разума и личную преданность сердца в своей непоколебимой верности Богу и Его Царству, открытому в творении и Писании. Эти убеждения помогли Эдвардсу твердо стоять в то время, когда "просвещение" начало угрожать христианству - что оно делает и сегодня.
 
Наследник пуританизма 
 
Родившись 5 октября 1703 года в Новой Англии, в Ист-Виндзоре, Коннектикут, Джонатан Эдвардс происходил из семьи уважаемых священнослужителей. Его отец, Тимоти Эдвардс, был пастором местной общины, как и отец его матери. Пятый из одиннадцати детей, Джонатан был единственным сыном своих родителей. Он "вырос в атмосфере пуританского благочестия, любви и обучения» (2). Энергичное академическое обучение на дому рано привело его к размышлениям о душе. В 10 лет Эдвардс написал также эссе о летающих пауках и радуге - первые письменные выражения его всежизненного интереса к природе. Историки отмечали, что эти работы "явили замечательную наблюдательность и способность суждения" (3). Выводы Эдвардса о радуге, очевидно, свидетельствуют о его раннем знакомстве с оптикой сэра Исаака Ньютона (4). Будучи еще ребенком, Эдвардс начал записывал свои размышления и наблюдения на различные темы в блокноте - практика, которая продолжалась в течение всей его жизни. Позднее он включил эти заметки в свои труды и оставил также 9 папок "Разных наблюдений", сгруппированных в 1360 записей.
В возрасте 13 лет Эдвардс поступил в школу, считавшуюся оплотом христианского образования и впоследствии ставшую Йельским университетом  По получении степени магистра и после краткого пребывания в . пастырском служении, Эдвардс вернулся в Йель старшим преподавателем. Находясь там, он испытал глубокое духовное пробуждение, которое позже описал в своем "Личном повествовании". Это событие дало Эдвардсу обновленное  осознание абсолютного суверенитета Бога и полной зависимости человечества от Божьей силы и благодати. Эти центральные богословские истины целиком определили понимание Эдвардсом христианского богословия и его подход к служению.
После этого опыта Эдвардс женился на Саре Пирпойнт, глубоко благочестивой дочери одной из видных семей новоанглийских пуритан. За годы супружества у Джонатана и Сары было 11 детей.  
 
Богослов суверенной благодати
 
В 24 года Эдвардс стал помощником пастора церкви конгрегации в Нортхэмптоне, Массачусетс. Он работал под руководством своего деда по материнской линии, Соломона Стоддарда. После его смерти два года спустя он принял на себя пастырское руководство церковью. Более 20 лет он проповедовал и писал в этом приходе, ставшем одним из самых значительных за пределами Бостона. Он создал здесь ряд богословских работ, включая "Трактат о религиозных чувствах", "Свободу воли" и "Первородный грех",  которые  принесла ему репутацию одного из самых влиятельных евангельских богословов всех времен.
Поскольку пуритане покинули Англию, чтобы насладиться свободой вероисповедания в новом мире, колониальная Америка сделала пуританство своей основной богословской, социальной и политической силой. Пуританское богословие Эдвардса представляло собой разновидность реформатской ортодоксии с особым акцентом на свидетельства веры в жизни и на пастырские элементы христианства (5). Оставаясь верным традиции Августина и Кальвина, Эдвардс выступил в защиту трех отличительных реформатских доктрин - суверенитета Бога, первородного греха и спасения только по благодати. Императивные для всего богословия и служения Эдвардса, эти богословские принципы особенно заслуживают рассмотрения сегодня, когда евангельские деноминации, как правило, пренебрегают ими.  
1. Суверенитет Бога. Учение о Божьем владычестве пронизывает проповедь, сочинения и всю богословскую систему Эдвардса (6). Эдвардс рассматривает Бога как трансцендентного Творца и абсолютного Правителя мира. Это особенно хорошо разработано им в книге "Цель, ради которой Бог создал мир". Бог предопределяет и полностью контролирует все вещи, и Он никогда не может быть разочарован в Своей воле. Мир существует в полной и абсолютной зависимости от Бога, и Божья суверенная цель распространяется на все Его действия в творении, провидении и искуплении. В соответствии с исторической реформатской традицией Эдвардс рассматривает истины о Божьей суверенитете и ответственности человека как парадокс, по-человечески непонятный, но не противоречивый.
2. Первородный грех. Эдвардс считает, что весь род человеческий согрешил через падение Адама (Быт.3). Все человечество унаследовало греховность, вину и моральное растление через свое отношение к Адаму (7).  Отпадение от первоначальной праведности вызвало отчуждение человечества от остального творения и исказило образ Божий в людях. Человечество в состоянии греха страдает от испорченной природы, и соответственно оно отчуждено от святого и праведного Бога. Эдвардс подчеркивает, что сердце грешника затвердело и он порабощен своим нарушением закона. Поэтому он часто являет открытое противостояние Богу и неуважение к Нему. Этот трезвый и пессимистичный взгляд на человеческую природу резко контрастировал с оптимизмом, возникшим в колониях перед Революцией и сохраняющимся по сей день. Проповеди Эдвардса и особенно его поздние сочинения четко отражают эту диагностику падшего человеческого состояния. Апологию своего взгляда на человеческую природу он дал в работе "Первородный грех", опубликованной посмертно.
3. Спасение только по благодати. Взгляд Эдвардса на абсолютную необходимость Божией благодати для спасения естественно вытекает из его понимания греховно-испорченного состояния человека. В своей книге "Свобода воли" он утверждает, что человеческая воля не является самостоятельной способностью. Скорее она реагирует в соответствии со своей природой, ее преобладающими мотивами или чертами, которые для всех людей с момента падения омрачены грехом. Таким образом, Эдвардс делает вывод, что человек беспомощен, чтобы спасти себя или даже сотрудничать в этом процессе. Он убежден, что грешник по своей природе никогда не избирает Бога, если Бог не вмешается Своей особой, действенной и неодолимой благодатью. Эта суверенная благодать просвещает ум, склоняет волю и внедряет "новые чувства сердца". Как и во всей реформатской мысли, Эдвардс утверждает, что духовное возрождение логически предшествует покаянию, вере и обращению, и создает для них основу. Таким образом, спасение - это действие только благодати Божией (8).
Изменение человеческого сердца в искуплении стало одной из самых частых тем, по которым Эдвардс проповедовал и писал. Как отмечает историк Марк Нолл, для Эдвардса "истинное христианство предполагает не только знание о Боге и фактах Писания, но новое постижение Божественной красоты, святости и правды". Эдвардс высказывал живейший интерес к важности соединения ума и сердца в служении христианина Богу.
 
Апологет в эпоху Просвещения
 
Жизнь Эдвардса пришлась на философское движение XVIII в., известное как Просвещение (9). Для одного из его самых известных защитников, Иммануила Канта, Просвещение означало критически тщательное познание, не доверяющее слепо авторитетам прошлого, таким, как Библия, Церковь и государство. Все это должно встать перед судом человеческого разума и совести. Просветители подтверждали врожденную доброту человека и внутреннюю рациональность человеческого разума. Этот мощный сдвиг парадигмы представлял прямую угрозу историческому христианству, объявляя о превосходстве человеческого разума над Божественным откровением.
Как философ и богослов Эдвардс написал ряд апологетических работ, которые в значительной мере дали христианский теистический ответ на продвижение претензий Просвещения (10). Эдвардс утверждал, что все реалии жизни и бытия, особенно знание, моральная добродетель и, конечно же, спасение от греха, однозначно зависят от Бога. Взгляд Просвещения на человеческую автономию был полной противоположностью богословского описания Эдвардсом падшего человека, как слабого, развращенного и полностью зависимого от Бога существа. Эдвардс жестко критиковал "новую моральную философию" Просвещения и тенденции к ней в христианстве. Он утверждал, что мораль укоренена и утверждена в Боге и Его откровенном Слове. Истинная мораль, утверждал он, вытекает из благоволения Бога к людям. По словам  Эдвардса - "нет ничего в природе истинной добродетели, где Бог не был бы Первым и Последним" (11). Посмертно опубликованная работа "Природа истинной добродетели" исследует это соотношение между Богом и человеческой добродетелью.
 
Лидер Пробуждения
 
Когда колониальная Америка испытала глубокое движение возрождения, известное как Первое Великое пробуждение, Эдвардс занял в нем центральное место. Церковный историк Уиллистон Уокер назвал это событие, длившееся около 20 лет, "самым далеко идущим движением возрождения в религиозной жизни Америки XVIII века" (12). Ветер возрождения задул в Новой Англии к конце 1720-х - начале 1730-х гг., а затем охватил всю колониальную Америку, повлияв через Евангелие Христово на десятки тысяч людей до 1740-х гг. Этот ветер дошел до уже родного Эдвардсу Нортхэмптона в 1734-1735 гг., когда евангелизационные служения привели к обращению сотен людей и их количество постоянно росло. Через проповедь странствующего англиканина Джорджа Уайтфилда число новообращенных по всем колониям достигло тысяч. Большие толпы, которые Уайтфилд привлекал в Филадельфии, впечатлили даже такого современника Эдвардса, как Бенджамин Франклин (13). В некоторых случаях, когда Эдвардс и Уайтфилд объединяли свои усилия, их огненные проповеди приводили к обращению тысяч людей в течение многих недель подряд. О последствиях пробуждения в своем родном городе Эдвардс отметил: "Не было почти ни одного человека, старого или молодого, который не позаботился бы о делах вечности... Души, можно сказать, стаями приходили к Иисусу Христу" (14).
Эдвардс проповедовал смелую и бескомпромиссную весть об оправдании только верой. Самой известной его проповедью, вошедшей во все антологии американской литературы, стали "Грешники в руках разгневанного Бога". Его страшные слова и яркие метафоры Божественного возмездия показали замечательные риторические навыки Эдвардса и глубокое понимание им человеческой природы.
Будучи прекрасно осведомлен о психологии религии, Эдвардс не только сформировал саму проповедь Великого пробуждения, но также предоставил правдивый психологический и богословский анализ этого необычайного религиозного феномена. Он подверг резкой критике различные эмоциональные эксцессы, проявления истерии, хаоса и церковных нестроений. Стремясь решить эти проблемы, Эдвардс столкнулся с тем, что Уайтфилд иногда поощрял неприемлемые для него практики. В конечном итоге Эдвардс пришел к выводу, что Пробуждение было подлинным делом Бога, ибо оно произвело не только интенсивное поклонение, но и устойчивые изменения в жизни людей и всего общества.  По поводу духовных событий в Нортхэмптоне Эдвардс написал книгу "Верное повествование об удивительных делах Божиих". Чрезвычайно популярная в колониях, эта книга обратила на себя внимание общества и выдержала 23 переиздания. Пробуждение так сильно повлияло на Эдвардса, что он начал верить, что в Америке забрезжил "тысячелетний рассвет" (15). Позже Эдвардс написал также классическую работу по психологии религии - "Трактат о религиозных чувствах". Наряду с "Многообразием религиозного опыта" Уильяма Джеймса он считается лучшей книгой на эту тему. Работа Эдвардса дает глубокий анализ феномена религиозного опыта. В ней он определяет "признаки истинной религии", включающие добродетель во взаимоотношениях и практике.
Нортхэмптонская церковь уволила Эдвардса, когда возник спор, касаюзийся правильной квалификации тех, кто получает Вечерю Господню. Эдвардс выделялся из своей общины тем, что утверждал, что только те, кто являет признаки христианской веры и добродетели, должны причащаться. Оставив Нортхэмптон, он взял под окормление общину в пограничном городке Стокбридже в Массачусетсе. В его окрестностях жило несколько сот индейцев, и Эдвардс проповедовал им Евангелие.  Наряду с исполнения своих пастырских и миссионерских обязанностей, он закончил в этот период некоторые из его наиболее важных сочинений. Удрученный языковыми барьерами и ухудшающимся здоровьем, 54-летний Эдвардс принял приглашение на должность президента Колледжа Нью-Джерси (будущего Принстонского университета). Вскоре после инаугурации он заболел оспой от прививки и скончался в Принстоне 22 марта 1758 года.
Своим примером Эдвардс предвосхитил многие проблемы современных христиан. Этот человек в полной мере включил свою голову и сердце, чтобы стремиться жить по Евангелию Иисуса Христа. С приходом американской революции с ее оптимистичным взглядом на природу человека стойкое пуританство Эдвардса стало уступать свою почву арминианству с его упором на человеческую волю и унитаризму с акцентом на инклюзивизм, которые удерживают за собой большие пространства и по сей день. И все же наследие Эдвардса как исключительного христианского мыслителя, стоявшего пред Богом в страхе Его величия и постоянно осознававшего Его суверенитет, дает христианам (и тогда и сейчас) достойный пример для подражания.  
 
1.      Для введения в жизнь и мысль Эдвардса см.: Encyclopaedia Britannica, vol. 8, s.v. “Edwards, Jonathan;” Walter A. Elwell, ed., Evangelical Dictionary of Theology, (Grand Rapids: Baker, 1984), s.v. “Edwards, Jonathan;” Paul Edwards, ed., The Encyclopedia of Philosophy, vol. 1 (New York: Macmillan, 1967), s.v. “Edwards, Jonathan;” Ian P. McGreal, ed., Great Thinkers of the Western World (San Francisco: HarperCollins, 1992), 261-65.
2.      Encyclopaedia Britannica.
3.      Paul Edwards.
4.      Paul Edwards.
5.      Alister E. McGrath, Historical Theology (Malden, MA: Blackwell, 1998), 174.
6.      McGreal, 262-63.
7.      Подход самого Эдвардса к доктрине первородного греха известен как "установленная идентичность".
8.      Elwell, ed., s.v. “Edwards, Jonathan.”
9.      Elwell, ed., s.v. “Enlightenment, The.”
10.  Trevor A. Hart, gen. ed., The Dictionary of Historical Theology (Grand Rapids: Eerdmans, 2000), s.v. “Edwards, Jonathan.”
11.  As cited in Walter A. Elwell, s.v. “Edwards, Jonathan.”
12.  Williston Walker, A History of the Christian Church (New York: Charles Scribner’s Sons, 1970), 464.
13.  Alister E. McGrath, An Introduction to Christianity (Cambridge, MA: Blackwell, 1997), 309.
14.  Цит. Bruce L. Shelley, Church History in Plain Language, 2d ed. (Dallas: Word, 1995), 346.
15.  Тысячелетний рассвет означает начало миллениума. Для Эдвардса Первое великое пробуждение было возможным началом благодатного правления Божия и массового обращения ко Христу..
16.  Hart.