Возрастание и смирение. Дерек Томас
Богословие - Статьи

 

"Когда же ты уже повзрослеешь?!?" Некоторые из нас могут припомнить, с долей смущения, что им говорили эти слова, когда они вели себя по детски. Иаков, в свое время возрастал, и это был длинный и болезненный процесс. Чтобы ему возрасти, он должен был на деле снизить свою самооценку. Смирение никогда не было сильной стороной Иакова!

Битие 33 описывает долгожданное примирение Иакова и Исава после 20 лет разлуки. Моисей тщательно рассказал историю встречи таким образом, чтобы создать чувство предвкушения: Иаков в глубоком сомнении, что гнев его брата утих с годами, и его попытки смягчить Исава дарами из его стад, как будто бы обречены на провал.

Бог готовил Иакова к этой встрече, заставляя его доверять Ему более чем в прошлом убирая всякую опору, которую он использовал. Он хромал, его сустав бедра был поврежден, чтобы он опирался на Бога, так же как и на свой посох. Дерек Киндер суммировал это так: "Великая встреча с Богом произошла тогда, когда Иаков попал в ситуацию, которую никак не мог контролировать. Угроза уже вынудила его молиться. И его желание побыть одному, и его ночная борьба означают голод по Богу; голод разбуженный кризисом, но не определенный им."

Иаков встретился с Богом прошлой ночью, и сейчас встречает брата, Исава. И он поклонился ему семь раз, как царю. Возвышенный Богом должен был низко поклониться своему брату и воздать ему честь. Прежде возвышения идет смирение.

Многие годы комментаторы видели в этой встрече образ проходящий через Писание, как описание Мессии. Здесь есть что-то похожее на Иисуса. Это была часть Его служения, которую Петр не мог понять. В Кессарии Филипповой, Иисус провозгласил план своего служения, как Спасителя: "С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть" (Мф 16:21). И Петр, если вы помните, отвел Его в сторону и стал возражать. Только представьте себе это! Ответ Иисуса был точным и решительным: "Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн! Потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое" (Мф 16:23).

Позже, в Гефсиманском саду, Петр снова не оправдал надежд. И далее, даже будучи предупрежден о своем катастрофическом падении, после своего горячего отрицания, что он так сделает, он отрекся от Господа три раза (Мф 26:69-75). Его плач в конце главы показывает, что прежде, чем он сможет возрасти, он должен смириться до самоотречения. То, что Петр не мог принять для своего Спасителя, было, отказом, от того в чём он нуждался сам, поскольку Петр был управляем земным знанием (перспективой этого мира, как противопоставления с тем, что Божие). Если Спаситель не смириться, Петр не может быть спасен от греха.

Тогда мы можем проследить связь между Иаковом и Иисусом, которая предполагает план настоящего ученичества: самоотречение и несение креста, как это суммировал Джон Кальвин в своих Наставлениях в Христианской Вере. Самоотречение это призыв подчиниться власти Бога, как Отца, и Иисуса, как Господа, и провозгласить войну до конца жизни с инстинктивным эгоизмом. Это желание низко склониться и затем еще ниже, чтобы отдать всю славу Богу. Это болезненно и противно сути нашего естественного предрасположения. Но без этого мы не найдем входа в будущее возвышение. Иисус требует самоотречения, как необходимого условия для ученичества.  Мы рождены с желанием стать богами - наши умы это фабрики по изготовлению идолов, как сказал Кальвин. Это должно быть уничтожено - распято ради Иисуса.

"Когда Христос призывает человека, Он зовет его прийти и умереть," - написал Дитрих Бонхоффер. И он совершенно прав.

В том, как Иаков простерся перед Исавом, мы видим картину того, что Бог призывает нас сделать: отречься от идолопоклонства - нашего возвышенной самооценки и позволить Богу действовать через нас, когда мы следуем за нашим Спасителем, который "уничижил" Себя для нас. Хоть это может быть и тягостно (процесс самоотречения никогда не был безболезненным), Иисус призывает нас к этому.

Говорят, что Р.И. Ли попросили благословить ребенка, это было в Северной Вирджинии. Он взял ребенка и сказал матери: "Научи его, что он должен отречься от себя."

"Вот это путь, которым шел Хозяин,

Не должен ли слуга идти ему во след?"

Гораций Бонард

www.ligonier.org