О, Горе! Р.Ч. Спрол.
Богословие - Статьи Р.Ч Спрола и Р.Ч. Спрола младшего

 

Скажите мне, что здесь не так? Я говорю сейчас о том, что мне поручили редакторы журнала Tabletalk. В течении многих лет, я писал статьи, чтобы рассказать о содержимом и учении Библии, и делал я это с точки зрения учёного. Но сейчас мне поручили сложную тему, которая должна также затрагивать и мои личные переживания. Они попросили меня написать о горе. Написать о том, что я пережил лично и прокомментировать это с библейской точки зрения, чтобы христиане знали, как им поступать.

Прежде чем обсуждать личное горе, я хочу прокомментировать саму природу горя. Когда мы говорим о нём, то говорим о боли. Но боль это не такая, которая возникает от раздражения на коже, и не такая, которую мы можем испытать сломав кость ноги или руки. Эта боль проникает сквозь все покровы и пронизывает самые глубины человеческой сущности. Она зажимает душу в тиски и приносит с собой сокрушительную скорбь. Мы используем слово горе, чтобы описать боль, которая ощущается даже в самых глубоких уровнях нашего сознания. Иногда мы используем метафору о разбитом сердце, хотя прекрасно понимаем, что сердце не может разбиться подобно стеклянному стакану или вазе. Разбитое сердце - это рыдающая и скорбящая душа, покрытая тьмой отчаяния.

Когда мы говорим о горе, то имеем в виду то чувство, которое не раз упоминается в Писании. Мы говорим о чувстве, которое чрезвычайно остро проявилось в жизни и труде нашего Господа! Об Иисусе сказано, что Он «муж скорбей и изведавший болезни» (Ис.53:3). Он знал горе не из чужого опыта. Он Сам познал эту внутреннюю боль. Но будьте уверены, Его боль не была результатом Его недостатков, она пришла от того великого количества бед, которые заполонили всю землю.

Посмотрите на то время, когда Иисус пришёл в Святой Город, в город, который Он посещал ещё ребёнком, город, который был воплощением всех обетований, которые Бог даровал Своему народу - Израилю, город, который называли ещё Сионом - Святой горой. Он пришёл в обетованный город, когда порок в нем достиг своего пика, а неверие было в своём зените. Он увидел город и воскорбел: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Мф.23:37).

Он испытал горе и когда заметил, что женщины плачут о Нём, когда Он шёл на Голгофу: «Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших» (Лк. 23:28). Его печаль основывалась на сострадании к погибающим в грехах людям.

С другой стороны, когда мы переживаем горе, оно, обычно, связано с какой-то личной трагедией. Вспомните только проницательную и, во многом, автобиографичную книгу К.С. Льюиса «Исследуя Страдание». Я, со своей стороны могу вспомнить только несколько событий из своей жизни, которые ассоциируются у меня с горем. Первое и самое болезненное событие - это смерть моего отца, когда мне было всего 17 лет. Он был человеком, с которым я был очень сильно связан, он был и скалой, на которой я стоял, и спасительной верёвкой, за которую я держался. Когда его разбил паралич, а затем он просто угас и умер, я был просто в отчаянии. Потеря этого человека, который был для меня величайшим земным героем, оставила на моей душе глубокий шрам, который болит по сей день.

Также для меня было большой личной трагедией потеря дорогого друга - Джима Бойса. Он ушёл к Господу в 2000 году. Он был для меня не просто другом, он был моим соратником, и его потеря принесла мне много горя. Эта боль усиливалась многократно от того, что я понимал какого в его лице человека Божия потеряла вся современная нам Церковь. Когда он ушёл мне хотелось вместе с Давидом воскликнуть: «Как пали сильные! Не рассказывайте в Гефе, не возвещайте на улицах Аскалона», чтобы никто не радовался этой ощутимой потери для армии Христа.

Помимо личных потерь, уход друзей и соратников всегда приносил мне много печали. Но я знаю, что больше всего моё сердце печалит компромисс Евангелия в церкви, [когда его истинны заменяют чем-то другим ради достижения мирских целей]. Моё сердце разбито не злобой и нечестием язычников, а теми компромиссами на которые идут христиане.

И, наконец, когда я думаю о том горе, которое я пережил в своей жизни, и о том, которое явлено нам в Писании, я понимаю, что вместе с ним к нам приходит и опасность его перерождения в порок. Само по себе горе не является грехом. Но если о нём не позаботиться, если оно перерастёт в горечь и обиду, тогда эта личная боль может стать для нас смертельным ядом. Нам надо исследовать наше горе и позаботиться о том, чтобы оно не стало причиной для греха. Скорби не заставили Иисуса согрешить. Так даст же нам Бог довольно благодати, чтобы и мы поступали также.

www.ligonier.org