Теперь мы культ. Р.Ч. Спрол
Богословие - Статьи Р.Ч Спрола и Р.Ч. Спрола младшего

Существует множество сфер, в которых культурная путаница всегда идет рука об руку с релятивизмом. И разделить их невозможно. Если, например, мы все согласимся с тем, что нет объективных понятий: правильно и не правильно, тогда что мы можем сказать людям, которые, скажем, любят мучить животных? Или, еще лучше, что вы скажите людям, которым нравится захватывать самолеты и убивать тысячи людей? В конечном счете, Джихад против Америки для них является правильным. Как мы можем возражать, когда мы возражаем против возражений?

То же самое верно и теологически. Было время, когда даже те, кто был за пределами Церкви, интересовались или тревожились о распространении разных культов. Но как может нация, которая придерживается очевидной точки зрения, что ни одна религия не является более истинной, чем другая, различить между религией или группой верующий с одной стороны, и культом и его приверженцами с другой?

Общая культура не будет проводить линию разделения по учению о Воплощении или Троице. (На самом деле многие и внутри Церкви не стали бы проводить эту линию подобным образом. Несколько наиболее влиятельных "евангельских христиан" за прошедшие 15 лет отрицали учение о Троице.) Так, где же они проведут разделительную черту?

Признак культа, по мнению Западной культуры XXI века, не в утверждении большой ошибки, но в большой ошибке утверждения. Уважаемая религия - это религия, которая, если выразиться простым языком, если ей надо, может верить в то или в это, пока ее утверждения не противоречат или не отрицают другие утверждения или верования. Рим подходит под это, поскольку и Иоанн Павел II и Бенедикт соглашались, что есть много путей на небеса, и главное это искренность веры.

Однако, грустная правда в том, что то же самое мышление мы находим дома, в Церкви. Мы не определяем кого-либо как культ из-за тех учений, которых они придерживаются, но по способу, которым они их утверждают. Теперь определяющий признак культа - это власть. Я знаю, о чем говорю.

Несколько лет назад, один мой хороший друг, который только что присоединился к церкви, в которой я служу, беседовал с молодой девушкой, работающей в местном кафе. Она получила домашнее образование и была верным членом очень консервативной местной церкви. Девушка спросила моего друга: "В какую церковь вы ходите?" Он с великой готовностью ответил: "Мы, с моей женой и дочерью, только что стали членами Пресвитерианской Церкви Святого Петра в Бристоле." Она сразу помрачнела и ответила: "Это культ."

Мой друг не был оскорблен и не пытался защищаться, но ему стало интересно, откуда появилась эта идея. Он ответил: "Что же, не могли бы вы дать мне некоторые объяснения, с чего вы это взяли?" Она ответила без колебаний: "Да. Я была как-то дома у Спролов, и Р.Ч. попросил свою жену Денис сделать что-то...", и, сделав драматическую паузу, она продолжила - "и она сразу же это сделала". Это было ее обвинение против нашей церкви. Мы культ, потому что моя дорогая жена радостно исполнила мою просьбу, без ропота и возражений.

Как же далеко мы зашли. Когда-то культы определялись тем, что они не подчинялись объективным стандартам. Теперь культом называют тех, кто утверждает существование объективных стандартов. И это должно помочь нам понять настоящую природу восприятия нашей культурой релятивизма.

Релятивизм это не просто ошибочное философское понимание эпистемологии (науки о познании, прим. пер.) и этики. Это не просто ошибочный поворот на чьем-то искреннем пути поиска правды. Это не принятие ошибки по глупости или недосмотру. Это ложная религия. И самое смешное, что она приходит с исповеданием веры вырезанном в камне. Ее исповедание гласит: "Все исповедания ложны." Ее Закон: "Ничего не утверждай". Несоблюдение этого закона приведет, в лучшем случае, к социальной отверженности, в худшем, к тюрьме. И ни у одной религии нет более ревностных "евангелистов". Они не успокоятся пока все в один голос не будут говорить, что каждый из нас создает свою собственную реальность. Они не потерпят нетерпимости, кроме, конечно же, их собственной.

Они побеждают. Уже, согласно социальному исследованию Джорджа Барна, более 50% людей, которые говорят, что они Евангельские Христиане, считают верным высказывание о том, что нет объективной правды. Это число, конечно же, будет расти, в то время как нас все более и более отодвигают на второй план, сначала как фундаменталистов, затем как экстремистов, и наконец, как приверженцев культа. Наше призвание, тем не менее, не в том, чтобы стараться выглядеть благоразумно. Мы не выхватываем наши релятивистские рекомендации, говоря, что мы не угрожаем правящей религии. Мы противостоим ложной религии. Мы разрушаем твердыни. Мы подчиняем все наши мысли повиновению Христу. Мы это делаем, потому что боимся не человека, но Бога.

Наше призвание в том, чтобы верить в объективную истину о том, что те, кого преследуют за Его имя, блаженны. Наше призвание в том, чтобы исповедать Его имя перед людьми, не как одно из мнений, не как - "это Бог только для меня", не как что-то истинное в моем сердце. Нет, мы должны исповедать, что Христос - это Господь всего, что Он сказал всю правду, и мы должны повиноваться немедленно. И если сказать по другому, мы должны исповедать перед людьми, что Он есть Путь, а не какой-то путь, Истина, а не какая-то из истин, и что Он есть Жизнь.

www.ligonier.org