Б. Уорфилд: Защитник Веры. Р. Ч. Спрол
Богословие - Статьи Р.Ч Спрола и Р.Ч. Спрола младшего

25 лет назад я выступал в колледже в западной Пенсильвании. После служения, ко мне подошел пожилой человек и его жена, они представились как мистер и миссис Иоханнес Вос. Для меня было сюрпризом узнать, что профессор Вос был сыном известного библейского теолога Герхарда Воса, который написал классическую работу об истории искупления под названием "Библейская Теология", эта книга до сих пор широко используется в семинариях. Во время моей с ним беседы профессор Вос поведал мне один случай, который произошел с ним, когда он, будучи еще ребенком, жил в Принстоне, Нью-Джерси, где его отец преподавал в Принстонской Теологической Семинарии. Это было в 20-х годах, когда Принстонская Теологическая Семинария была еще на высоте; это было время, о котором мы сейчас говорим "старый, добрый, Принстон". Профессор Вос рассказал мне об одном случае, который произошел с ним холодной зимой 1921 года. Он увидел человека идущего по тротуару, одетого в тяжелое пальто с фетровой шляпой на голове, его шея была замотана в толстый шарф. И, неожиданно, к ужасу и удивлению мальчика, этот человек, проходя мимо их дома, остановился, схватился за грудь и, споткнувшись, упал на землю. Юный Иоханнес Вос уставился на мгновение на этого человека, а затем побежал звать свою мать. Он наблюдал за тем, как приехала скорая и увезла этого человека. У него был сердечный приступ, который, на самом деле оказался смертельным. Его имя было Бенжамин Брекинридж Ворфилд.

Я был поражен этой историей, которую мне поведал теперь уже пожилой Иоханнес Вос. Я ощутил какую-то связь между мной и историей, через возможность услышать свидетельство очевидца, о последних моментах жизни легендарного Б. Б. Ворфилда. К моменту своей смерти, Ворфилд преподавал в Принстоне и показал себя самым выдающимся теологом во время своего там пребывания.

Мое первое знакомство с произведениями Б. Б. Ворфилда было в какой-то степени счастливой случайностью. Когда я был молодым студентом колледжа, у меня была ежедневная дилемма распределения моих скромных средств на питание и прочие нужды. Я пытался жить на пособие из 5 долларов на неделю, из которых мне нужно было платить за питание и за ежевечерние долгие междугородние телефонные звонки моей невесте. И очевидно, что даже в 50-х годах, 5 долларов нельзя было растянуть, чтобы покрыть все эти нужды. Так что я был вынужден искать пути, чтобы через свою предприимчивость, наскрести несколько дополнительных долларов на нормальное питание, и чтобы и наслаждаться разговорами с моей будущей женой. Я занялся парикмахерством без лицензии, стриг моих товарищей за доллар, чтобы покрыть свои расходы. Но большим облегчением для меня было когда один из моих профессоров рассказал мне о новом издательстве, устроенном в частном гараже в Натле, Нью-Джерси. Оно называлось Пресвитерианское и Реформатское Издательство.  Издательство искало представителей из студентов в различных учебных заведениях, для распространения своей продукции, и мой профессор спросил меня, не хотел бы я этим заняться? Я ухватился за эту возможность, не из желания продвигать Реформатскую теологию, но чисто по экономическим соображениям. Через несколько дней в мою комнату в общежитии прислали большую картонную коробку, которая была настолько тяжела, что я едва мог ее поднять. В ней были все произведения изданные Пресвитерианским и Реформатским Издательством. Внутри была записка о том, что эти книги были образцами, и я могу пользоваться ими, чтобы ознакомиться  с работами, которые публикуются компанией. Там было несколько работ Корнелиуса Ван Тила, пара томов Дж. С. Беркоуэра и полное собрание трудов Б. Б. Ворфилда.

И хотя я не понимал, сколько сокровищ познания содержится в одной этой коробке книг, я быстро понял их значимость, когда начал читать, чтобы ознакомиться с содержанием продукта, который я должен буду продавать в колледже в ближайшие пару лет. Тогда я не знал, что Дж. С. Беркоуэр, с которым я впервые познакомился через эти книги, будет моим наставником в магистратуре в Голландии. И даже не думал, что я буду когда-либо иметь возможность встретиться с Корнелиусом Ван Тилом и побеседовать с ним за столом с домашней выпечкой  на веранде его дома, в восточной Филадельфии рядом с Вестминстерской Теологической Семинарией. И хотя провидение Бога было настолько ко мне добро, что позволило встретиться с двумя из трех титанов теологии, я знал, что единственная возможность встретиться с Б. Б. Ворфилдом - это подождать до пришествия в славу, поскольку он умер еще до того, как я был рожден.

Когда я думаю о Пресвитерианской и Реформатской теологии 19 века, есть четыре человека, которые выделяются из всех прочих. В Церкви на севере был чрезвычайно способный теолог Чарльз Ходж, который на самом деле учил Ворфилда, когда тот был студентом. Церковь на юге была благословлена трудом Дж. Х. Форнуэлла и Р. Л. Дабнея. Каждый из этих четырех человек был сильно подвержен влиянию классической Реформатской теологии Женевы 17 века, особенно трудам Франциска Турретини.

Я убежден, что из всех четырех, Ворфилд был самым способным и самым выдающимся. Он сочетал в себе проницательность в охвате библейских знаний вместе с пониманием нюансов систематической теологии. В самом деле, в начале своей карьеры преподавателя семинарии, он учил в Западной Теологической Семинарии в Питсбурге (родной город Р. Ч. Спрола, прим. пер.), которая затем стала, возможно, одной из самых либеральных Пресвитерианских семинарий, и была такой пока не объединилась в 50-х годах с семинарией Питсбург-Ксения, она получила новое название: Питсбургская Теологическая Семинария. Его выдающаяся работа в Вестминстерской Семинарии привела к тому, что он получил приглашение учить в альма-матер - Принстонской Теологической Семинарии, где он показал себя могучим защитником Реформатской веры. Он был современником Авраама Кайпера и Германа Бавинка, которые оба были из Нидерландов. Хотя он и был близок по взглядам на исторический Кальвинизм к обоим голландским теологам, Ворфилд больше склонялся к Шотландской Реформатской традиции, чем к Голландской. У него были, как казалось в то время, небольшие разногласия с Авраамом Кайпером по поводу наилучшего способа защиты христианской веры с помощью науки называемой Апологетика. Это разногласие получило свое развитие среди некоторых учеников Ворфилда и Кайпера. В 1929 году, Принстонская Теологическая Семинария разделилась, и ее величайшие мыслители перебрались в Филадельфию, чтобы организовать Вестминстерскую Теологическую Семинарию. Корнелиус Ван Тил, выдающийся молодой теолог, последовавший по стопам Кайпера и Бавинка, тоже придерживался позиции об Апологетике отличной от позиции Б. Б. Ворфилда. Одним из самых выдающихся учеников Ван Тила был Джон Герстнер. Ирония в том, что хотя Герстнер был учеником Ван Тила, он пришел к заключению, что Ворфилд был прав в этих внутренних дебатах с Кайпером. В результате, Герстнер продолжил традицию Ворфилда, а Ван Тил продолжил традицию Кайпера. Среди учеников Ван Тила были такие люди как Джон Фрейм и покойный Грег Бансен.

Будучи учеником Джона Герстнера, я довольно рано ознакомился с Ворфилдом и был убежден, что прав Ворфилд, а не Кайпер. До сего дня, мы видим, как обе эти линии Апологетики соревнуются за всеобщее одобрение в Реформатской среде. Наша беда в том, что у нас нет таких людей как Ворфилд или Кайпер, чтобы продолжать обсуждать эти разногласия. В то же время, я очень благодарен за то наследие, которое обогатило всю Церковь, в результате теологических трудов Б. Б. Ворфилда. Я верю, что после Джонатана Эдвардса, Б. Б. Ворфилд является самым великим Американским теологом.

www.ligonier.org