Бог в руках разгневанных грешников. Р.Ч. Спрол младший
Богословие - Статьи Р.Ч Спрола и Р.Ч. Спрола младшего

 


 
Для меня это было странным, что в средней школе, которая была известна своей номинальной преданностью Христианской вере, учитель Английского [Родного языка и литературы] был атеистом. Но все же, это был один из моих любимых предметов, и из-за того, что мы читали, и из-за того, о чем говорили. Я ходил в эту школу всю рабочую неделю и посещал определенно Христианскую Воскресную школу. Покойный профессор Дж. Герстнер, наставник моего отца, был учителем в моей Воскресной школе. И во время рабочей недели, и во время выходных, в течении нескольких, очень приятных по этой причине месяцев, мы изучали работы Пуритан. Профессор Герстнер назвал эту тему: "Пуритане: Церковь во всей своей красе." Мистер Каперсмит, мой учитель Английского в десятом классе просто назвал эту тему [Пуритане], но мы читали отрывки из нескольких пуританских авторов, как часть нашего обзора Американской литературы. Мы немного почитали главный труд Коттона Матера "Магнилия Христи Американа," и мы читали проповедь Джонатана Эдвардса "Грешники в руках разгневанного Бога."
 
Хотя в то время я был убежденным Кальвинистом, должен признаться, что это казалось мне немного странным, что мы читаем Пуритан на уроках Английского. Это было, как две новости - одна хорошая, а другая плохая. Мы читали работы людей, которые отдали свои жизни труду чтобы измениться, чтобы спасти души и сформировать культуру. И мы читали их, как любопытные, древние, культурные артефакты, как если бы Слово Бога могло обратиться в социологическое ископаемое. И предполагалось, что это должно нас шокировать, что люди, которые думали подобным образом, на самом деле когда-то формировали нашу страну. И самое странное, что мой школьный учитель - атеист, приходил в Воскресную школу, и слушал, как мой герой - профессор Герстнер, рассказывал о Пуританах, и как их мысли формировали культуру. Я молился во время всего курса, чтобы Бог явил ему свой свет. И Он явил. Но этот человек предпочел тьму.
 
Я думаю, что посещение Воскресной школы профессора Герстнера, все-таки было немного полезно для моего учителя, это помогло ему лучше понимать меня. Когда на уроке Литературы мы читали проповедь Эдвардса: "Грешники в руках разгневанного Бога," большинство студентов были шокированы. Ну, если быть более аккуратным, то все в классе, кроме меня были шокированы. Они не могли представить, что кто-либо мог сидеть смирно, и слушать проповедь, в которой Бог был бы изображен таким суровым. Даже если вы не знакомы с этой проповедью, образы, которые ее составляют довольно просты. Эдвардс ободряет своих слушателей вникнуть в их положение, что они как паук, качающийся на единственной ниточке паутины, ненадежно висят над ревущим пламенем. И Бог держит верхний кончик нити, так что все, что разделяет их и этот пылающий котел, - тончайшая паутинка. Мы, как класс, не говорили о Боге, но о том, как Его воспринимал Эдвардс. Они были уверены, что Бог совсем не такой. Они были просто шокированы, что кто-то может так думать. Но конечно же, они понимали, что это было очень давно, и уходило корнями в Темные века.
 
После того, как возмущенный рев моих одноклассников утих, я осторожно поднял мою руку. Я сказал: "Извините, но я думаю, что вы все совершенно не так это поняли. Эдвардс не пытался изобразить Бога людоедом. Он не пытался впечатлить паству суровостью Божьего суда. Нет, эта проповедь о милости Бога." Воцарилась изумленная тишина, пока класс переваривал мою гипотезу. Когда они поняли, что я сказал, они увидели Эдвардса в новом свете. Он не был самым ужасным кальвинистом в мире – им стал я. Они возмущенно ревели, как целая куча пауков подвешенных над огнем. Милость?! Милость?! Как я вообще мог сказать, что это было о милости?
 
Я объяснил, хотя не думаю, что кого-то смог убедить, что милость здесь на виду. Это была та самая тончайшая паутинка, и рука, которая ее держала. Эдвардс не говорил своим слушателям о том, что Бог так жесток, потому что держит их над огнем, но о том, что Он так милостив, потому что еще не бросил их в огонь.
 
Разница между культурой Пуритан и нашей культурой, в некотором смысле, не в различном восприятии Бога. Скорее она в различном понимании человека. Полное отторжение культурой теологии, которая служит ее основанием, не из-за предопределения Божия [как учения], но от полного развращения человека. Мир и мирские в церкви ненавидят Реформатскую веру из-за того, что она честно говорит, чего мы заслуживаем. Мы подтверждаем, что мы заслужили гнев Божий, а они утверждают, что Бог заслужил наш гнев. Вот почему наши попытки преподносить Бога помягче потерпели такие жесткие неудачи. Когда мы пытаемся призвать погибающих ко Христу прикрывая гнев Бога, мы прикрываем то, что они должны осознать. Все думают, что они уже в ладах с Богом, потому что они не пауки, а венцы творения. На самом деле мы настолько увлекаемся своей праведностью, что оставляем Бога висеть над огнем, обвиняя Его в том, что он не воплотил все наши мечты.
 
Возможно, по Божией благодати, однажды студенты будут шокированы, что мы, в этом столетии, настолько неправильно понимали природу Бога и природу человека.
 
 
www.ligonier.org