Новости
Зарождение и распространение протестантизма в России. Фокин М.Н. |
Богословие - Статьи |
Во время царствования Ивана IV Грозного, (1547—1584) число иностранцев в России еще более возросло, на русскую службу начали приглашать иностранных специалистов различных профессий. Они селились уже не только в Москве, но и в других городах страны, вплоть до Урала. Среди них имелось немало последователей учения Мартина Лютера и Ж.Кальвина, и им было предоставлено право свободного отправления богослужения. В 1702 г. Петром I был подписан Манифест, приглашавший в Россию жителей западноевропейских государств без различия вероисповедания. В новую столицу потянулись реформаты из Голландии которые были, ремесленниками и моряками, позже — французские и немецкие реформаты. В XIX в. они образовали в Санкт-Петербурге три общины: нидерландскую, немецкую и французскую, здания этих Церквей были значительно изуродованы советской властью, но они по сей день стоят в Петербурге, правда, до сих пор, к сожалению, используются, не по назначению.
Первой в 1708 г. на подворье норвежского голландца, стоявшего у истоков основания русского флота, адмирала Корнелиуса Крюйса (1657— 1727) была возведена деревянная Реформатская церковь. Эта маленькая церковь, в которой сначала проповеди читались поочередно на голландском и немецком языках и где лютеране по-братски сосуществовали под одной крышей с реформатами, стала родоначальницей не только знаменитой Церкви Св. Петра (Петрикирхе), но и французской, и немецкой, и голландской Реформатских Церквей, а также и английской Церкви.
Под влиянием Петра, благоволившего протестантам, Святейший Синод в первый год своего, существования принял указ, разрешавший браки православных с лицами других христианских исповеданий без перемены исповеданий последними. В 1723 г. Святейший Синод, ставший куратором протестантских общин в России, получил задание перевести и напечатать на русском языке Катехизисы Лютера и Кальвина. Протестанты распространялись и в других частях России, так среди колонистов, которые с 1763 г. стали селиться в Поволжье, а с 1804 г. — на побережье Черного моря, были и реформаты. В Поволжье они сразу же основывали свои общины. Лютеране составляли в них исчезающее меньшинство. Но во множестве других мест, прежде всего в лютеранских колониях, реформаты по своей численности значительно уступали лютеранам. В целом из 23000 иммигрантов, осевших в Поволжье, было 1500—2000 реформатов. Поскольку нередко одни и те же пасторы опекали общины двух вероисповеданий, здесь разными путями возник союз двух реформационных направлений. Но вместе с тем нельзя умалчивать и о напряженности, которая временами возникала между реформатскими и лютеранскими общинами. В трех церковных приходах Поволжья около 1910г. было почти 50000 членов реформатских общин. В целом в Поволжье насчитывалось около 70000 немцев реформатского происхождения.
С 1832г до революции 1917 г в соответствии со Сводом законов, все вероисповедания делились на три группы: - первенствующее и господствующее — православие; - терпимые — «иностранные» христианские исповедания (т.е. лютеранство, кальвинизм, англикане и католицизм), а также ислам, буддизм-ламаизм, иудаизм, язычество; - гонимые — старообрядчество и сектантство, (духоборы, молокане, и др.) возникшее на почве православия. За деятельностью протестантского духовенства царское правительство установило тайный полицейский надзор. В России только Русская Православная церковь имела право на распространение своего вероучения и, будучи одним из учреждений государственного управления, объявлялась господствующей. Всяческим ограничениям подвергалась деятельность протестантских миссий среди не православного населения. До издания в 1905 г. высочайшего указа о веротерпимости дети от браков между православными и протестантами считались православными, их переход в другую конфессию был невозможен. В случаях, если вдовы немецких колонистов-протестантов выходили замуж за православных крепостных или приписных к фабрикам и заводам, зачастую не только дети, но и они сами принимали православие. В начале XIX в. православные граждане переходили в протестантизм, что заставило правительство пойти на весьма радикальные меры. За обращение из православного в иное христианское вероисповедание, в том числе в евангелическо-лютеранское или реформатское, виновный приговаривался, к лишению всех прав и преимуществ, ссылке или «к наказанию розгами и к отдаче в исправительные арестантские роты гражданского ведомства на время от одного до двух лет». В системе преступлений на первом месте находились преступления против веры и церкви.
Уже в ХХ в. Архим. Иларион (Троицкий) утверждал: «У нас многие склонны протестантов называть христианами. О таких людях трудно предположить, что они в здравом уме». Не случайно перу известного русского философа С.И. Булгакова принадлежит фраза: «Вековые преступления против свободы совести тяжелым свинцом лежат на исторической совести русской церкви». Слава Богу, что сегодня ситуация в нашей стране иная и да сохранит нас Господь от нетерпимости, узости и религиозной ненависти прошлых лет. Фокин М.Н.
|