ОТВЕРГ ЛИ БОГ СВОЙ НАРОД? Митрополит Каллист (Уэр)
Богословие - Еврейская тематика

.

 


 
Однажды вечером, возвращаясь домой в Оксфорде, я зашел к продавцу хот-догов, который дружелюбно проводил меня со словами: «Спокойной ночи, рабби». Конечно, я подумал, что мне оказали большую честь, ибо так называли Иисуса Его ученики в дни Его земной жизни. Название «рабби», «учитель», хотя мы, возможно, мало заслуживаем этого, подводит нас к Самому Христу. На Кипре, кстати, священника до сих пор могут называть daskale, сокращенно от didaskale, учитель – греческий эквивалент «раввина», ибо прежде, до появления обычных сельских школ, приходской священник в церкви просто учил детей грамоте, используя для этого Псалтирь.
В других случаях люди из-за моей бороды и черной одежды также принимали меня за еврея, однако, называя меня «раввином», произносили это не с любезным тоном того продавца хот-догов, но с нескрываемым презрением и враждебностью. Это привело меня к определенной обеспокоенности постоянным присутствием антиеврейских предрассудков, которые и полвека спустя после Холокоста лежат на поверхности, и не только в Великобритании. Слишком часто в традиционно православных странах – среди греков, славян, других национальностей – существует опасный антисемитизм, гораздо хуже британского. Как велика наша потребность призвать здесь православных к покаянию, то есть к изменениям (метанойя) в сознании людей!
В наших размышлениях о народе Израиля возьмем в качестве модели Павла. Как он, будучи евреем-христианином, думал о своих собратьях-евреях, которые не приняли Христа? Ответ мы находим в Рим.9.1-5. При размышлениях об отвержении Христа большинством народа реакцией Павла был не гнев, не горечь или обида, но подавляющее горе: «Печаль и непрестанное мучение сердцу моему» (9.2). Хотя его соплеменники не признали Христа Мессией и Сыном Божьим, Павел остро осознавал свою продолжающуюся солидарность в мире. Он не перестает смотреть на евреев как на своих близких, братьев и сестер, и он говорит, что предпочел бы даже быть проклятым и отлученным от Христа, чем спастись без них (9.3)! Несомненно, он имел в виду пример Моисея (Исх.32.32).
Павел продолжает говорить об особых благословениях, которые Бог даровал народу Израиля. «Им принадлежит сыновство» (9.4), то есть Бог принял их конкретно. Павел, вероятно, думал о таких текстах Ветхого Завета, как Исх.4.22: «Так говорит Господь: Израиль сын Мой, первенец Мой», или Ос.11.1: «Когда Израиль был юн, Я любил его, и из Египта воззвал сына Моего». То, что Бог сказал Израилю, по мысли св. Павла, остается столь же верным, как и тогда: Израиль по-прежнему сын Божий. Израильтянам принадлежит также «слава» (9.4), Шхина, нетварное великолепие которой есть присутствие Божие, озарявшее евреев в пустыне (Исх.16.10, 24.16), и прообраз славы Преображения Христа на горе Фавор.
Среди даров Израилю Павел упоминает о «заветах» (9.4) во множественном числе, потому что есть не только один завет, но целый ряд, постоянно обновляемый в ходе Ветхого Завета – с Ноем (Быт.6.16, 7.9, Исх.2.24), с авраамом, Исааком и Иаковом (Быт.17.2-9, Исх.2.24), а затем с Моисеем и еврейским народом на горе Синай (Исх.19.5, 34.27). Израильтянам были доверены Богом Закон, поклонение в Скинии и Храме, и обетование о грядущем Мессии. Наиболее важным из всего этого было то, что в народе Израиля Христос, будучи Богом, принял на Себя человеческую природу (Рим.9.4-5). Иисус, как и Его Мать, был и остался евреем.
Думал ли Павел, что все эти блага и привилегии были отменены, потому что большинство евреев отвергло Христа? Нет, никоим образом. Давайте посмотрим на Рим.9-11 как целое. В Рим.9 Павел утверждает, что хотя до сих пор лишь небольшой остаток Израиля принял Христа, Божественный замысел не мог потерпеть провал, ибо на место евреев Бог призвал язычников. Далее в гл.10 апостол отказывается принимать этот отказ евреев как нечто окончательное. С далеко идущей, неутолимой надеждой он выходим за рамки ситуации того времени, будучи убежден, что наступит пора, когда весь Израиль, наконец, обратится ко Христу. «Братия! Желание моего сердца и молитва о них, чтобы они спаслись» (Рим.10.1) – не только остаток, но все. Павел уверен, что на его молитву будет дан ответ, так как он утверждает не как возможность, а как факт, что весь Израиль спасется (11.26).
Это означает, что в глазах Павла Израиль по-прежнему решительно остается избранным народом. «Неужели Бог отверг народ Свой? Ни в коем случае… Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал» (11.1-2). В Божьем всеобъемлющем плане народ Израиля по-прежнему несет уникальное, самобытное призвание. Более того, когда евреи как народ в конце концов обратятся ко Христу, это послужит такому обогащению всей Церкви, которое лежит за рамками нашего воображения! «Если их падение есть богатство язычникам, то тем более их возвращение» (11.12). Для христианского сообщества в целом возвращение Израиля будет не меньше, чем «жизнь из мертвых» (11.15).
Давайте неизгладимо, огненными буквами напишем на своих сердцах эти дивные слова апостола Павла. Никогда, ни на минуту не забудем неисчислимых потерь, которые понесло христианство вследствие преждевременного разделения между Церковью и синагогой. Пусть до окончания разделения еще остается время, - тем более нам предстоит твердо держаться упования на то, что евреи как народ, добровольно и по собственному убеждению, примут Христа как Бога и Спасителя. И пока этого не случилось, давайте не будем делом или словом показывать неуважение или тем более ненависть к этому народу. Это по-прежнему избранный Богом народ.
Я прошу вас примерить к себе великую печаль и непрестанное мучение Павла и крепко держаться его надежды на то, что весь Израиль спасется.

Опубликовать