Новости
Одно Евангелие Р.Ч.Спраул |
Богословие - Апологетика |
.
Одно Евангелие С одним утверждением Пакера я совершенно согласен: «...исторические несогласия на теоретическом уровне теперь нужно срочно пересмотреть». Без сомнения, исторические несогласия нужно пересмотреть — и срочно. Эта срочность вызвана тем, что многие в мире евангельских христиан приняли ЕСТ («Евангельские христиане и католики вместе: христианская миссия в третьем тысячелетии. (Сокр. ЕСТ)» . Польза ЕСТ и последующих разногласий в том, что на повестке дня вновь оказалась проблема оправдания. Эти противоречия заставят каждого, как это обычно случается, внимательно изучить проблему. Нам не повредит снова задать себе вопрос: что такое Евангелие? Павел помогает нам сделать это в Гал. 1:7: «Которое [благовествование] впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово» . Хотя ранее Павел говорил об ином Евангелии, здесь он объясняет, что на самом деле другого Евангелия не существует. Евангелие есть только одно. Лютер считает Павлово упоминание об «ином благовествовании» ироническим. Говоря об уловках сатаны, являющегося в образе ангела света (sub specie boni), Лютер отмечает, что еретики обычно не называют себя еретиками. Еретик, по возможности, выдает свое учение за библейское. Лютер пишет: «Он выдает свое губительное учение за учение благодати, Слово Божье и Евангелие Христа». Павел говорит о тех, кто «смущает» галатов и «превращает» Евангелие. В каком смысле лжеучителя смущают галатов? Риддербос замечает: «Смущать в данной связи означает вызывать духовный раскол и затемнять представление о вере».Лютер так истолковывает это: «Он утверждает, что эти люди смущают церкви и сознания, обольщают и обманывают бесчисленное количество людей, причиняя ужасный вред и беспокойства церквям... В церкви всегда происходят такие противоречия и ужасные вещи, особенно когда, благовестие процветает... ». Лютер заботится о том же, что и Павел. Он заботится о стаде, о Божьем народе. Лютер добавляет: «Тем временем несчастные простые люди путаются. Они колеблются туда-сюда, сомневаются, не зная, чью сторону принять и за кем следовать». Проблемы, стоявшие перед смущенными галатами, усугублялись тем, что лжеучителя были людьми компетентными и одаренными. Это не были овцы в волчьих шкурах, скорее наоборот. Лютер замечает: «Ибо, если бы лжеапостолы не обладали выдающими дарованиями, великим авторитетом и видимостью святости и если бы они не называли себя служителями Христа, учениками апостолов и искренними проповедниками Евангелия, им не было бы так легко подорвать авторитет Павла и произвести впечатление на галатов». Павел в резких словах осуждает лжеучителей, обвиняя их в искажении Евангелия. Слово превратить здесь означает «разрушить», ибо искаженное Евангелие губит истинную Благую Весть. Кальвин пишет: «Он обвиняет их во втором преступлении — желании уничтожить Евангелие Христа. Это ужасное преступление; ибо уничтожение еще хуже, чем искажение. И он не случайно их обвиняет. Когда слава оправдания человека приписывается другому, когда кто-то улавливает сознания людей в силки, Спаситель больше не стоит на твердом основании, учение Евангелия гибнет. Мы всегда должны заботиться об основных положениях Евангелия. Тот, кто нападает на них, разрушает Благую Весть». В Гал. 1:8 полемика Павла достигает высшей точки. Подчеркивая серьезность проблемы, апостол предлагает гипотетическую ситуацию: «Но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема». Нам представляется немыслимой идея, что Павел мог бы проповедовать другое Евангелие, так как Павел, по нашему мнению, писал под воздействием Святого Духа и действовал на основании Божьего откровения. В богословских учениях церкви мы наблюдаем резкие сдвиги, так что мы делаем различие между «ранним Августином и «поздним» Августином (в духе его Retractiones) и между ранним Берковером и поздним Берковером. Мы делаем это, так как их взгляды менялись. Но Павел говорит, что, если он каким-то образом изменит свое Евангелие, Бог проклянет его. Далее Павел упоминает гипотетическую ситуацию: иное Евангелие провозглашает ангел небесный. Павел прекрасно знал, что единственный ангел, способный извратить Евангелие, придет из ада, а не с небес. Возможно, Павел здесь преувеличивает, но мысль его ясна. Кто бы это ни был... Вот в чем вопрос. Никого, даже ангела, не следует слушать, если он проповедует «иное» Евангелие. Статус, репутация, верования, авторитет, — все это ничего не значит, если кто -то проповедует иное Евангелие. Кальвин замечает: «Таким образом, он не случайно произносит анафему на ангелов, если они будут учить чему-либо другому, хоть и понимает невозможность этого. Это преувеличение помогает повысить авторитет проповеди Павла. Он видел, что кто-то, пользуясь своей популярностью, выступил против него и его учения. Он отвечает, что даже у ангелов нет права возражать ему. Это не оскорбление ангелов». Самое резкое высказывание Павла — кара, которую он призывает на тех, кто проповедует иное Евангелие. Это не просто упрек, критика или увещевание. Это анафема, или проклятие. И это не просто наказание Божье, это реакция со стороны церкви. Это даже сильнее, чем отлучение. Лютер говорит: «Здесь Павел дышит огнем... Это его страстное рвение, это его смелость, позволяющая проклинать не только себя самого и своих братьев, но и ангелов небесных. Греческое слово anathema... означает нечто проклятое, презренное, низменное, не имеющее отношения к Богу, участия в Его делах и общения с Ним». На случай, если этого проклятия недостаточно, Павел повторяется, как было принято у евреев для эмфатического выделения: «Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал. 1:9). Это почти дословное повторение. Но в нем есть одно маленькое изменение, требующее комментария. В Гал. 1:8 Павел призывает анафему на себя и ангелов. В Гал. 1:9 Он делает проклятие универсальным, относя его к любому, кто проповедует иное Евангелие. Вопрос мотивации Далее Павел обращает внимание на свои собственные мотивы в данном противоречии: «У людей ли я ныне ищу благоволение, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал. 1:10). Апостол, написавший эти слова, — тот же самый человек, который хотел быть всем для всех и решил, насколько это возможно для человека, жить в мире со всеми. Но Павел не способен жить в мире с теми, кто искажает Евангелие. В этом споре о природе Евангелия и оправдания Павел не желает угождать людям. У него нет времени для политических компромиссов, когда речь идет о Евангелии. Он оказался в ситуации, в которой не мог и верно служить Христу, и угождать людям. Лютер отмечает: «Я заявляю, что праведниками становятся не делами или обрезанием, но только благодатью и верой во Христа. Так как я проповедую это, люди жестоко меня ненавидят... Тому, кто пытается угодить Богу, люди будут злейшими врагами». Кальвин добавляет: «Если нашими сердцами управляет желание так сформулировать наши речи, чтобы они были приятны людям, мы не можем искренне учить... Те, кто ищет в истинном учении исполнения своих собственных целей, никоим образом не будут удовлетворены». Каждый служитель, в какой-то момент отказывавшийся пойти на компромисс по поводу Евангелия, испытывал на себе ярость и оскорбления оппонентов и своих друзей. Так было с Павлом, Лютером, Кальвином, Эдвардсом и всеми прочими служителями Христа, которые остались верными Христу и Его Евангелию. Их называли склочниками, фанатиками, раскольниками, нетерпимыми и множеством других оскорбительных прозвищ. Их репутация подвергалась злобным нападкам. Но они следовали за Спасителем, готовые пожертвовать репутацией, вообще не иметь репутаций, если верность Богу потребует этого. Действительно, в каждом из нас присутствует тенденция упорствовать и настаивать на том, что оказалось неверным. Такое нежелание идти на компромисс принадлежит плоти, это не добродетель. Упрямство и нежелание признавать свои ошибки — грех. Но нежелание поступаться истиной Евангелия — добродетель, и это требуется от всех служителей Христа. Павел бескомпромиссно учит Евангелию не потому, что это его Евангелие или его собственное мнение. Он не хочет идти на компромисс, потому что Благая Весть, которую он защищает — это Благая Весть Христа. Это не просто Евангелие о Христе, это - Евангелие от Христа: «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое; ибо и я принял его и научился не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа» (Гал. 1:11-12). Нынешнее крушение евангельского христианства было бы хорошей вещью, если бы исторически евангельские богословы извращали Благую Весть Христа. Если исторически протестанты утверждали истинное Евангелие, то нынешнее ослабление — тревожный сигнал для церкви. В «Христианстве сегодня» Дж. Пакер говорит о страхе, из которого действуют оппоненты ЕСТ («Евангельские христиане и католики вместе: христианская миссия в третьем тысячелетии». Сокр. ЕСТ):
«...Я должен был ожидать, что некоторые протестанты будут говорить мрачные, странные, пугающие и вызванные страхом вещи об этом документе — например, что он предает Реформацию...». Пакер милостиво не называет имен. Не знаю, сколько человек сказало, что ЕСТ «предает Реформацию». Я говорил - это, и я так считаю. Но гораздо важнее здесь проблема предательства Евангелия. Возможно, я идеализирую Реформацию. Я верю, что основным подвигом ее деятелей было обнаружение и героическое восстановление sola fide. Но моя верность Реформации не может оправдать моих нападок на ЕСТ, если этот документ прав, утверждая единую веру. Никакая церковная традиция не может связывать человеческую совесть. Но Слово Божье связует, и верность ему должна быть превыше любой другой верности. Без сомнения, Павел беспокоился, в основном, об этом. В его дни ересь иудействующих так угрожала единству Тела Христова, что Павлу пришлось спорить с самим Петром. У кого репутация была лучше, чем у Петра? Однако апостол Петр чуть не пошел на компромисс, исказив Евангелие. В Гал. 2 Павел так рассказывает об этом: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием. Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по язычески, а не по Иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по Иудейски?» (Гал. 2:11-14). Эта ситуация, поставившая под угрозу единство апостолов, относилась к чистоте Евангелия. Павел объясняет, почему и зачем он выступил против Петра: «Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники; однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, "чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал. 2:15-16). Павел публично упрекнул Петра, потому что его оскорбление было публичным. Как мы узнаем из другого места Писания, Петр согласился с упреком и кротко, послушно продолжил защищать Евангелие. Кальвин утверждает, что, если бы Павел промолчал тогда, все его учение не имело бы успеха: «Это была не человеческая проблема, она касалась чистоты Евангелия, которой угрожала осквернением иудейская закваска». Кальвин обращал внимание на попытки католиков считать их спор чисто церемониальной проблемой: «Они не считают нелепым утверждать, что никто не оправдывается делами закона, однако мы считаемся праведными в глазах Бога через заслугу дел. Короче говоря, они заявляют, что это не относится к делам морали. Но, судя из контекста, видно, что явно имеется в виду моральный закон, ибо практически все, что добавляет Павел, касается морали, а не церемониального закона. Опять же, он постоянно противопоставляет праведность закона безвозмездному принятию того, что Богу угодно даровать нам. Кальвин подводит итоги этого раздела Послания к галатам словами, которыми и мы могли бы подвести итог этой книги: «Давайте же поэтому держаться исключительно утверждения, что мы оправданы не иначе чем верой, или, что то же самое, что мы оправданы верой единой».
Sola gratia Sola fide Soli Deo Gloria
Отрывок из заключительной части книги Р.Ч.Спраула : «Верой единой. Евангельское учение об оправдании».
|