.
http://www.opc.org/nh.html?article_id=476
Учение об оправдании было главной истиной, выделенной протестантской Реформацией. Изучая прежде всего Послания Павла к Римлянам и Галатам, реформаторы учили оправданию по вере во Христа. На основании Слова Божия реформаторы учили об оправдании тому, что нигде не сформулировано столь обстоятельно и кратко, как в Большом Катехизисе (Вопрос 70): Оправдание является делом благодати Божией ко грешникам, которым Он прощает их грехи и объявляет грешных людей праведными в Его глазах, не за счет каких-либо их дел, но только через совершенное послушание и полное удовлетворение Христа, вмененное Им Богом и полученное по вере».
Реформатские Церкви принимают это учение уже почти 500 лет. Но им всегда существовала оппозиция. Римско-католическая церковь по-прежнему заявляет, что христиане после целожизненного процесса внутреннего обновления могут заслужить признание Бога в последний день через благодать, предоставленную церковными таинствами.
В последние годы серьезной проблемой для реформатского учения об оправдания стало утверждение некоторых протестантских ученых, специализирующихся на посланиях Павла, и в некоторых случаях даже кальвинистов. Эти верующие, как правило, отождествляют себя с «новым взглядом» на Павла. Его корни восходят, по крайней мере, к 1970-м гг., но в последнее время эти идеи популяризирует, прежде всего, английский ученый Н.Т.Райт. Те из реформатов, которые придерживаются сходных взглядов, обычно определяют себя как движение «Федеральное видение» или «теология Оберн—авеню». В этой статье я должен объяснить некоторые аспекты реформатской доктрины оправдания, и показать, почему данные движения поставили эту доктрину под вопрос.
Природа оправдания
Реформатская традиция понимает оправдание как судебное и окончательное. Под судебным аспектом мы имеем в виду, что оправдание есть судебная декларация, в которой Бог объявляет человека праведным перед Ним. Это заявление не есть внутренняя трансформация, изменение сердца людей, которое делает их святыми в мыслях и поведении – ибо это относится не к оправданию, а к освящению. Вместо этого Бог объявляет людей праведными подобно судье в зале суда, признающему невиновность.
Описывая оправдание как окончательное, мы понимаем под этим, что это имевшее место в прошлом, совершенное и завершенное деяние. Никто не оправдан лишь частично и не дожидается возрастания или завершения оправдания в будущем. Скорее, когда люди приходят к вере, оправдание ставит их в состояние мира с Богом и обеспечивает их вечную судьбу.
Эти учения уже давно поставили христиан Реформации в противоречие с католицизмом, который учит, что оправдание есть целожизненный процесс нравственного преображения, ведущий к окончательному вердикту на основании добрых дел. В последние годы некоторые сторонники «Новых перспектив» вновь учат подобной идее. Н.Т. Райт, например, пишет, что хотя мы оправданы в этой жизни по вере, в будущем нас ждет оправдание на основе всей нашей жизни.
Требования закона Божия
За реформатской доктриной оправдания стоит доктрина закона Божия. Бог требует послушания Своему закону, но ни один из нас, падших грешников, не в состоянии выполнить это требование. Благодаря нашим собственным «достоинствам» мы все находимся под осуждением. Бог есть справедливый Судия, и в этом качестве Он должен осудить грешников. В творении Бог заключил завет дел с Адамом, обещая ему эсхатологическую жизнь за совершенное послушание и угрожая смертью за непослушание. В соответствии со Своей справедливостью Бог осудил Адама и его потомков, которые пали вместе с ним, и по-прежнему осуждает всех нас как грешников. Хотя Бог бесконечно милосерден, Его милость должна согласовываться с Его правдой. Следовательно, подсудимый грешник не может на основании своих дел оправдаться пред святым и праведным Богом. Независимо от того, насколько хорошими мы стараемся быть, мы не отвечаем требованиям праведного Бога.
Поскольку данный вопрос является настолько основополагающим, неудивительно, что критики оспаривают его. Первые же ученые – сторонники Новых перспектив уже утверждали, что ветхозаветный закон не требовал полного послушания. В кругах людей, связанных с ФВ, оспаривают доктрину завета дел и отвергают учение, что Адам мог достигнуть эсхатологической жизни на основании своих праведных дел.
Праведность Христа
Благая Весть Евангелия в том, что Бог не оставил нас в состоянии греха и осуждения. По Своей милости Он дал возможность грешникам быть оправданными, послав Своего Сына, чтобы удовлетворить справедливые требования Закона. Грешники, которые доверяют Христу, теперь могут быть судимы Богом на основании праведного дела Христа, а не их собственных неправедных дел.
Есть два аспекта в деле Христа, а именно Его пассивное и активное послушание. Пассивное послушание – это Его послушание страданию, наказанию в виде клятвы закона во все дни Его жизни и особенно в Его распятии. Этим Его делом наши грехи прощены. Активное послушание Христа – это соблюдение Им всех заповедей Закона на протяжении всей Его жизни. Это Его дело засчитывается нам как идеальное соблюдение Закона, как оно требовалось от Адама в завете дел. Таким образом, требования Божьей справедливости удовлетворены и явлено славное богатство Его благодати.
Эта праведность Христа должна быть применена к верующим, чтобы принести им пользу. Ее применение происходит путем вменения. Праведность Христа в судебном порядке засчитывается грешникам таким образом, что их грехи могут быть прощены, и совершенное послушание Христово они могут считать своим.
Опять-таки не удивительно, что эти вопросы, имеющие столь важное значение для понимания оправдания, в последние годы вызывают столько споров. Сторонники Новых перспектив отвергли идею, что согласно Павлу то, что Христос совершенным образом сохранил Закон, позволяет приписать Его праведность нам. И хотя их сторонники продолжают утверждать пассивное послушание Христа, многие из них отрицают, что это послушание вменяется нам. Иными словами, они учат, что совершенное послушание Христа на протяжении всей Его жизни делает Его совершенной жертвой за грехи, но Его послушание Закону Божию не может быть разделено Им с верующими таким образом, чтобы они стояли пред Богом, как соблюдающие Закон.
По вере
Согласно библейской реформатской доктрине оправдания, грешник получает праведность Христа в вере и по вере. Когда Писание описывает веру, которой оправдывается грешник, оно постоянно проводит резкий контраст с альтернативой, то есть оправданием делами. Таким образом, вера является единственным средством оправдания. Эта истина будет правильно понята, если наряду с ней оценивается характер спасительной веры: вместо того чтобы полагаться на свои дела, верующий опирается на совершенные дела Христа.
Этот аспект доктрины оправдания в последние годы также попал под огонь критики. Например, когда сторонники Новых перспектив говорят об оправдании верой, они считают, что это нечто большее, чем опора на дело Христа и доверие к Нему, и рассматривают веру в более широком смысле как верность. Такое учение говорит, однако, лишь о нашем послушании Богу, а не о покое во Христе как нашем оправдании.
Оправдание и освящение
Наконец, если реформатская традиция подтверждает, что оправдание отличается от освящения (которое есть дело Божие, внутренне обновляющее верующих в святости), сегодня считается, что эти два благословения есть одно и то же. На самом деле оправдание объявляет нас праведными в глазах Бога в силу дела Христа, освящение же делает нас святыми внутренне, и Бог никогда не оправдывает человека без его освящения. Католики и другие до сих пор жалуются, что реформатская доктрина оправдания ведет к безразличию к личной святости. Однако подлинно реформатское учение о связи оправдания с освящением показывает, как несправедлива эта жалоба.
Опубликовать
|