Новости
Гаррет Джонсон. Миф об общей благодати |
Богословие - Апологетика |
Хоксема продолжает: Разница заключается не в том, что заявители настаивают, что Евангелие должно быть проповедано всем людям без различия, а д-р Кларк утверждает, что оно должно быть проповедано только для избранных. Это было бы совершенно невозможно... Они согласились с тем, что Евангелие должно быть проповедано всем. Но разница – обеспокоенность содержанием Евангелия, которое должно быть проповедано всем. Не вопрос, кому надо проповедовать, или как проповедовать – вопрос, что проповедовать. В соответствии с Заявлением, проповедник призван провозглашать слушающим, что Бог искренне стремится спасти их всех. По мнению же д-ра Кларка, проповедник провозглашает всем слушающим без различия, что Бог стремится спасти Своих избранных. В «Заявлении» сказано, что в проповеди Евангелия Бог искренне предлагает спасение во Христе отверженным, и что Он дал бы им, отверженным, принять Евангелие, с тем чтобы их спасти. «Бог, наш Спаситель, предлагает всем отверженным спастись и достичь познания истины» (Заявление, 13-14). В соответствии с доктриной универсального спасения** они пишут: «То, что в соответствии с реформатской доктриной Евангелие есть всеобщее и искреннее предложение, самоочевидно и является в высшей степени важным для благовестия» (Заявление, 14)... Сейчас вы, как д-р Кларк, можете констатировать, что это прямое противоречие: Бог искренне стремится спасти тех, кого Он в вечности определил не спасать. Или же у Бога есть грешники, которым Он дает жизнь, но которых Он погубит. Или же у Бога есть грешники, которые не получат веры, но тем не менее примут Евангелие... Можно возразить, что это иррационально. Но это возражение не убедит заявителей в их ошибке. Они скажут, что это является нерациональным. Но они не хотят быть рациональными в этом вопросе. Фактически, если здесь вы будете настаивать на рациональности, вас назовут рационалистом, и будут добиваться вашего отлучения как опасного еретика. Все «Заявление» против Кларка фактически сосредоточено на той якобы ошибке, где он утверждает, что Слово Божие и христианство не являются иррациональными. Чтобы обвинять заявителей в иррационализме, не надо далеко ходить и придираться. Они открыто признают это, они гордятся своей иррациональной позицией. Иррациональной для них является слава смирения, христианская вера (1). В «Свободном предложении Евангелия» (далее CПЕ (FOG), авторы Мюррей и Стоунхауз заявляют: «Бог исполнен горячим стремлением к исполнению определенных вещей, которым Он в Своем предвечном совете не постановил сбыться... Это означает, что у Него есть воля к тому, что не является Его установлением. радость тому, что для него не было радостью не постановить. Это действительно загадочно...»(3) Если бы СПЕ было опубликовано в Англии 1640-х гг., Мюррей и Стоунхауз были бы среди ремонстрантов и нападали бы на великого английского пуританина Джона Оуэна, который писал: Аргумент Оуэна даже не рассматривает ту возможность, что в Божественном разуме могут быть противоречия. Чтобы сделать этот «шаг вперед» в богословии, надо было дождаться ХХ века, неоортодоксальных богословов и их невольных учеников по Вестминстерской семинарии. Если бы Оуэн дал ответ «заявителям» в 1944 г. или Мюррею и Стоунхаузу в 1948-м, он бы осудил их как «рационалистов» и изгнал из Ортодоксальной пресвитерианской церкви. С XVII по ХХ век отношение богословов к логике значительно изменилось. Есть, видимо, современный взгляд на логику, с которым Мюррей и Стоунхауз согласятся. В Лк. 20 27-40 Христос разрушает саддукейство, выводя воскресение из Имени Божия: «А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама, и Богом Исаака, и Богом Иакова. Бог же не есть Бог мертвых, но Бог живых, ибо у Него все живы». В параллельных местах в Мк.12 Христос говорит – и это следует отметить всем, кто ограничивает роль логики в понимании и объяснении Писания – «приводитесь в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией... Итак, вы весьма заблуждаетесь». Христос делает выговор саддукеям за то, что они не обратили внимания на неизбежный логический вывод из утверждений Ветхого Завета: все, в ком Бог, живы, а не мертвы; Бог есть Бог Авраама, Исаака и Иакова, поэтому Авраам, Исаак и Иаков живы. Точно так же Послания Павла состоят из логических аргументов, оправдывающих веру. В Гал.3.16 Павел выводит из единственного слова «семя» исполнение завета с Авраамом во Христе. Это, в свою очередь, имеет дополнительные следствия в стихах 26-29: верующие Ветхого и Нового Заветов духовно идентичны. В Рим.4 Павел отрицает, что Авраам оправдан делами, и утверждает, что оправдание по вере; лишь в заключение он описывает это из Быт.15.6 и Пс.31.1. В Рим. 9.6-13 Бог выводит Божию вечную любовь к избранным и ненависть к отверженным из Быт.21.12, 18.1,14, 25.23 и Мал. 1.2,3. Таким образом, если профессора семинарий нападают на логику, они проявляют незнание Писания или неверие в Слово Божие. В 1944 г. ведущим «заявителем» против использования логики Кларком был д-р Корнелиус Ван Тил. По сей день*** он остается ведущим сторонником учения, что Писание содержит непримиримые парадоксы. Он утверждает: Необходимо немедленно признать, что Ван Тил отвергает стремление Вестминстерского Исповедания быть логически выводимой системой истины: «Весь замысел Божий... либо ясно изложен в Писании, либо может быть благим и необходимым образом (в стандартном рус. пер.: с правильной и очевидной последовательностью. – DE) выведен из Писания» (ВИВ 1.6). Великий принстонский богослов Бенжамин Уорфилд уточняет отношение вестминстерских богословов к Писанию и логике в своей книге «Вестминстерская Ассамблея и ее труды»: Следует отметить, тем не менее, что учение и утверждения Писания содержат не только исповедание того, о чем говорится в Писании. Люди должны верить и повиноваться не только тому, что «ясно изложено в Писании», но также тому, что может быть «благим и необходимым образом выведено из Писания». Это энергичное и обобщающее заявление реформатского богословия против социниан и арминиан, которые желают ограничить авторитет Писания его буквальным восприятием; и это оказывает характерную честь разуму как инструменту установлению истины. Мы необходимо зависим от наших человеческих способностей выяснить, что говорит Писание; и мы не можем вдруг отказаться от них или отвергнуть их руководство в уяснении того, что Писание означает. Конечно, это не является основанием для установления авторитета доктрин и требований. Разум является инструментом раскрытия доктрин и требований, будь они ясно изложены в Писании или благим и необходимым образом вытекают из него; но их авторитет, будучи однажды выявлен, исходит от Бога, который обнаруживает и устанавливает их в Писании, будь то путем буквальных утверждений или необходимых следствий. Реформатское содержание, заложенное в «Исповедании» - это смысл Писания как Писания, и то, что людей обязывает весь его смысл во всех его следствиях. Опасность недавних споров, где апелляция к авторитету Писания ограничивается его ясно выраженными утверждениями, и считается, что человеческой логике нельзя доверять в Божественных вещах, и, следовательно, прямо отвергается фундаментальная позиция реформатского богословия – четко указана в «Исповедании», как отрицание основополагающих смыслов, которое не только делает системное мышление невозможным, но и дискредитирует сами основания веры, такие, как учение о Троице. Логически это связано с отказом в авторитете всему вероучению в целом, почему и нет никакого единого учения, которое может быть просто взято из Писания, без использования рационального его понимания... Недавний призыв отказаться от использования человеческой логики в определении доктрины был наиболее резко выдвинут с тем, чтобы оправдать отказ от доктрины, которая четко учит, неоднократно в самом Писании; если этот призыв подействует на всех, он разрушит нашу уверенность во всех доктринах, ибо ни одна из них не может быть установлена или сформулирована без использования человеческой логики (6). В противоположность этому библейскому мнению, Ван Тил отрицает возможность создания дедуктивной системы и утверждает, что мы имеем лишь «аналогические истины», по-видимому, противоречивые. Помимо этого небиблейского отрицания роли логики и понятности Писания, надо задать вопрос: какой смысл в «системе» невыводимых парадоксов? Хотя профессор апологетики в Вестминстерской семинарии Джон Фрейм и поддерживает ван-тилианизм, он дает прекрасный анализ предположений Ван Тила: «необходимость формулирования явно противоречивых доктрин... несомненно увеличивает трудности разработки системы, особенно системы, которую защищает сам Ван Тил... Как может быть показано, одна доктрина требует другой, тогда как наши парадоксальные формулировки даже не покажут, насколько они обе совместимы. Отказ от явного противоречия, даже если он не делает христианство иррациональным или алогичным, не кажется очень сложной или невозможной задачей богослова-систематика» (7). М-р Фрейм должен понять, что именно взгляд Ван Тила делает христианство иррациональным и алогичным. Он несовместим с систематической теологией. Еще более важно, что именно ван-тилианизм, - то, что, по словам Уорфилда, «отказывает в авторитете вероучению в целом». Принять его значит отвергнуть все христианство. Они логически не совместимы****. Таким образом, мы приходим к выводу, что «заявители», окарикатурившие «рационализм» Кларка, основывались на небиблейских предпосылках, а анти-вестминстерское неприятие логики и ее значения является непростительным нападением на одно из центральных учений Реформации: Писание толкует Писание. Надо иметь в виду, что Кларк был обвинен в рационализме не потому, что он предлагал конкретные решения по преодолению парадоксов, или по крайней мере не в первую очередь по этой причине, а потому, что он предлагал пути их решения. Это поистине удивительно, ибо группа богословов обвинила своего собрата в ереси за то, что он пытался решить богословские проблемы! Резонно замечание Хоксема: Нет богослова, который не вызвал бы жалоб «заявителей». Догматика является системой истин, выведенных из Писания. И экзегеза всегда является приложением регулятивного правила Писания, что означает, что через всю Библию проходит последовательная линия мысли, в свете которой должны толковаться более темные и трудные места. «Заявители» фактически отрицают это (8). Их собственная система в целом называется «гипотетический» или условный универсализм. Они учат, что есть две воли или цели Бога в отношении спасения человека. Одна воля – это предоставить, ценой Жертвы Своего Сына, спасение всем людям без исключения, - если, как они верят, предузнание универсально и иначе невозможно. Другая воля – абсолютная цель, зависящая только от Его суверенного решения, обеспечить безусловное спасение определенному числу людей... Язык Амиро, «Людей сути», Бакстера, Уордлоу, Ричардса и Брауна в настоящее время используется для оправдания гораздо более серьезных отклонений от истины. Все реально придерживающиеся кальвинизма должны сейчас услышать, что позиция великих писателей и исповеданий Реформатской Церкви не была путаницей, чем-то неустойчивым, недоказательным, нуждающимся в улучшении... что то, что говорит Церковь по этому вопросу, далеко от «двойной воли» Божией или «двойного значения» Искупления. Если люди будут последовательно присоединяться к этим новшествам, они должны будут стать арминианами. Если же они будут последовательно проводить кальвинизм, они должны будут отказаться от новшеств (9) И «заявители», и амиральдисты отстаивают «двойную волю» Бога, и Ходж так же актуален, как и более 100 лет назад. Кайпер опасался – пророчески, что показала история! – злоупотребления его доктриной общей благодати, понимания ее как спасающей благодати, в результате чего основание конкретной благодати будет смещено... Кайпер может быть рекомендован как защитник частной благодати тем фактом, что в предыдущие, более духовно здравые, эпохи он нашел бы много союзников. Это облако свидетелей включает Августина, Кальвина, Петера Вермилия Мученика, Риве, Воэтия, Витциуса, Безу, Занхия, Гомара, Тюрретена, и многих других. С другой стороны, учение об универсальной или «общей» благодати – это учение Рима, социниан, меннонитов, арминиан, квакеров, которое вкралось и в Реформатские Церкви, особенно через Амиро и школу Сомюр (10). Если Кайпер и Ходж были обеспокоены широким влиянием «общей благодати» в XIX веке, то стоит ли удивляться, что Кларк и Хоксема были вынуждены противостоять этой жестокой и прочно усвоенной ошибке 75 лет спустя? Такого рода экзегеза, как мы увидим, зависит только от одного герменевтического принципа: тексты Писания, которые, к собственному признанию этой экзегезы, не подтверждают общей спасительной благодати, рассматриваются как не имеющие к ней отношения. Возможно, это и есть пример логически не выводимых «аналогических истин», которые восхвалял и рекомендовал Ван Тил. Но давайте перейдем к другим текстам и дадим Мюррею и Стоунхаузу отдохнуть. Мюррей: «Бог не хочет, чтобы кто-то из людей погиб. Его желание – в том, чтобы все вступили в жизнь вечную и пришли к покаянию. Язык в этой части стиха столь абсолютен, что противоестественно представить себе, что Петр хотел сказать лишь: Бог хочет, чтобы никто из верующих не погиб... Формулировка естественным образом относится к человечеству в целом. Это не взгляд на людей как на избранных или отверженных» (15). Оуэн: «Воля Божия, говорят некоторые, есть на спасение всех, и это изложено здесь как в отрицательной форме (что никто не погибнет), так и в положительной (что все придут к покаянию). Не надо расходовать многих слов в ответ на это возражение, исходящее от непонимания и ощутимо компрометирующее смысл слов апостола. Эти неопределенные и общие выражения должны восприниматься по отношению к вещая, которые они подтверждают, как правило раскрытия Писания... Здравый смысл не учит нас, что должны повторяться две последующие причины, чтобы сделать смысл полным и всесторонним, - например, «нет воли Божией, чтобы кто погиб», но «чтобы все пришли к покаянию». Действительно, утверждать сейчас, что Бог не хочет, чтобы кто-то погиб, но чтобы все пришли к покаянию, и потому Он будет оказывать внимание ко всем и каждому в мире (даже к тем, кому Он никогда не сделает известной Свою волю, никогда не даст призыва к покаянию, кто ни разу не слышал о Его пути ко спасению) – все это является крайним безумием и глупостью... Я не должен добавлять ничего о непрерывных противоречиях и трудностях, которыми сопровождается противоположное толкование. Текст ясен: все избранные и только они – это те, кто никогда не погибнет» (17). Джилл: «Неправда, что Бог желает, чтобы ни один индивид из всего человеческого рода не погиб, поскольку Он создал и блюдет нечестивого на день бедствия, нечестивых людей, которые предузнаны к этому осуждению, ибо они являются сосудами гнева, предназначенными к сокрушению; да, есть некоторые, кому Бог посылает сильные иллюзии, так что они считают ложью, что они могут быть осуждены... Нет Его воли, и в этом есть великий смысл, чтобы все люди пришли к покаянию, поскольку Он удерживает от многих как средства, так и благодать покаяния» (18). Кларк: «Арминиане используют этот стих в защиту своей теории всеобщего искупления. Они считают, что воля Бога – спасти всех людей без исключения и что вне Его контроля остается что-то, что может противостоять Его вечной цели. Доктрина о всеобщем искуплении не только опровергается Писанием в целом, но этот конкретный отрывок делает такой взгляд нонсенсом. Петр говорит нам, что Христос для Своего возвращения ожидает покаяния некоторых людей. Если возвращение Христа означает покаяние для всех без исключения, то Христос никогда не вернется. Это не новое толкование. В «Пастыре» Ерма (8.9.1, ок. 130-150 гг. по Р.Х.) говорится: «Но Господь, будучи измученным, пожелал тех, кого призовет [ten klesin ten genomenen] через Сына Своего, спасти. Это есть призванные или избранные, кого Бог, по Своей воле, спасет» (19). Иез.18. 23, 32; 33.11 Кальвин: «Если в Божией власти обратить людей, как и сотворить их, то из этого следует, что осужденные не будут обращены, ибо Бог не желает их обращения; ибо если Он желает чего-либо, Он может сделать это, и тем самым Он показывает, что Он этого не желает» (21). Тюрретен: «Хотя Бог заявляет, что Он не хочет смерти беззаконника, но чтобы он обратился от своих злых путей и был жив – из этого не следует, что Он имел волю и замыслил в вечности обращение и жизнь каждого, при любых условиях... Ясно, что это относится к Божией воле как заповедующей, а не к той, что дает Ему радость» (22). Джилл: «Утверждение «зачем вам умирать?» дано не всем людям; нельзя доказать, что оно дано тем, кто в действительности не будет спасен, но только дому Израиля, который наречен сынами и народом Божиим; потому не может быть ни опровергнут любой акт оставления прочих, ни отвергнута правда и искренность Бога... Однако, установление смерти касается не только вечного, но и временного состояния, временных дел, политического состояния или обстоятельств жизни» (23). Кларк: «Иез.18 представляет ряд трудностей... Стихи 2 и 4, взятые отдельно, противоречат Рим. 5.12-21. Еще одна трудность, которая встречается в нескольких книгах Библии, включая Рим.2.10,14,25, имеет место в Иез. 18.19-22, 27,28,31. Эти стихи в обоих книгах звучат так, как будто некоторые люди могут заслужить Божие оправдание на основании своих дел праведности. Но контекст Рим. и Гал. везде учит оправданию только верой... Теперь, если эти контексты полностью изменяют поверхностные значения стихов, возникает вопрос, как изменить арминианскую интерпретацию стихов 23 и 32... Поэтому соответствующие места Иезекииля, а также контекст всей книги в целом, и ссылки в Новом Завете свидетельствуют о том, что Бог не хочет смерти Израиля. Иез.33 содержит аналогичные заявления, которым должна быть дана такая же интерпретация» (24). Если «заявители» правы, что Кларк еретик в силу своих попыток применить логику к Писанию, то Кальвин и Тюрретен тоже еретики. Аргумент Кальвина дает очень аккуратный силлогизм: Бог желает всего, что происходит; Бог не обращает отверженных, следовательно, Он не желает обращения отверженных. Необходимо сделать еще одно замечание. В своей экзегезе этого отрывка и ряда других Мюррей и Стоунхауз неоднократно нарушают законы логики, не делая из своих утверждений необходимых выводов. Лютер осудил подобные элементарные ошибки в следующих словах: «Словами закона человек был предостережен и научен не тому, что он должен делать, но тому, чего Он не должен делать. Почему вы, богословы, дважды глупы, как школьники, и всегда из одного слова хотите вывести необходимый смысл?» (25). Втор. 5.29, 32.29; Пс.80.13; Ис.48.18 Джилл: «Этими словами не выражено Божие желание Израилю вечного спасения, но лишь временного добра и благополучия» (27). Оуэн: «Эти слова не имеют смысла какого-либо выкупа или искупления их от погибели... но они о временных милостях, с внешней помощью благодати. Здесь нет увещания и не содержатся цели и намерения Бога во Христе по отношению к тем, кто погибнет. Во-вторых... все эти места настоятельно говорят, что тем, кто пользуется средствами благодати, это очень небольшая часть людей... так что им не может быть сказано ничего, из чего выткали бы намерения Бога по отношению к остальным... В-пятых, это алкание и желание не следует непосредственно относить к Богу во вседостаточности и совершенстве Его природы; они не более, чем Его глаза, уши и руки» (28) Это последнее замечание Оуэна вскрывает ущербность взгляда на Бога, которого придерживаются Мюррей и Стоунхауз. Некоторых людей вводят в заблуждение антропоморфизмы Писания; они думают, что у Бога действительно есть руки, ноги, глаза и крылья. Другие, как Мюррей и Стоунхауз, испытывают недоумение в отношении других антропоморфизмов Писания; они считают, что у Бога действительно есть эмоции и страсти, которыми Он страдает. По сути, половина СПЕ является попыткой доказать не только то, что Бог имеет желания, но что Он имеет невыполнимые желания, устремления, которые, как Он знает, никогда не сбудутся. Бог, по Мюррею и Стоунхаузу, является жалкой жертвой отвергнутой любви. Это не тот Бог, Который описывается во 2-й главе Вестминстерского исповедания веры. Джилл: «Это «собрать» не означает собрать евреев во Христе внутренне, в Духе и благодати Божией, но собрать их внешне, в служении Слова, в слушании проповеди. Если же иметь целью здесь выделить и опровергнуть доктрины избрания, отвержения и частного искупления, то надо доказать, что Христос, как Бог, будет собирать не Иерусалим только, но все человечество, даже тех, кто в конечном итоге не спасется, для духовного пути ко спасению и, значит, для Себя – что к этому тексту не имеет никакого отношения» (31).
|