"Искать и находить" Мартин - Ллойд Джонс
Богословие - Проповеди

 

 

Мтф.7:7 -11 "Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;
ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?  И когда попросит рыбы, подал бы ему змею ?
 Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него".


           Не могу представить себе более ободряющего и вдохновляющего утверждения, помогающего выдер­живать все превратности судьбы, чем утверждение, содержа­щееся в ст. 7-11. Это одно из самых чудесных и благодатных обетовании Библии. Ничто так не сможет ободрить нас перед лицом всех жизненных скорбей и трудностей, как данная истина. Вот она: «Просите, и дано будет вам; ищи­те, и найдете; стучите, и отворят вам...» Для того чтобы мы хорошо уяснили слова нашего Господа, Он повторяет их, выражая их в еще более сильной форме. Он говорит: «...Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят». Это так. Это абсолютное обетование. Более того, оно дано Сыном Божьим, Который говорил от имени и с полной властью Своего Отца.

       Библия постоянно нас учит, что, в противовес мирскому взгляду на жизнь, верующие должны рассматривать свое пребывание на земле как странствие, полное скорбей, про­блем и неожиданностей. Она подчеркивает, что важно не столько то, что с нами происходит и с чем мы вынуждены сталкиваться, сколько наша готовность к этим испытани­ям. Суть библейского учения о жизни в каком-то смысле показана на примере одного человека — Авраама, который

«пошел, не зная, куда идет». Но он был, однако, совершенно спокоен. Он не боялся. Почему? Один старый пуританин, живший 300 лет тому назад, так ответил на этот вопрос: «Авраам пошел, не зная, куда идет, но он прекрасно знал, с Кем он идет».   Вот что важно — он знал, что отправился в это путешествие с Ним. Он был не один, с ним был Некто, Кто пообещал ему, что никогда не покинет его, никогда не оставит. И даже не зная, что с ним произойдет в этом стран­ствии, с чем ему придется столкнуться, он был блажен, по­тому что знал своего Попутчика.

   Авраам был подобен Самому Господу Иисусу Христу, Который перед крестной смертью, зная, что даже самые близкие ученики оставят Его из-за страха за свою жизнь, сказал: «Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною» (Иоан. 16:32). Это и есть самое главное. Так учит Библия. Господь не обещает сделать нашу жизнь легкой и красивой, без скорбей, трудностей и проблем. Он не говорит, что избавит нас от всех колючек и оставит нам только розы, источающие прекрасный аромат. Нет, наш Господь смотрит на жизнь реалистично и, учиты­вая человеческую природу, предупреждает о неизбежных опасностях. Но при этом, Он нас уверяет, мы можем при­близиться к Нему настолько, что выдержим любую жизнен­ную ситуацию. Вот в чем заключается смысл великого и важного обетования: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам...» Это один из вариантов той важнейшей истины, которая красной нитью проходит через все Писание от начала до конца.

       Если мы желаем извлечь из этих благодатных слов макси­мум пользы, мы должны рассмотреть их более пристально. Не достаточно их просто повторять. Стихи Библии никогда нельзя использовать в качестве психологического тренинга. Некоторые люди именно так и делают. Они считают, что лучший способ жить победной жизнью — перечитывать и повторять про себя отдельные стихи Библии. Конечно же, в какой-то мере это полезно. Но данный метод нельзя назвать библейским. Такой вид психологического тренинга дает только временное облегчение и подобен внушению.          Мы мо­жем внушить себе, что у нас нет никакой болезни, что нам очень хорошо, что у нас ничего не болит. Такая практика мо­жет показаться полезной и даже дать временное облегчение, но если болезнь все-таки есть, причем смертельная, то даже для самых ярых сторонников метода внушения она стано­вится очевидной.

       Это не христианский метод. Библия дает нам истину и хочет, чтобы мы рассуждали над ней. Поэто­му, когда мы доходим до подобных стихов, мы не должны ограничиваться упованием на то, что все будет хорошо. Мы должны знать» какой смысл они несут, и уметь применять их в своей жизни.

Подходя к этому великому утверждению, мы должны вспомнить принципы толкования, согласно которым край­не опасно вырывать отдельные стихи из общего контекста. Мы ни в коем случае не должны извращать Писание к собственной погибели. Следует в обязательном порядке обращать внимание на контекст, на смысл всего отрывка, на особенности или обетования, которые в нем содержат­ся. Данное правило особенно необходимо применять к ут­верждениям, подобным этому. Некоторые люди заявляют: «Не значат ли стихи 7-11, что Бог удовлетворит все мои желания?» И они действительно верят в это и считают, что так и должно быть. Но при этом они полностью игнори­руют все другие доктрины. Они просто просят у Бога то, что им хочется. А если их похоти не удовлетворяются, они впадают в уныние и депрессию. Их состояние оказывается еще хуже, чем было ранее. Они говорят: «Почему же Бог не выполняет Свои обещания?» Они чувствуют себя совершен­но несчастными. Мы же должны избегать такого подхода. Писание — это не механизм, который действует автомати­чески. Бог оказывает нам великую честь, обращаясь с нами как с разумными существами, предлагая через Святого Духа Свою истину. Он подразумевает, что мы будем вос­принимать ее такой, какая она есть, во всей ее полноте и гармонии. Вот почему нельзя рассматривать стихи 7 и 8 изолированно от стихов 9-11, так как все это — одно утвер­ждение, и понять его можно, только учитывая контекст всего отрывка. Иначе мы можем впасть в заблуждение.

       Данное утверждение — и в этом не трудно убедиться — во­все не сводится к мнению, что к Богу можно обращаться с любой просьбой. На самом деле в нем сокрыт гораздо более глубокий смысл. Скажу прямо, я благодарен Богу за то, что Он не исполняет автоматически все мои просьбы, и я утверждаю это на основании личного опыта. В прошлом я, как и все другие люди, часто просил Бога дать мне некото­рые вещи или сделать что-нибудь такое, что казалось мне необходимым. Но сейчас, с высоты прожитых лет, я очень благодарен Ему за то, что Он не выполнил мои просьбы и закрыл передо мной некоторые двери. Тогда я этого не по­нимал, но сейчас мне все ясно. Итак, я благодарен Богу за то, что обетование, содержащееся в стихах 7-11, не является универсальным и что Бог не гарантирует людям выполне­ние всех их просьб и желаний. Он приготовил нам гораздо лучший путь, в чем мы сейчас и убедимся.

     Вот как правильно рассматривать данное обетование. Прежде всего давайте ответим на один простой вопрос. Почему наш Господь произнес эти слова именно в этот мо­мент? Почему они помещены именно в этом месте Нагор­ной проповеди? Как мы уже выяснили, некоторые люди считают, что седьмая глава — последняя часть    Нагорной проповеди — является всего лишь простым сборником изо­лированных друг от друга изречений, которые наш Господь произнес без всякой системы и логики. Но мы уже выясни­ли, что это совершенно неверное заключение и что здесь есть и тема, и логика. Тема — суд, и нам напоминается, что даже в этой жизни мы живем под судом Божьим. Нравится нам это или нет, но око Господне всегда видит нас, и наша жизнь является в какой-то мере подготовительной школой к той великой жизни, которая ожидает нас после смерти. Итак, все, что мы делаем в этой жизни, имеет огромное зна­чение, и мы не можем рассчитывать на исполнение всех наших желаний. Вот тема данного отрывка. Господь, изла­гая ее, начинает с нашего суда над другими людьми. Мы должны быть очень осторожными, так как сами пребыва­ем под постоянным судом Божьим. Хорошо, но почему же наш Господь все-таки произнес стихи 7-11 именно в этот момент? Ответ ясен. В стихах 1-6 Он показал опасность осуждения других людей, ненависти и злопамятства. Он сказал, что, прежде чем извлечь сучок из чужого глаза, мы должны удалить бревно из своего собственного. Смысл дан­ного учения заключается в том, чтобы показать нам нашу крайнюю нужду в благодати. Господь открыл нам — по ка­ким строгим критериям мы будем судимы Богом. Вот Его резюме: «...каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить».

       Эти слова заставляют нас смириться и задаться вопросами: «Кто же способен выполнить такие высокие требова­ния? Как научиться жить по таким высоким стандартам?» Более того, мы понимаем нашу нужду в очищении, понимаем, какие мы негодные и грешные, и, как следствие, чувству­ем всю свою беспомощность и безнадежность. Мы думаем: «Как можно жить по Нагорной проповеди? Как может чело­век подняться до таких высоких стандартов? Лично мне нужна помощь и благодать Божия. Где же ее взять?» И вот вам ответ: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете;     стучите, и отворят вам...» Вот какая связь между этими сти­хами, и слава Богу за то, что она есть, ибо в противном случае, соприкоснувшись со славными евангельскими ис­тинами, мы бы чувствовали себя совершенно негодными и недостойными. Те несчастные люди, которые думают о    христианстве как о неком моральном кодексе, выполнить который можно своими собственными усилиями, никогда не понимали сути данного учения. Стандарт же, на который мы должны равняться, представлен в Нагорной проповеди.     

      Он-то и сокрушает всех нас, повергая наземь и показывая на­шу беспомощность и отчаянную нужду в благодати Божьей. И вот Божий ответ, который Он повторяет неоднократно: эту благодать можно получить.

   В свете этих обетовании возникает целый ряд вопросов. Почему все мы оказались в таком состоянии? Почему ка­чество нашей христианской жизни такое низкое? Нам нет никакого оправдания. Все, что нам нужно, является вполне доступным, так почему же мы такие, какие есть? Почему мы не применяем Нагорную проповедь в своей жизни? Почему мы не уподобляемся все более и более нашему Гос­поду Иисусу Христу? Все, что нам нужно, имеется в нашем распоряжении. Почему же мы не стараемся реализовать данное учение в полной мере? К счастью, и на этот вопрос есть ответ. Он-то и определяет истинный смысл исследуе­мого стиха. Наш Господь показывает нам, почему мы не можем войти в заветную дверь и не имеем того, что могли бы иметь. Он понимает, кто мы есть, и призывает нас вос­пользоваться этим великим обетованием. Другими слова­ми, мы должны понимать, что для достижения цели мы должны пребывать в определенном состоянии. Что же это за состояние? Давайте кратко его рассмотрим.

     Если мы хотим победоносно жить, имея мир и радость в своих сердцах, быть готовыми достойно встретить любые жизненные трудности, мы должны уяснить некоторые ве­щи. Во-первых, мы должны понять свою нужду. Как ни странно, но некоторые люди полагают, что им нужны лишь Божьи обетования. Однако этого не достаточно, так как главная беда всего человечества заключается в том, что люди не понимают своих истинных нужд. Многие пропо­ведники провозглашают о Господе Иисусе Христе совер­шенно безрезультатно, и на то есть причины. Они вообще не касаются учения о грехе, не обличают людей в грехах. Они рассказывают о Христе и считают, что этого вполне достаточно. Но нет, недостаточно, ибо воздействие греха на человека настолько сильно, что он никогда не пойдет ко Христу, если не поймет свою нужду в Нем. Но люди очень не любят считать себя неудачниками, нуждающимися в посторонней помощи. Им очень неприятно осознавать свое катастрофическое положение. Они с удовольствием слуша­ют проповеди о Христе, но только до тех пор, пока речь не заходит о Его крестной смерти ради их спасения. Они дума­ют, что это унизительно. Мы должны увидеть свою нужду в спасении. Это первое.

      Второе — нам необходимо в полной мере оценить сокровище Христовой благодати. Только в этом случае мы можем по-настоящему «просить», потому что только тот, кто вопиет: «Бедный я человек! кто избавит меня?..» — может по-настоящему искать этого избавления. Другие люди даже не понимают его желаний. Просить на­чинает только тот человек, который осознает себя полным ничтожеством.  И только тогда можно по-настоящему оценить сокровища, сокрытые во Христе.

   Мы должны осознать нашу нужду, и на этом Господь делает особый акцент. Он выражает Свою мысль, исполь­зуя три слова — «просить», «искать» и «стучать». Если вы посмотрите комментарии разных авторов, вы увидите в них горячие дискуссии о том, какое слово важнее — «ис­кать», «просить» или «стучать». Они уделяют этому очень много времени и, как обычно, противоречат друг другу. Одни считают, что просьба представляет слабое желание, поиск — более сильное, а стук — предельно настойчивое. Другие полагают, что стучащий человек пребывает снару­жи и что самое главное — просить, а не стучать. По мне­нию некоторых, неверующие сначала стучат в дверь, затем входят, начинают искать и, только найдя своего Господа, могут просить лично Его.

      Но все это искусственно усложнено. Наш Господь просто постарался показать, что мы должны проявлять настойчивость и старание. Это становится совершенно очевидным, когда мы сравниваем данный отрывок с параллельным из Луки 11. Там говорится о человеке, к которому неожиданно в полночь пришел гость. Так как у хозяина не было еды, он пошел и начал стучаться к своему другу, который уже лег спать. Чтобы получить просимое, ему пришлось проявить настойчивость и терпение. Та же мысль прослеживается в притче о настойчивой вдове в Луки 18. Здесь также употреб­ляются эти три слова, подчеркивающие элемент настойчиво­сти. В жизни следует иногда останавливаться, критически пересматривать прошлое и настоящее и задавать себе вопрос: «Жизнь проходит, года летят, а чего я добился?» Мы - должны вникать в себя и пытаться понять, достойно ли мы, христиане, живем? Достаточно ли мы читаем Библию и мо­лимся? Не следует ли нам все кардинально изменить, ведь наша цель — совершенствование! Мы честно стремимся к этому. И вот в первые дни нового года мы регулярно читаем Библию, молимся и просим Бога благословить нас.      Но рано или поздно — и это касается каждого из нас — мы начинаем сбиваться с ритма, и все наши планы рушатся.

       Как только мы собираемся помолиться или почитать Библию, возни­кают непредвиденные обстоятельства, какие-то помехи, и весь наш график перечеркивается. Через неделю или две обнаруживается, что все наши благие намерения так и оста­лись намерениями. Вот о чем ведет речь наш Господь. Если мы действительно хотим получить благословения, которые "Бог приготовил для нас, то должны неотступно просить об этом. Слово «искать» означает продолжать просить, а слово «стучать» — делать это настойчиво. Продолжая, мы не сдаемся, подобно неотступной вдове. Мы упрашиваем судью, как это делала она, и судья уступает.Наш Господь показывает его реакцию: «Лучше дать то, что она просит, чтобы она более не докучала мне».

   Значение настойчивости и неотступности трудно пере­оценить. Это видно не только из библейского учения, но и из жизни святых. Очень печально, что многие христиане довольствуются мимолетными желаниями. Если мы действительно желаем быть людьми Божьими, познавать Его, ходить с Ним и получать от Него обильные благословения, которые Он хочет нам дать, то должны настойчиво просить Его об этом день и ночь. Мы должны почувствовать жажду праведности, и только тогда утолим ее. Но и это не означа­ет, что мы удовлетворимся раз и навсегда. Чувство жажды будет появляться снова и снова. Подобно апостолу Павлу, мы, не почитая себя достигшими, а только «забывая зад­нее», должны «простираться вперед, стремясь к цели». Вот в чем суть. Это и есть неотступность, неутолимое желание. Итак, три ключевых слова — «просить», «искать» и «стучать». Надо признать, что здесь-то мы и хромаем.

      Итак, давайте рассмотрим первый принцип. Давайте оце­ним себя в свете Писания и попробуем сравнить получен­ный результат с образцом христианина, представленным в Новом Завете. Давайте посмотрим на эти славные обетова­ния и зададим себе вопрос: «Реализуются ли они в нашей жизни?» И если нет, то нам следует вернуться к великому утверждению нашего Господа, которое мы сейчас исследу­ем. Вот что я подразумеваю под возможностями. В первую очередь я должен просить и искать, и делать это до тех пор, пока передо мной не откроются двери для дальнейшего духовного развития, для духовного роста. Мы должны все время двигаться в этом направлении. Это и есть «подвиг веры». Такой человек и есть «претерпевший до конца», ко­торый спасется. Быть настойчивым, неотступным, не уны­вающим, постоянным в молитве — вот наш принцип. Мы должны молиться не только тогда, когда желаем что-либо получить от Бога и когда получаем, а постоянно. Настойчи­вость — прежде всего. Осознание нужды, неотступность в прошении и надежда на получение просимого.

     А теперь давайте перейдем ко второму принципу. Мы должны осознавать, что Бог есть наш Отец. Господь гово­рит об этом в стихе 9, и вот как Он выражает Свою мысль: «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?» Конечно же, мы должны осознавать, что Бог есть наш Отец. Вот что хочет подчеркнуть здесь прежде всего Господь. Он ис­пользует Свой метод перехода от частного к общему. Если земной отец делает столько добра для своих детей, то на­сколько больше делает Бог? Вот в чем мы претыкаемся, не правда ли? Если бы меня попросили одной фразой описать главный недостаток большинства современных христиан, то я бы сказал, что это неспособность относиться к Богу как к своему Отцу.

     Наша беда заключается именно в этом, а не в отсутствии каких-либо конкретных благословений. Мы не знаем Бога как своего Отца. И хотя мы утверждаем, что знаем Его и верим в Него, в повседневной жизни эта вера никак не проявляется. Всегда ли мы осознаем, что Он — наш Отец? Если бы это было именно так, то мы бы ничего не боялись в будущем.

     Я не имею в виду концепцию, согласно которой Бог является Отцом абсолютно всех людей на земле, и все лю­ди — братья. Это не библейская идея. Наш Господь здесь вы­смеивает ее и доказывает ее бессмысленность. Он говорит: «Итак, если вы, будучи злы...» Вы видите разницу? Почему Он не сказал: «Если мы, будучи злы»? Потому что Он не мог приравнять Себя к ним. Он — не просто человек по име­ни Иисус; Он — Единородный Сын Божий, Господь Иисус Христос. Он не включил Себя в это «вы». Он имел в виду все человечество. Его слова: «вы, будучи злы» означают не только то, что мы делаем зло, но и то, что мы по сути своей злы.

     Наша природа является испорченной и злой, и, следо­вательно, мы не можем быть чадами Божьими. Итак, Бог не является Отцом всех людей на земле. О некоторых Он говорил: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего». Нет, по природе все мы чада гнева и враги Бо­га. Таким образом, не всякий человек имеет право сказать: «Мне нравится это учение. Иногда меня пугает будущее, и мне очень приятно слышать, что мой отец — Бог и Он обо всем позаботится, что мне нечего бояться». Но Бог являет­ся нашим Отцом лишь в том случае, если мы находимся в соответствующем состоянии. Он не является отцом каж­дого человека, рожденного в этом мире.

    Каким же образом Бог становится нашим Отцом? В Пи­сании сказано, что Христос «пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими...» (Иоан. 1:11, 12). Мы становимся чадами Божьими только тогда, когда рожда­емся свыше, когда получаем новую жизнь и новую природу. Ребенок имеет ту же природу, что и его отец. Бог свят, и мы не можем стать чадами Божьими до тех пор, пока не получим святую, то есть новую, природу. Будучи злыми и зачатыми во грехе, мы не имеем такой природы, но Он дает ее нам. Вот что Он предлагает. И пока мы не станем Его чадами, пока у нас не будет никакого общения с Богом, мы не можем рассчитывать ни на какие обетования.    

     Другими словами, мы должны помнить, что согрешили против Бога, что заслуживаем гнева и наказания Божия, что Он послал Своего Сына умереть за нас на Голгофском кресте. Веруя в Него, мы получаем новую жизнь и новую природу, стано­вимся чадами Божьими. Только тогда мы можем сказать, что Бог — наш Отец. Кроме того,   Он дает нам Святого Духа, «Духа усыновления», Которым мы взываем: «Авва, Отче!» И с этого мгновения мы можем не сомневаться, что Бог, как наш Отец, будет по-особому к нам относиться. Он начнет лично, по-отцовски, интересоваться нами, заботиться о нас, наблюдать за нами, иметь планы по отношению к нам, же­лать всегда благословлять нас и помогать нам. Держитесь за это! Что бы с вами ни случилось, ваш Отец — Бог, и Он интересуется вами.

      Но этим не исчерпывается данное утверждение. Здесь есть одно очень интересное негативное добавление. Так как Бог — наш Отец, Он никогда не сделает нам никако­го зла. Вспомните Его слова: «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею?» Возведите это в превосходную степень, и вы получите представление о том, как Бог относится к Своему чаду. В своем безумии мы склонны думать, что если с нами происходит что-либо неприятное, то Бог против нас. Но Он, будучи нашим Отцом, никогда не сделает нам ничего плохого. Никогда! Это просто невозможно.

      Третий принцип заключается в том, что Бог никогда не ошибается. Он, как никто иной, видит различие между доб­ром и злом. Земной отец не даст камня вместо хлеба, но он иногда может ошибаться/Иногда он думает, что делает что-то во благо своему ребенку, но впоследствии обнаруживает­ся, что наоборот — во вред. Небесный Отец никогда таких ошибок не делает. Он никогда не даст того, что впоследст­вии может причинить вред. Это самое прекрасное, что мо­жет быть. Мы — дети такого Отца, Который не только любит нас, но и постоянно хранит. Он никогда не даст нам ничего плохого. Кроме того, Он никогда не заведет нас в тупик, никогда не ошибется. Он знает все. Его знания абсолютны. Если бы мы осознали, что находимся в руках такого Отца, наше отношение к будущему совершенно бы изменилось.

  Наконец, мы должны всегда помнить о тех благих дарах, которые Он приготовил для нас. «...Тем более Отец ваш Не­бесный даст блага просящим у Него». Это и есть тема всей Библии. Но что такое благо? Ответ содержится в Луки 11. Как вы помните, там написано: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него». Вот оно что! Он дает нам Духа Святого, а с Ним — благодать, да­ры, одним словом, все, что нам нужно.  

      Все это нам дано в Нем. Петр, суммируя это, говорит: «...от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благо­честия...» (2 Пет. 1:3). Теперь понятно, почему мы должны благодарить Бога. «Просить, искать и стучать» — совсем не значит автоматически получать просимые блага. Конечно же нет! Мы получим их только в том случае, если они пой­дут на пользу нашей душе, будут способствовать нашему совершенствованию, приблизят нас к Богу и сделают нашу духовную жизнь более плодотворной. В этом случае Он всегда пойдет нам навстречу. Он никогда не даст того, что может нам повредить. Вам может казаться, что вы просите на благо, но Господь лучше знает. Он никогда не ошибается и никогда не дает ничего плохого. Он дает только то, что является благом для нас, и данное обетование буквально означает, что если мы ищем эти блага — полноту Святого Духа, любовь, радость, мир, долготерпение, одним словом, все добродетели, так ярко проявившиеся в земной жизни Христа, — то Он обязательно даст нам их. Если мы дейст­вительно стремимся быть похожими на Него и на других святых, если мы действительно просим эти блага, то мы получим их. Если мы ищем их, мы найдем их; если мы сту­чим, нам отворят. Итак, данное обетование заключается в следующем: если мы просим блага, наш Небесный Отец даст их нам.

       Вот так нужно смотреть в будущее. Разберитесь с помо­щью Писания, что такое благо, и ищите его. Самое же глав­ное для нас — это познавать «единого истинного Бога, и посланного... (Им) Иисуса Христа» (Иоан. 17:3). Итак, если мы будем искать прежде всего Царствия Божия и правды Его, тогда, как обещал Сын Божий, все остальное прило­жится нам. Бог даст нам все это в великом изобилии. «Про­сите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам».