"Искать и находить" Мартин - Ллойд Джонс
Богословие - Проповеди

 

 

Мтф.7:7 -11 "Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;
ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?  И когда попросит рыбы, подал бы ему змею ?
 Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него".


           Не могу представить себе более ободряющего и вдохновляющего утверждения, помогающего выдер­живать все превратности судьбы, чем утверждение, содержа­щееся в ст. 7-11. Это одно из самых чудесных и благодатных обетовании Библии. Ничто так не сможет ободрить нас перед лицом всех жизненных скорбей и трудностей, как данная истина. Вот она: «Просите, и дано будет вам; ищи­те, и найдете; стучите, и отворят вам...» Для того чтобы мы хорошо уяснили слова нашего Господа, Он повторяет их, выражая их в еще более сильной форме. Он говорит: «...Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят». Это так. Это абсолютное обетование. Более того, оно дано Сыном Божьим, Который говорил от имени и с полной властью Своего Отца.

       Библия постоянно нас учит, что, в противовес мирскому взгляду на жизнь, верующие должны рассматривать свое пребывание на земле как странствие, полное скорбей, про­блем и неожиданностей. Она подчеркивает, что важно не столько то, что с нами происходит и с чем мы вынуждены сталкиваться, сколько наша готовность к этим испытани­ям. Суть библейского учения о жизни в каком-то смысле показана на примере одного человека — Авраама, который

«пошел, не зная, куда идет». Но он был, однако, совершенно спокоен. Он не боялся. Почему? Один старый пуританин, живший 300 лет тому назад, так ответил на этот вопрос: «Авраам пошел, не зная, куда идет, но он прекрасно знал, с Кем он идет».   Вот что важно — он знал, что отправился в это путешествие с Ним. Он был не один, с ним был Некто, Кто пообещал ему, что никогда не покинет его, никогда не оставит. И даже не зная, что с ним произойдет в этом стран­ствии, с чем ему придется столкнуться, он был блажен, по­тому что знал своего Попутчика.

   Авраам был подобен Самому Господу Иисусу Христу, Который перед крестной смертью, зная, что даже самые близкие ученики оставят Его из-за страха за свою жизнь, сказал: «Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною» (Иоан. 16:32). Это и есть самое главное. Так учит Библия. Господь не обещает сделать нашу жизнь легкой и красивой, без скорбей, трудностей и проблем. Он не говорит, что избавит нас от всех колючек и оставит нам только розы, источающие прекрасный аромат. Нет, наш Господь смотрит на жизнь реалистично и, учиты­вая человеческую природу, предупреждает о неизбежных опасностях. Но при этом, Он нас уверяет, мы можем при­близиться к Нему настолько, что выдержим любую жизнен­ную ситуацию. Вот в чем заключается смысл великого и важного обетования: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам...» Это один из вариантов той важнейшей истины, которая красной нитью проходит через все Писание от начала до конца.

       Если мы желаем извлечь из этих благодатных слов макси­мум пользы, мы должны рассмотреть их более пристально. Не достаточно их просто повторять. Стихи Библии никогда нельзя использовать в качестве психологического тренинга. Некоторые люди именно так и делают. Они считают, что лучший способ жить победной жизнью — перечитывать и повторять про себя отдельные стихи Библии. Конечно же, в какой-то мере это полезно. Но данный метод нельзя назвать библейским. Такой вид психологического тренинга дает только временное облегчение и подобен внушению.          Мы мо­жем внушить себе, что у нас нет никакой болезни, что нам очень хорошо, что у нас ничего не болит. Такая практика мо­жет показаться полезной и даже дать временное облегчение, но если болезнь все-таки есть, причем смертельная, то даже для самых ярых сторонников метода внушения она стано­вится очевидной.

       Это не христианский метод. Библия дает нам истину и хочет, чтобы мы рассуждали над ней. Поэто­му, когда мы доходим до подобных стихов, мы не должны ограничиваться упованием на то, что все будет хорошо. Мы должны знать» какой смысл они несут, и уметь применять их в своей жизни.

Подходя к этому великому утверждению, мы должны вспомнить принципы толкования, согласно которым край­не опасно вырывать отдельные стихи из общего контекста. Мы ни в коем случае не должны извращать Писание к собственной погибели. Следует в обязательном порядке обращать внимание на контекст, на смысл всего отрывка, на особенности или обетования, которые в нем содержат­ся. Данное правило особенно необходимо применять к ут­верждениям, подобным этому. Некоторые люди заявляют: «Не значат ли стихи 7-11, что Бог удовлетворит все мои желания?» И они действительно верят в это и считают, что так и должно быть. Но при этом они полностью игнори­руют все другие доктрины. Они просто просят у Бога то, что им хочется. А если их похоти не удовлетворяются, они впадают в уныние и депрессию. Их состояние оказывается еще хуже, чем было ранее. Они говорят: «Почему же Бог не выполняет Свои обещания?» Они чувствуют себя совершен­но несчастными. Мы же должны избегать такого подхода. Писание — это не механизм, который действует автомати­чески. Бог оказывает нам великую честь, обращаясь с нами как с разумными существами, предлагая через Святого Духа Свою истину. Он подразумевает, что мы будем вос­принимать ее такой, какая она есть, во всей ее полноте и гармонии. Вот почему нельзя рассматривать стихи 7 и 8 изолированно от стихов 9-11, так как все это — одно утвер­ждение, и понять его можно, только учитывая контекст всего отрывка. Иначе мы можем впасть в заблуждение.

       Данное утверждение — и в этом не трудно убедиться — во­все не сводится к мнению, что к Богу можно обращаться с любой просьбой. На самом деле в нем сокрыт гораздо более глубокий смысл. Скажу прямо, я благодарен Богу за то, что Он не исполняет автоматически все мои просьбы, и я утверждаю это на основании личного опыта. В прошлом я, как и все другие люди, часто просил Бога дать мне некото­рые вещи или сделать что-нибудь такое, что казалось мне необходимым. Но сейчас, с высоты прожитых лет, я очень благодарен Ему за то, что Он не выполнил мои просьбы и закрыл передо мной некоторые двери. Тогда я этого не по­нимал, но сейчас мне все ясно. Итак, я благодарен Богу за то, что обетование, содержащееся в стихах 7-11, не является универсальным и что Бог не гарантирует людям выполне­ние всех их просьб и желаний. Он приготовил нам гораздо лучший путь, в чем мы сейчас и убедимся.

     Вот как правильно рассматривать данное обетование. Прежде всего давайте ответим на один простой вопрос. Почему наш Господь произнес эти слова именно в этот мо­мент? Почему они помещены именно в этом месте Нагор­ной проповеди? Как мы уже выяснили, некоторые люди считают, что седьмая глава — последняя часть    Нагорной проповеди — является всего лишь простым сборником изо­лированных друг от друга изречений, которые наш Господь произнес без всякой системы и логики. Но мы уже выясни­ли, что это совершенно неверное заключение и что здесь есть и тема, и логика. Тема — суд, и нам напоминается, что даже в этой жизни мы живем под судом Божьим. Нравится нам это или нет, но око Господне всегда видит нас, и наша жизнь является в какой-то мере подготовительной школой к той великой жизни, которая ожидает нас после смерти. Итак, все, что мы делаем в этой жизни, имеет огромное зна­чение, и мы не можем рассчитывать на исполнение всех наших желаний. Вот тема данного отрывка. Господь, изла­гая ее, начинает с нашего суда над другими людьми. Мы должны быть очень осторожными, так как сами пребыва­ем под постоянным судом Божьим. Хорошо, но почему же наш Господь все-таки произнес стихи 7-11 именно в этот момент? Ответ ясен. В стихах 1-6 Он показал опасность осуждения других людей, ненависти и злопамятства. Он сказал, что, прежде чем извлечь сучок из чужого глаза, мы должны удалить бревно из своего собственного. Смысл дан­ного учения заключается в том, чтобы показать нам нашу крайнюю нужду в благодати. Господь открыл нам — по ка­ким строгим критериям мы будем судимы Богом. Вот Его резюме: «...каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить».

       Эти слова заставляют нас смириться и задаться вопросами: «Кто же способен выполнить такие высокие требова­ния? Как научиться жить по таким высоким стандартам?» Более того, мы понимаем нашу нужду в очищении, понимаем, какие мы негодные и грешные, и, как следствие, чувству­ем всю свою беспомощность и безнадежность. Мы думаем: «Как можно жить по Нагорной проповеди? Как может чело­век подняться до таких высоких стандартов? Лично мне нужна помощь и благодать Божия. Где же ее взять?» И вот вам ответ: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете;     стучите, и отворят вам...» Вот какая связь между этими сти­хами, и слава Богу за то, что она есть, ибо в противном случае, соприкоснувшись со славными евангельскими ис­тинами, мы бы чувствовали себя совершенно негодными и недостойными. Те несчастные люди, которые думают о    христианстве как о неком моральном кодексе, выполнить который можно своими собственными усилиями, никогда не понимали сути данного учения. Стандарт же, на который мы должны равняться, представлен в Нагорной проповеди.     

      Он-то и сокрушает всех нас, повергая наземь и показывая на­шу беспомощность и отчаянную нужду в благодати Божьей. И вот Божий ответ, который Он повторяет неоднократно: эту благодать можно получить.

   В свете этих обетовании возникает целый ряд вопросов. Почему все мы оказались в таком состоянии? Почему ка­чество нашей христианской жизни такое низкое? Нам нет никакого оправдания. Все, что нам нужно, является вполне доступным, так почему же мы такие, какие есть? Почему мы не применяем Нагорную проповедь в своей жизни? Почему мы не уподобляемся все более и более нашему Гос­поду Иисусу Христу? Все, что нам нужно, имеется в нашем распоряжении. Почему же мы не стараемся реализовать данное учение в полной мере? К счастью, и на этот вопрос есть ответ. Он-то и определяет истинный смысл исследуе­мого стиха. Наш Господь показывает нам, почему мы не можем войти в заветную дверь и не имеем того, что могли бы иметь. Он понимает, кто мы есть, и призывает нас вос­пользоваться этим великим обетованием. Другими слова­ми, мы должны понимать, что для достижения цели мы должны пребывать в определенном состоянии. Что же это за состояние? Давайте кратко его рассмотрим.

     Если мы хотим победоносно жить, имея мир и радость в своих сердцах, быть готовыми достойно встретить любые жизненные трудности, мы должны уяснить некоторые ве­щи. Во-первых, мы должны понять свою нужду. Как ни странно, но некоторые люди полагают, что им нужны лишь Божьи обетования. Однако этого не достаточно, так как главная беда всего человечества заключается в том, что люди не понимают своих истинных нужд. Многие пропо­ведники провозглашают о Господе Иисусе Христе совер­шенно безрезультатно, и на то есть причины. Они вообще не касаются учения о грехе, не обличают людей в грехах. Они рассказывают о Христе и считают, что этого вполне достаточно. Но нет, недостаточно, ибо воздействие греха на человека настолько сильно, что он никогда не пойдет ко Христу, если не поймет свою нужду в Нем. Но люди очень не любят считать себя неудачниками, нуждающимися в посторонней помощи. Им очень неприятно осознавать свое катастрофическое положение. Они с удовольствием слуша­ют проповеди о Христе, но только до тех пор, пока речь не заходит о Его крестной смерти ради их спасения. Они дума­ют, что это унизительно. Мы должны увидеть свою нужду в спасении. Это первое.

      Второе — нам необходимо в полной мере оценить сокровище Христовой благодати. Только в этом случае мы можем по-настоящему «просить», потому что только тот, кто вопиет: «Бедный я человек! кто избавит меня?..» — может по-настоящему искать этого избавления. Другие люди даже не понимают его желаний. Просить на­чинает только тот человек, который осознает себя полным ничтожеством.  И только тогда можно по-настоящему оценить сокровища, сокрытые во Христе.

   Мы должны осознать нашу нужду, и на этом Господь делает особый акцент. Он выражает Свою мысль, исполь­зуя три слова — «просить», «искать» и «стучать». Если вы посмотрите комментарии разных авторов, вы увидите в них горячие дискуссии о том, какое слово важнее — «ис­кать», «просить» или «стучать». Они уделяют этому очень много времени и, как обычно, противоречат друг другу. Одни считают, что просьба представляет слабое желание, поиск — более сильное, а стук — предельно настойчивое. Другие полагают, что стучащий человек пребывает снару­жи и что самое главное — просить, а не стучать. По мне­нию некоторых, неверующие сначала стучат в дверь, затем входят, начинают искать и, только найдя своего Господа, могут просить лично Его.

      Но все это искусственно усложнено. Наш Господь просто постарался показать, что мы должны проявлять настойчивость и старание. Это становится совершенно очевидным, когда мы сравниваем данный отрывок с параллельным из Луки 11. Там говорится о человеке, к которому неожиданно в полночь пришел гость. Так как у хозяина не было еды, он пошел и начал стучаться к своему другу, который уже лег спать. Чтобы получить просимое, ему пришлось проявить настойчивость и терпение. Та же мысль прослеживается в притче о настойчивой вдове в Луки 18. Здесь также употреб­ляются эти три слова, подчеркивающие элемент настойчиво­сти. В жизни следует иногда останавливаться, критически пересматривать прошлое и настоящее и задавать себе вопрос: «Жизнь проходит, года летят, а чего я добился?» Мы - должны вникать в себя и пытаться понять, достойно ли мы, христиане, живем? Достаточно ли мы читаем Библию и мо­лимся? Не следует ли нам все кардинально изменить, ведь наша цель — совершенствование! Мы честно стремимся к этому. И вот в первые дни нового года мы регулярно читаем Библию, молимся и просим Бога благословить нас.      Но рано или поздно — и это касается каждого из нас — мы начинаем сбиваться с ритма, и все наши планы рушатся.

       Как только мы собираемся помолиться или почитать Библию, возни­кают непредвиденные обстоятельства, какие-то помехи, и весь наш график перечеркивается. Через неделю или две обнаруживается, что все наши благие намерения так и оста­лись намерениями. Вот о чем ведет речь наш Господь. Если мы действительно хотим получить благословения, которые "Бог приготовил для нас, то должны неотступно просить об этом. Слово «искать» означает продолжать просить, а слово «стучать» — делать это настойчиво. Продолжая, мы не сдаемся, подобно неотступной вдове. Мы упрашиваем судью, как это делала она, и судья уступает.Наш Господь показывает его реакцию: «Лучше дать то, что она просит, чтобы она более не докучала мне».

   Значение настойчивости и неотступности трудно пере­оценить. Это видно не только из библейского учения, но и из жизни святых. Очень печально, что многие христиане довольствуются мимолетными желаниями. Если мы действительно желаем быть людьми Божьими, познавать Его, ходить с Ним и получать от Него обильные благословения, которые Он хочет нам дать, то должны настойчиво просить Его об этом день и ночь. Мы должны почувствовать жажду праведности, и только тогда утолим ее. Но и это не означа­ет, что мы удовлетворимся раз и навсегда. Чувство жажды будет появляться снова и снова. Подобно апостолу Павлу, мы, не почитая себя достигшими, а только «забывая зад­нее», должны «простираться вперед, стремясь к цели». Вот в чем суть. Это и есть неотступность, неутолимое желание. Итак, три ключевых слова — «просить», «искать» и «стучать». Надо признать, что здесь-то мы и хромаем.

      Итак, давайте рассмотрим первый принцип. Давайте оце­ним себя в свете Писания и попробуем сравнить получен­ный результат с образцом христианина, представленным в Новом Завете. Давайте посмотрим на эти славные обетова­ния и зададим себе вопрос: «Реализуются ли они в нашей жизни?» И если нет, то нам следует вернуться к великому утверждению нашего Господа, которое мы сейчас исследу­ем. Вот что я подразумеваю под возможностями. В первую очередь я должен просить и искать, и делать это до тех пор, пока передо мной не откроются двери для дальнейшего духовного развития, для духовного роста. Мы должны все время двигаться в этом направлении. Это и есть «подвиг веры». Такой человек и есть «претерпевший до конца», ко­торый спасется. Быть настойчивым, неотступным, не уны­вающим, постоянным в молитве — вот наш принцип. Мы должны молиться не только тогда, когда желаем что-либо получить от Бога и когда получаем, а постоянно. Настойчи­вость — прежде всего. Осознание нужды, неотступность в прошении и надежда на получение просимого.

     А теперь давайте перейдем ко второму принципу. Мы должны осознавать, что Бог есть наш Отец. Господь гово­рит об этом в стихе 9, и вот как Он выражает Свою мысль: «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?» Конечно же, мы должны осознавать, что Бог есть наш Отец. Вот что хочет подчеркнуть здесь прежде всего Господь. Он ис­пользует Свой метод перехода от частного к общему. Если земной отец делает столько добра для своих детей, то на­сколько больше делает Бог? Вот в чем мы претыкаемся, не правда ли? Если бы меня попросили одной фразой описать главный недостаток большинства современных христиан, то я бы сказал, что это неспособность относиться к Богу как к своему Отцу.

     Наша беда заключается именно в этом, а не в отсутствии каких-либо конкретных благословений. Мы не знаем Бога как своего Отца. И хотя мы утверждаем, что знаем Его и верим в Него, в повседневной жизни эта вера никак не проявляется. Всегда ли мы осознаем, что Он — наш Отец? Если бы это было именно так, то мы бы ничего не боялись в будущем.

     Я не имею в виду концепцию, согласно которой Бог является Отцом абсолютно всех людей на земле, и все лю­ди — братья. Это не библейская идея. Наш Господь здесь вы­смеивает ее и доказывает ее бессмысленность. Он говорит: «Итак, если вы, будучи злы...» Вы видите разницу? Почему Он не сказал: «Если мы, будучи злы»? Потому что Он не мог приравнять Себя к ним. Он — не просто человек по име­ни Иисус; Он — Единородный Сын Божий, Господь Иисус Христос. Он не включил Себя в это «вы». Он имел в виду все человечество. Его слова: «вы, будучи злы» означают не только то, что мы делаем зло, но и то, что мы по сути своей злы.

     Наша природа является испорченной и злой, и, следо­вательно, мы не можем быть чадами Божьими. Итак, Бог не является Отцом всех людей на земле. О некоторых Он говорил: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего». Нет, по природе все мы чада гнева и враги Бо­га. Таким образом, не всякий человек имеет право сказать: «Мне нравится это учение. Иногда меня пугает будущее, и мне очень приятно слышать, что мой отец — Бог и Он обо всем позаботится, что мне нечего бояться». Но Бог являет­ся нашим Отцом лишь в том случае, если мы находимся в соответствующем состоянии. Он не является отцом каж­дого человека, рожденного в этом мире.

    Каким же образом Бог становится нашим Отцом? В Пи­сании сказано, что Христос «пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими...» (Иоан. 1:11, 12). Мы становимся чадами Божьими только тогда, когда рожда­емся свыше, когда получаем новую жизнь и новую природу. Ребенок имеет ту же природу, что и его отец. Бог свят, и мы не можем стать чадами Божьими до тех пор, пока не получим святую, то есть новую, природу. Будучи злыми и зачатыми во грехе, мы не имеем такой природы, но Он дает ее нам. Вот что Он предлагает. И пока мы не станем Его чадами, пока у нас не будет никакого общения с Богом, мы не можем рассчитывать ни на какие обетования.    

     Другими словами, мы должны помнить, что согрешили против Бога, что заслуживаем гнева и наказания Божия, что Он послал Своего Сына умереть за нас на Голгофском кресте. Веруя в Него, мы получаем новую жизнь и новую природу, стано­вимся чадами Божьими. Только тогда мы можем сказать, что Бог — наш Отец. Кроме того,   Он дает нам Святого Духа, «Духа усыновления», Которым мы взываем: «Авва, Отче!» И с этого мгновения мы можем не сомневаться, что Бог, как наш Отец, будет по-особому к нам относиться. Он начнет лично, по-отцовски, интересоваться нами, заботиться о нас, наблюдать за нами, иметь планы по отношению к нам, же­лать всегда б