Новости
Мартин Ллойд - Джонс "Око за око и зуб за зуб" |
Богословие - Проповеди |
Око за око и зуб за зуб В стихах 38-42 мы видим пятую иллюстрацию, с помощью которой наш Господь противопоставляет Свое толкование закона Моисеева извращенному толкованию книжников и фарисеев. Первым делом мы должны исследовать цель данного повеления закона Моисеева. Ветхозаветная заповедь «око за око и зуб за зуб» записана в Исход 21:24. Моисей дал ее сынам Израиля, и для нас сейчас важно понять почему. Здесь излагается тот же принцип, что и в заповедях о прелюбодеянии, разводе и клятве. Главная цель повелений закона Моисеева — упорядочить поведение людей. Конкретно в этом случае необходимо было обуздать гнев, насилие и желание отомстить. Нет никакой необходимости доказывать, что подобные явления имеют место, потому что все мы, к сожалению, хорошо знакомы с ними. Более того, все мы виновны в этом. Если нам причиняют какой-либо ущерб, наша первая естественная реакция — отплатить тем же и даже причинить ущерб гораздо больший, чем нанесли нам. Такова цель закона Моисеева. Здесь мы видим принцип справедливости, а справедливость никогда не требует сверх меры. Между совершенным преступлением и понесенным наказанием должно быть строгое соответствие. Закон не обязывал людей в каждом случае выкалывать глаза или выбивать зубы своим обидчикам. Он просто ставил цель предотвращать ужасную невоздержанность, мерзкое чувство мести, самосуд и в целом контролировать ситуацию. Но, наверное, самое интересное в этой заповеди заключается в том, что она была дана не рядовым гражданам, а, скорее, судьям, которые официально несли ответственность за соблюдение закона сынами Израиля. В Израиле функционировала судебная система, и когда между людьми возникали конфликты, они должны были обращаться в соответствующие суды. Именно эти судьи и должны были следить за тем, чтобы наказание соответствовало преступлению по принципу: око за око и зуб за зуб. Этот закон был дан только судьям. За соблюдением законности следят прокуратура, суды и другие соответствующие инстанции. Это общий принцип. То же самое касается и закона Моисеева. Его основной целью было ввести элемент справедливости и порядка в общественные отношения и лишить людей права совершать самосуд над своими обидчиками. Что же касается книжников и фарисеев, то, очевидно, они полностью игнорировали тот факт, что эта заповедь была дана только судьям. Они сделали ее достоянием общественности. Более того, они рассматривали ее в чисто законническом духе как право, и даже обязанность наказывать обидчика по принципу: око за око и зуб за зуб. По их мнению, данная заповедь как бы вынуждала людей мстить другим и не сдерживать своих греховных порывов. Этот законнический подход всегда ставил на первое место права. Итак, фарисеи были виновны в двух ошибках. Они превратили предостережение в повеление и, следовательно, дали право мстить всем желающим, не понимая, что эта заповедь была адресована только определенным лицам, официально призванным следить за исполнением закона и порядком. Вот на этом фоне мы и должны рассматривать учение нашего Господа, выраженное словами: «...а Я говорю вам: не противься злому», и примеры, которые Он приводит. Итак, мы подошли к теме, которая часто обсуждается и вызывает недоразумения, что иногда приводит к путанице и разногласиям. Возможно, нет другого отрывка в Писании, который бы вызывал такие горячие споры, как это учение, повелевающее нам не противиться злу, быть милостивыми и прощать обидчиков. Во-первых, мы никогда не должны рассматривать Нагорную проповедь как моральный кодекс или как свод универсальных правил. Мы не должны воспринимать ее как некий закон, который пришел на смену ветхому закону Моисееву. Скорее, в ней идет речь о духе закона. Итак, мы не должны, встретившись с какой-либо трудностью в жизни, тут же открывать Нагорную проповедь и искать в ней, как в справочнике, нужный пункт. В Новом Завете такого вы не найдете. Как трагично, что христиане, пребывающие под благодатью, стремятся оказаться под законом! Во-вторых, все эти истины нельзя применять механически, как техническую инструкцию. Скорее, речь идет о духе, а не о букве. Мы вовсе не умаляем значение буквы, но мы должны, прежде всего, обращать внимание на дух. В-третьих, если наше толкование делает истину смешной, значит, оно неверно. Некоторые люди виновны и в этом. Следующий принцип таков: если наше толкование делает истину невозможной для применения, оно также неверно. Кое-кто толкует некоторые отрывки Нагорной проповеди именно таким образом, и это толкование также ошибочно. Истины Нагорной проповеди предназначаются для повседневного применения. Наконец, мы должны помнить, что если наше толкование противоречит какой-либо другой библейской истине, то и оно неверно. Писания должны соответствовать Писаниям. В библейском учении не может быть противоречий. Имея это в виду, посмотрим, чему же учит наш Господь. Он говорит такие слова: «А Я говорю вам: не противься злому». Перед нами также выражение «око за око и зуб за зуб». Что же оно означает? Сразу заметим, что его не следует понимать буквально. Всегда находятся люди, которые заявляют: «Вот что: Писание нужно понимать буквально. Если в Писании черным по белому написано: «Не противься злому», значит, так и надо поступать». Мы не станем сейчас подробно разбирать весь этот подход к библейскому толкованию. Но не сложно было бы доказать, что, если мы будем ему неукоснительно следовать, это даст нам множество не просто нелепых, но и недопустимых толкований. Однако в истории Церкви и христианской мысли встречались выдающиеся люди, которые настаивали на буквальном понимании этого утверждения. И, наверное, самым влиятельным в этом отношении был великий русский писатель граф Толстой. Он решительно заявлял, что эти слова Господа следует понимать так, как они записаны. По его мнению, армия, полиция и даже судебные органы — все чуждо христианству. Не должно противостоять злу, так как путь Христов — это непротивление злу, в какой бы форме оно ни выражалось. Он говорит, что это утверждение имеет неограниченную сферу применения, что оно не может быть истинным лишь в определенных особых условиях. В нем сказано: «Не противься злому». Но полиция противостоит злу, следовательно, ее не должно быть. То же самое касается армии и различных судебных инстанций. Преступление не должно быть наказуемо, ибо сказано: «Не противься злому». Есть и другие, которые мыслили в этом же направлении, однако, в отличие от Толстого, не заходили так далеко. Они соглашались, что без судебных инстанций не обойтись, но высказывались против армии, войн и смертной казни. Они не признавали убиение ни в какой форме, будь то судебный приговор или что-либо иное. Вам, очевидно, знакомо такое учение, и долгом проповедника и толкователя Писания является дать честный и откровенный ответ на него. Лично я считаю, что для этого нужно напомнить весь контекст отрывка и установить его связь с данными утверждениями. Значение этого трудно переоценить. Нагорную проповедь следует воспринимать в том порядке, в котором она была произнесена и предложена нам. Мы начинаем не с повелений, а с блаженств, с фундаментальных определений, и только после этого движемся вперед. Далее мы увидим всю важность такого подхода, но сначала мы должны рассмотреть данный отрывок в целом. Первый основной принцип заключается в том, что это учение предназначено не для государства и не для людей мира сего. Более того, мы можем сказать, что это учение не имеет никакого отношения к человеку, который не является христианином. Очень важно рассматривать Нагорную проповедь в правильном порядке. «Вот так вы должны жить», — как бы говорит Господь этим людям. К кому Он обращается? К людям, описание которых мы находим в блаженствах. Первое, что Он сказал о них, это то, что они «нищи духом». Другими словами, они прекрасно знают о своей полной непригодности. Они признают тот факт, что являются беспомощными грешниками в очах Божьих. Они оплакивают свою греховность. Они уже осознали, что грех живет в них и оскверняет всю их жизнь. Вот почему они плачут. Они милостивы. Их дух противоположен духу мира сего. Они алчут и жаждут праведности и так далее. Итак, эти конкретные повеления, которые мы с вами сейчас рассматриваем, относятся только к христианам. Мы не будем останавливаться на этом. Данное учение совершенно бесполезно для тех людей, у которых нет таких качеств. Наш Господь никогда бы не потребовал от душевного человека, пораженного грехом, находящегося в рабстве у сатаны и обреченного на геенну огненную, жить такой жизнью, так как он на это просто не способен. Прежде чем мы сможем вести такой образ жизни, мы должны стать новым творением, родиться свыше. Следовательно, пред писывать это учение правительству или всему населению страны является, по меньшей мере ересью, и я объясню по чему. Если мы требуем от человека, не возрожденного и не получившего Святого Духа, жить христианской жизнью, то этим самым мы утверждаем, что он может оправдать себя делами, а это явная ересь. Таким образом, мы утверждаем, что человек своими усилиями и своим умом может дойти до святой жизни. Но это явно противоречит Новому Завету. Наш Господь раз и навсегда установил данный принцип в Своей беседе с Никодимом. Никодим как бы спрашивал: «Что я должен сделать, чтобы стать таким, как Ты?» Наш Господь ему ответил примерно так: «Мой друг! Не думай, что ты можешь это сделать сам. Ты ничего не можешь сделать. Тебе необходимо родиться свыше». Следовательно, требовать христианского поведения от человека, который не рожден свыше, и тем более от правительства и всей страны — явное заблуждение. Для мира сего, для государства и для любого нехристианина по-прежнему имеет силу закон, который гласит: «око за. око и зуб за зуб». Все эти неверующие люди по-прежнему находятся под законом, который обуздывает человека, поддерживает порядок и не допускает эксцессов. Вот почему христианин должен соблюдать закон и порядок, вот почему он не должен бойкотировать свои гражданские обязанности. Он знает, что «нет власти не от Бога», что нельзя допускать беззакония, что преступления и пороки должны быть наказаны, то есть — «око за око и зуб за зуб», правопорядок и справедливость. Другими словами, Новый Завет учит, что, до тех пор, пока человек не перейдет под благодать, он должен пребывать под законом. Именно в этом кроется причина всех современных недоразумений и проблем. Люди, не являющиеся христианами, бредут по жизни, как в тумане, не понимая сути учения Христа. Они считают, что не стоит наказывать провинившегося ребенка, что не нужны ни закон, ни порядок, что люди станут милыми и хорошими только тогда, когда на земле восторжествует любовь. Теперь мы видим результаты всего этого! Это чистой воды ересь. Правило «око за око и зуб за зуб» должно действовать до тех пор, пока в человека не войдет Дух Христов. И только потом от него можно ожидать чего-то большего. Закон вы являет зло и удерживает его в рамках. Это установил Сам Бог и для этого Он поставил власти. Данный принцип не имеет никакого отношения ни к государству, ни к так называемому христианскому пацифизму, ни к христианскому социализму и т. п. Лев Толстой не понимал библейского учения, и в этом заключалась его трагедия. В конце концов, он увидел всю несостоятельность своей теории, что было неизбежно. Далее, это учение, относящееся исключительно к христианам, затрагивает их личные, а не гражданские отношения. Вот в чем загвоздка. Мы все пребываем одновременно в двух сферах. Я, к примеру, гражданин Великобритании и состою в определенных отношениях с государством, правительством и другими общественными структурами. Все это на своем месте. Но при всем том я еще имею личные отношения со своей женой и детьми, с другими людьми, с друзьями, являюсь членом церкви и т.д. Эти отношения принципиально отличаются от отношений между мною и государством. Но еще раз повторю, учение нашего Господа регламентирует только личные взаимоотношения христиан. Об их отношениях с государством в нем нет даже намека. Речь идет лишь о реакции христиан на то зло, которое причиняется им лично. Что же касается гражданских прав и обязанностей христиан, то и их Писание очерчивает довольно четко. Если вас интересует этот вопрос, переключитесь с Нагорной проповеди на те главы, которые излагают его непосредственно, такие, как Римлянам 13 и 1 Петра 2. Так, если юноша желает знать, следует ли считать гражданским долгом службу в армии, он не найдет ответа здесь. Его нужно поискать в других местах Писания. Нагорная же проповедь описывает лишь его личные отношения. И тем не менее, как часто цитируют этот отрывок, когда речь идет о гражданском долге человека. Запомните, что гражданский долг тут совершенно ни при чем. Следующий, третий принцип, заключается в том, что это учение не рассматривает вопрос убиения, лишения жизни каким бы то ни было образом, будь то смертная казнь, убийство на войне или что-либо иное. Господь говорит о личном отношении христиан к тому, что с ними происходит. По большому счету, конечно, Его учение связано с общей заповедью: «Не убивай», но не этот принцип сейчас выносится на первый план. Следовательно, толковать данный отрывок в узком смысле, как призыв к пацифизму, — значит, сводить это великое и славное христианское учение к законничеству. Те же, кто полагают этот отрывок в основу своих пацифистских взглядов, - мы не говорим сейчас о том, хорош пацифизм или плох, — виновны в ереси. Они впали в законническое заблуждение фарисеев и книжников, и предлагаемое ими толкование в корне ошибочно. Чему же здесь учит наш Господь? Без сомнения, здесь заложен один важный принцип — принцип отношения человека к самому себе. Мы могли бы обсуждать поведение христианина в контексте государства, войны и так далее. Но это слишком упрощенный подход. Наш Господь призывает нас посмотреть на самих себя. Говорить о пацифизме гораздо легче, чем видеть себя в свете истинного учения Христа. Что я имею в виду? Я утверждаю, что ключом к пониманию данной истины является ст. 42: «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся». Вот что главное. Читая этот стих, у вас складывается впечатление, что он вообще не должен здесь находиться. Выше мы прочитали: «Вы слышали, что сказано: „око за око и зуб за зуб". А Я говорю вам: не противься злому». В нашем сознании возникают картины войны, убийства и смертной казни. Но далее неожиданно Он говорит: «Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два». И далее неожиданно: «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся». У нас сразу же возникает вопрос: а какое отношение имеет тема займа к теме войны и убийства? Откуда она вообще здесь взялась? Именно это и является ключом к пониманию принципов, которые здесь излагает наш Господь. Он все время подразумевает тему нашего «я» и нашего отношения к самому себе. Он говорит, что, если мы действительно являемся христианами, мы должны умертвить в себе свое «я». Здесь речь идет не о том, можно ли верующему служить в армии, а о том, что мы думаем о себе, как мы относимся к себе. Это духовное учение действует следующим образом. Во-первых, я должен правильно относиться к самому себе и верно понимать вопрос самообороны, который немедленно возникает при появлении угрозы нападения. Я также должен правильно реагировать на желание отомстить, которое так характерно для душевного человека. Далее речь идет об отношении моего «я» к несправедливости, жертвой которой я становлюсь, и к тем обязанностям, которые возлагает на меня общество или государство. И наконец, речь идет об отношении моего «я» к личному имуществу. Итак, здесь наш Господь выкрывает то ужасное явление, которое управляет душевным человеком — эгоизм. Это то ужасное наследие, которое человек получил с момента грехопадения и которое вынуждает его прославлять самого себя и делать из себя бога. Человек защищает свое «я» изо всех своих сил и делает это самыми разными способами, причем не только тогда, когда на него нападают или когда у него что-либо отбирают. Он переносит любовь к своему «я» даже на свое имущество, на деньги. Если кто-либо захочет занять у него денег, он думает: «Почему я должен лишать себя этих благ и обеднять себя?»
|